Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребёнке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам педагогов и родителей.
Хочу поделиться своим опытом работы с родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание в семье». Тридцать пять лет работаю учителем начальных классов. Все эти годы уже до принятия 1 класса, ставлю перед собой цель не только научить их считать, читать и писать, но и заложить в их души умение любить друг друга, сочувствовать и сопереживать, помогать в трудные минуты, видеть прекрасное во всём добром, одним словом быть человечными.
Чтобы достичь поставленную цель многие годы верными помощниками стали для своих детей и для меня – родители. Они разные: молодые, в возрасте, образованные, без образования... Только в тесной связи с родителями я могла добиться успехов в воспитании, обучении, развитии учащихся.
Их у меня было 9 выпусков. Каждый раз, выпуская 4 и принимая детей в 1 класс, у меня заложилась традиция по воспитанию детей по таким направлениям:
Эти направления тесно взаимосвязаны между собой. Провожу беседы под циклом «Воспитание творчеством». Готовлю их, что благодаря детскому творчеству, мы – родители, педагоги – можем увидеть окружающий нас мир детскими глазами.
Огромное значение в духовном воспитании ребенка имеет книга. Поскольку в нашем районе приобрести красивые и недорогие книги сложно, родители начали осуществлять совместные заказы через интернет в удобном режиме онлайн. Например, на сайте издательства «РОСМЭН» https://HPRosmen.ru/ вместе с родительским комитетом приобрели подарочные книги о Гарри Поттере в качественном переводе и уникальном оформлении для выпускников начальной школы.
Мы должны приучить наших детей бережно и внимательно относиться к собственному творчеству. Для этого, необходимо чаще вместе с ребёнком рассматривать его рисунки, поделки, не скупиться на похвалу. А при необходимости дать полезный совет или задать вопросы по поводу выбранных тем, героев или событий, изображённых малышом. Подвожу родителей к выводу, что так мы лучше узнаем и поймём своих детей, постараемся понять их проблемы, страхи, радости и сложности их развития. А это значит – мы получим новые возможности для разумного воспитания наших детей.
Родители посетили много занятий своих детей. Они видели, как их дети внимательно слушают беседы, как рассматривают рисунки, образцы поделок, как потом с большим увлечением работали.
Например, внеклассное занятие на тему: «Мозаика из яичной скорлупы». Дети очень любят чертить по шаблону разные фигуры, а затем заполнять их скорлупками. Так мы приучаем малыша к терпению, к серьёзному отношению к своему труду. Также устраивала уроки – соревнования по прочитанным произведениям на внеклассных чтениях на родном и русском языках.
Важное место на уроках чтения занимает минуты поэзии. Совместно с родителями создали маленькую поэтическую библиотечку. Родители помогли оформить специальные блокнотики, куда дети записывают образные выражения, собственные сочинения стихов. Это вызывает у детей определённые чувства и настроения, это в дальнейшем помогает им в выполнении творческих работ по развитию речи.
К встрече с родителями требуется большая подготовительная работа. Расскажу как организовала, подготовила и провела родительское собрание на тему: «О воспитании любви к природе».
Обсудили все вопросы по его проведению. Ребята стали участниками конкурса стихов и рисунков о природе. Если свои рисунки дети должны были приготовить дома, то конкурс стихов проходил в классе. Самой большой наградой для детей было решение прочитать эти стихи на родительском собрании. Также как и дети готовились родители к собранию. Задание для них было такое: Подготовить с детьми рисунок – плакат по охране природы, сочинить семейный рассказ о природе.
Вот что написала мама одной ученицы в своём рассказе, который называется «Счастье жизни». Она рассказала о пробуждении природы, о восходе солнца, о живом роднике, который ни в зной, ни в лютый холод не замерзает и о том, как наступает вечер, но жизнь в лесу продолжается. Особо отмечаю, что все стихи, рассказы родителей и детей на родном языке, потому что только на родном языке можно красочно, доступно выразить свои мысли.
Кратко скажу, каков итог этого собрания: стихи и рассказы были прочитаны перед родителями. Интересно проведён семейный конкурс плакатов – рисунков. Отметили всех участников маленькими призами и дипломами. Стихи, рассказы, плакаты оформлены в альбомы – раскладушки. С данными материалами выступала перед коллегами районного методического объединения.
Стало традицией проводить игру «Поле чудес». Игры посвящены природе: об исчезающих животных и растениях, которые занесены в Красную Книгу Республики Алтай. Мною разработано цикл воспитательных мероприятий на родном языке.
