Сегодня мало использовать традиционные формы работы с семьей. Современная жизнь диктует новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и родителей:
1) Семья для педагогов не должна выступать лишь как объект воздействия.
2) Семья для ребенка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Но, увы, довольно часто воспитание в семье не помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ученика.
В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин «способные дети». Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные.
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. По своей природной сути большинство детей – талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Упоминание о детской одаренности вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения.
Обычно, услышав или прочитав о какой-либо психологической проблеме, мы довольно часто вольно или невольно примериваем ее на себя. У многих родителей «примеривание» одаренности рождает неуверенность и сомнение, а вслед за этим нередко и отторжение – «это не про меня и к моему ребенку отношения не имеет».
Но именно родители способны многое сделать для того, чтобы повысить умственный, творческий потенциал собственного ребенка.
Одной из приоритетных составляющих сферы общечеловеческих ценностей, формируемых в системе образования, является ценность семьи. Очень важно показать подрастающему поколению, насколько семья взаимосвязана со всеми сферами человеческой жизни.
Я считаю, что для выявления и развития одаренности творческого вида наиболее подходит внеурочная деятельность. А формой работы с семьей в этом направлении выбираю семейные праздники, т. к. и детям и родителям они очень нравятся.
Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы.
I.“Конвенция ООН о правах ребенка” помогает правильно определить роль сторон, участвующих в воспитании подрастающего поколения. Так в ст. 27 п. 2 и 3 говорится: «Родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий жизни, необходимых для развития ребенка»; а «Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права…»
Иначе, родители – главные воспитатели, а государство, в лице школы и других общественных институтов, призвано помочь родителям в воспитании детей.
Сегодня мало использовать традиционные формы работы с семьей. Современная жизнь диктует новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и родителей:
1) Семья для педагогов не должна выступать лишь как объект воздействия.
2) Семья для ребенка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Но-увы: довольно часто воспитание в семье не помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ученика.
В современном обществе проблема воспитания ценностных ориентаций будущих граждан России остается одной из самых актуальных для системы образования. Ценностные ориентации выполняют первостепенную регулятивную функцию в обществе, лежат в основе мировоззрения и концептуальных установок. Они активно влияют на развитие общественного интеллекта, составляют основу деятельности и отношений людей. Сформированность ценностно-смысловой компетентности позволяет учащимся эффективно познавать и адекватно оценивать самого себя, других людей, окружающий мир.
Ценности – нравственные ориентиры, имеющие для человека большую значимость, отвечающие его актуальным потребностям, идеалам, личностным смыслам. Изменение общественных отношений в нашей стране привело к переоценке ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, появляются ценностные ориентиры и предпочтения.
Российское образование соответствует единым государственным стандартам, вследствие этого школа дает усредненные знания, рассчитанные на среднего ученика. Но уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен. Именно поэтому традиционная система обучения не всегда отвечает интересам обучающихся и их родителей. Да и обществу сегодня нужны способные люди.
В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин «способные дети». Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные.
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. По своей природной сути большинство детей – талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Упоминание о детской одаренности вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения.
Обычно, услышав или прочитав о какой-либо психологической проблеме, мы довольно часто вольно или невольно примериваем ее на себя. У многих родителей «примеривание» одаренности рождает неуверенность и сомнение, а вслед за этим нередко и отторжение – «это не про меня и к моему ребенку отношения не имеет».
Но именно родители способны многое сделать для того, чтобы повысить умственный, творческий потенциал собственного ребенка.
Одной из приоритетных составляющих сферы общечеловеческих ценностей, формируемых в системе образования, является ценность семьи. Очень важно показать подрастающему поколению, насколько семья взаимосвязана со всеми сферами человеческой жизни.
К числу наиболее популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция американского ученого Джозефа Рензулли. Согласно ей одаренность есть не просто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающий средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
При рассмотрении данной концепции возникает вопрос: кого можно считать одаренным? Того, кто по всем трем параметрам превосходит норму? Джозеф Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, а даже того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.
Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют с помощью тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.
Я считаю, что для выявления и развития одаренности творческого вида наиболее подходит внеурочная деятельность. А формой работы с семьей в этом направлении выбираю семейные праздники, т. к. и детям и родителям они очень нравятся.
Цель праздников: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности.
Задачи:
1) Актуализация семейных ценностей (дети значимы для семьи – любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребенку на помощь, оказать личную поддержку)
2) Создание условий для активного взаимодействия взрослых и детей;
3) Содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных форм сотрудничества в триаде «учитель – ученик - родитель» во внеурочной деятельности;
4) Выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений;
5) Создание ситуации успеха для каждого ребенка;
6) Воспитание в детях чувства уважения к взрослым, самостоятельности и ответственности.
Для решения поставленных задач мы совместно с родителями определили следующее содержание:
Классификация семейных праздников представлена в таблице 1.
