В жизни каждой семьи, где есть дети, однажды наступает момент: подросший малыш с огромным букетом цветов, с новым ранцем за спинойотправляется первый раз в первый класс. Часто это радостное событие бывает омрачено: неподготовленностью ребёнка к школе, несориентированностью родителей.
С проблемой адаптации детей к школе сталкиваются большинство учителей и родителей. Это проявляется в первую очередь в нежелании ребёнка идти в школу с самых первых дней. В этот чужой, а следовательно, враждебный ему мир. Многие дети думают, что они не справятся с заданиями учителя, страх, боязнь учителя, вдруг учитель не будет его любить.
У многих детей серьёзные трудности и в общении со сверстниками. Отсутствие такого качества как коммуникативность порождает агрессию одноклассников. Нередко ребёнок просто отвергается сверстниками. По прошествии времени эту ситуацию очень трудно изменить.
К этому прибавляется повышенная требовательность родителей. Они ждут от своего ученика блестящих работ, хотя совсем недавно были довольны, когда их малыш просто бегал и играл, ходил в детский сад. Даже если родители не ругают и не наказывают ребёнка, давление всё равно присутствует.
Для младшего школьника обучение не может заменить яркую игру, к которой он так привык. В школу приходят и дети, которые не посещали детский сад. Их пугает большое количество сверстников, шум, беготня на перемене, они стесняются отвечать, до школы они имели опыт общения только с близкими родственниками. Отсюда возникает защитная реакция в виде отсутствия мотивации к учебному процессу.
Адаптированный ребёнок – это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального, творческого и других потенциалов в новой школьной среде. Интеллектуальная мотивация и физическая готовность к обучению не связана с личностными особенностями мотивации к обучению. Неразвитость внутренних мотивов обучения, а также широко представленные отрицательные мотивы у обучающихся замедляют и ухудшают не только эмоциональную и социально- психологическую, но и интеллектуальную мотивацию.
Многих проблем можно избежать или хотя бы сгладить дошкольным воспитанием и образованием. Именно до школы начинают формироваться те системы отношения ребёнка с миром и с самим собой, те устойчивый формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность обучения, эффективность стиля общения, возможность личной самореализации, возможность вписаться в школьную систему без внутренних потерь, без ухудшения самооценки.
Физическая, интеллектуальная, социальная, нравственная готовность детей к школе во многом зависит от родителей. Существует много методов подготовки детей к школе, которыми пользуются семьи. Это чтение книг всей семьёй, составление личной библиотечки ребёнка, поиск в книге ответа на детский вопрос «почему?», что приучает к работе с книгой, развивающие игры, игра в школу, занятия в спортивных секциях, в различных кружках, приучение детей к самообслуживанию и многое другое.
В настоящее время проблема школьной готовности решается через организацию условий, в которых ребёнок может успешно функционировать и развиваться, приближенных к обучению в первом классе.
В нашей школе несколько лет успешно работает группа для старших дошкольников. В удобное время для родителей и для детей, утром или днём, дети приходят на занятия в класс. Эти занятия ни в коем случае не дублируют функции детского сада. Занятия сильно отличаются и от настоящих уроков.
Поначалу дети знакомятся с обстановкой класса, с новыми порядками, с учебными принадлежностями. Появляется в их жизни новый человек- учитель, новые сверстники. Выясняется степень готовности каждого к общению, к обучению, затем планируется работа по компенсации пробелов воспитания и образования, работа по дальнейшей подготовке детей к первому классу.
Занятия строятся с учётом возрастных особенностей детей пяти-, шестилетнего возраста. Дозировка материала, его содержание доступны, посильны детям, что позволяет им усваивать учебный материал. Интерес и работоспособность на занятиях поддерживается через активное использование познавательно-дидактических игр, видеоматериалов.
Малыши, приходя на занятия именно в школу, начинают себя чувствовать взрослыми, они имеют возможность «примерить» на себя роль школьника. Многие родители для занятий приобретают новые красочные тетради, карандаши, альбомы. Все это очень нравится ребёнку и стимулирует процесс адаптации к школе. На первом родительском собрании родителям также предлагается принести в школу, обсудив вместе с ребёнком, любимую игрушку из дома, чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее.
На занятиях обучения грамоте дети знакомятся со звуками и буквами, дифференцируя эти понятия, учатся их характеризовать и группировать. Знакомятся с понятиями «речь», «слово», «предложение», «слог», «ударение». Большое внимание уделяется развитию речи, знакомству с детскими писателями.
Никто не станет спорить, что общее физическое развитие ребёнка должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы была хорошо развита мелкая моторика, иначе ребёнок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать на письме. На занятиях графикой дети с большим интересом рисуют, штрихуют, знакомятся с изображением букв, учатся правильно сидеть за столом, держать ручку и карандаш.
Для многих ребят математика является любимым занятием. Через систему упражнений и заданий формируются и развиваются у детей компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственная подвижность, логические приёмы умственных действий, а также счёт, присчитывание, арифметические действия.
Позанимавшись в дошкольной группе, дети переходят в первый класс. Таким образом, решается проблема преемственности. Дети остаются в той же среде, знакомы со школьными порядками, с одноклассниками, нет страха перед учителем, меньше тревоги и у родителей. За время занятий в группе сдружились дети, познакомились между собой родители.
По наблюдениям за первоклассниками, меньший стресс испытывают дети, посещавшие дошкольную группу. Они отличаются повышенным уровнем адаптации, более восприимчивы к учебному материалу. Дошкольная группа, безусловно, не решает все проблемы адаптации ребёнка к школе, нопомогает скомпенсировать проблемы, повысить уровень готовности к моменту прихода в первый класс.
Автор: Ю.А. Хольная, учитель начальных классов МАОУ СОШ №74, г. Екатеринбург.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.