Направление |
Название |
«Календарные» |
День Знаний», «День Добра» (для бабушек и дедушек), «День Матери», «Новый Год», «Февромарт», «День семьи» |
«Школьные»
|
«Посвящение в первоклассники», «Спасибо, Азбука, тебе!», «Зажги звезду!»( день именинника), «Последний звонок» |
«Праздники в гостях» |
«Книга в наследство» (ЦПБ), «Капустина», «Рождество» (городской музей) |
«Семейные» |
«Школьные годы»(идея: показать детям, что учиться в школе трудно, но интересно);«Братские отношения» (идея: раскрыть детям понятие «Братские отношения», показать их ценность в жизни человека) |
«Праздники на свежем воздухе» |
«Всей семьей в осенний лес», «Новый год для друзей», «Закончился учебный год – собираемся в поход» |
Планирование моей работы вывелось в двух направлениях:
1) Предварительная работа с детьми;
2) Предварительная работа с родителями.
Этапы работы представлены в таблице 2.
Направления |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
1. Мотивационный этап |
Основной прием работы: рассказ педагога из личного опыта по данной теме Цель: смотивировать детей на предстоящий праздник |
Основная форма работы: консультация с родителями Цель: смотивировать родителей на предстоящий праздник, показать их роль на этом празднике |
2. Организационно – педагогическая работа |
|
|
3. Коррекция и контроль достижения результата |
Приемы: – Косвенного напоминания – Подчеркнутого доверия |
Цель: Создать условия для опробования разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком |
4. Анализ выполнения обязанностей по организации праздника
|
Цель: определить, что получилось хорошо, выявить отрицательные моменты как задачу на следующий праздник. Основной прием-беседа (см. план ниже) |
Цель: сделать родителей единомышленниками в вопросах воспитания детей Формы работы: собрания, деловая игра, просмотр видеофильмов |
План беседы:
а) по отношению к друг другу
б) по отношению к взрослым
Пример из опыта.
a) До праздника перед детьми стояла задача: объединиться в бригады по выполнению какой-либо обязанности на празднике, выполнить эту обязанность дружно, помогая друг другу, и уходить домой после праздника только тогда, когда твоя бригада выполнит порученное ей дело. После праздника обсудили и пришли к выводу, что все бригады дружно справились со своими обязанностями, никто никого не подвел. Все порадовались друг за друга.
б) До праздника с детьми договорились, что:
- Каждый сам развлекает своего гостя до начала мероприятия(устраивает ему экскурсию по школе, классу и т.д.)
- Быть внимательным к своему гостю (ухаживать во время чаепития, после праздника убрать со стола свою посуду и посуду гостя)
Анализ праздника показал, что:
- К своему гостю мы можем быть внимательным и вежливым, а про других забываем, можем даже не поздороваться;
- Во время приема гостей не всегда наше поведение можно назвать уважительным по отношению к другим.
Обсудив эти проблемы, мы разработали с детьми алгоритм встречи любого гостя и обговорили варианты поведения детей во время прихода гостей на праздник.
Как вы оцениваете выполнение своих обязанностей?(при оценке обратить внимание на отношение детей к выполнению своей обязанности: старательно выполнил или нет; пришлось напоминать или сделал все сам, по своей инициативе; приходилось уговаривать или проявлял активность)
Пример из опыта.
Так, оценивая выполнение каждым своих обязанностей, мы с ребятами увидели, что все подошли к выполнению своих обязанностей очень ответственно: никого не приходилось о чем-то просить, а некоторые дети проявили большую активность, помогая ребятам из других бригад.
IV. Качественные изменения в образовательном процессе или показатели успешности.
Результаты моей работы:
V. Наиболее трудно организовать взаимодействие с родителями в начале обучения – т. е. в I полугодии I класса. Родители еще не все освоились, не все подружились… Попытки занять позицию «наблюдателя» - это сложности при подготовке праздников. Во время проведения мероприятий ситуация повторяется: взрослые – вновь «наблюдатели». Но в данной ситуации они наносят огромный вред своему собственному ребенку (отказываясь сесть за стол, принять участие в конкурсах и т.д. и т. п.). В таких случаях мне, как педагогу, приходится индивидуально беседовать с родителями, добиваться взаимопонимания в данном вопросе.
VI. Проведенная мной работа позволяет сделать следующие выводы:
Продолжая работать в данном направлении, я планирую некоторые изменения: 1) регулярно проводить мониторинг эффективности образовательного процесса; 2) овладеть методиками определения детской одаренности и совместно с родителями составлять индивидуальные «карты одаренности» (при выпуске из начальной школы передавать их классному руководителю).
Автор: Степучева Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 56» г. Новоуральск Свердловская область. Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Любовь Анатольевна! Вы пытаетесь одолеть проблему всех учителей. Скопировала Вашу статью, она интересная, много хороших мыслей и подходят для моих старшеклассников, для их родителей. прекрасная презентация. Спасибо!
Большое спасибо, Любовь Анатольевна! Ты умница (впрочем, это было всегда). Очень хороший и полезный материал, который можно использовать и учителям среднего звена, да и учителям старших классов. Еще раз спасибо!!!!