Каждый раз, проводя воспитательные мероприятия, советую моему маленькому творцу подарить его самый замечательный рисунок, поделку, аппликацию, стихи, рассказы и т. д. маме, папе, бабушке, дедушке, подруге, другу, сестрёнке …
В этот творческий период главное то, что увлечение нашего ребёнка творчеством служило добру.
Совместно с родителями постарались превратить в традицию семейные праздники: бабушкин день, праздник друзей нашего ребёнка, праздник новой книжки, появившейся в нашем доме, праздник первых весенних цветов, птиц, праздник разноцветных красок.
Проводила цикл бесед с родителями по теме: «Воспитание праздником». Например, родителей приглашала на уборку класса. Они видели и восхищались, как самостоятельно дети вымыли и вытерли свои парты, развесили тряпки, как мальчики вынесли ведро и вылили грязную воду. Оказалось, что дома родители не доверяют им всё это делать, а для детей выполнять такую работу оказывается праздник, потому что они охотно работают, они видят, что в классе им доверяют.
Постоянно в беседах напоминаю родителям, как можно чаще разряжать обычные будни праздниками. Каждый раз провожая домой моих «Почемучек» желаю им, чтобы в вашем доме всегда жили игра и сказка. Например, передача «Спокойной ночи, малыши!». Сколько полезного можно посмотреть и научиться из этой передачи.
И каждый раз я стараюсь подвести родителей и детей к той мысли, что праздник может начаться с самого простого дела: с уборки квартиры, с поливки цветов, которые можно превратить в весёлую игру. Если ты станешь поливать цветы, которые стоят на подоконнике, они привыкнут к тебе и полюбят тебя. И каждый раз тихонечко загадочным голосом будут шептать: «Спасибо!», потому что все цветы на белом свете добры и вежливы.
Или вот так беседую с детьми: В книжном шкафу живут волшебники. Ведь стоит лишь открыть любую книжку, как тотчас же начинаются чудеса … И потому, чтобы герои сказки «Теертпек», чтобы животные рассказов Александра Ередеева, чтобы герои сказок А.С.Пушкина не утонули в пыли, необходимо вытирать пыль в книжном шкафу.
В 3 классе был подготовлен и проведён праздничный классный час на тему «Бабушки и внуки». К классному часу родитель одного ученика нарисовал плакат, на котором внук, обнимающий бабушку, ученики написали сочинения о своих бабушках, проведена беседа о доброте и мудрости бабушек, о заботе и помощи им со стороны внуков и внучек.
Прочитали рассказ В. Осеевой «Бабка», после чтения данного рассказа не стоит его обсуждать, лучше посидеть молча 1 – 2 минуты, разыгрывали сценки по сценарию. Класс внимательно следит за действующими лицами и комментирует их поведение (следят и за бабушкой: поблагодарит ли она детей, например).
Также читали стихотворения о бабушках: Е.Благинина «Загадка», Л.Квитко «Бабушкины руки». Самое интересное то, что внуки читали сочинения о своих бабушках. Вот некоторые из них:
1. Я хочу рассказать о самом дорогом человеке – о моей бабушке Ульяне Телёсовне. Моя бабушка самая добрая и ласковая. Если у меня радость, она радуется моим успехам, если мне грустно, она успокоит и утешит. У моей бабушки золотые руки. Она шьёт национальную одежду. Она мне сшила алтайскую шапку из лисьих лапок, с бахромой. Мы часто с ней читаем книги. Я стараюсь помогать бабушке мыть посуду, пол, поливать цветы.
2. Мою бабушку зовут Александра Таадаевна. Она всю жизнь, 29 лет работала уборщицей в школе. Она ветеран труда. Мы всей семьёй любим бабушку. Она никогда спокойно не сидит. То печёт, то моет посуду , но я стараюсь ей помогать. Я желаю бабушке здоровья, чтобы долго – долго жила, как моя прабабушка.
А затем выступали бабушки с рассказами об интересных случаях из жизни, о взаимоотношениях с внуками и пожеланиями учащимся. В память о наших бабушках выпустили альбом «Наши бабушки».
Каждый год проводим семейный праздник «Вежливая ёлка». Провела с детьми и родителями беседу о бережном отношении к природе, животным, что сейчас пользуются синтетическими ёлками. Накануне праздника, все дети рассказали, как они украсили комнату, где будут проводить праздник, также в классе приготовили открытки – приглашения, родители - лотерейные билеты, маски, провели конкурс на лучшего отгадчика загадок и лучшего сказочника, были подведены итоги, участников отметили призами – подарками.
В каждом проведённом мероприятии самое лучшее воспитание для ребёнка – наш родительский собственный пример. Таким образом, любое наше действие, любой наш поступок должен иметь воспитательную направленность. Готовясь к любому внеклассному мероприятию всегда готовила карточки с заданиями:
Например, для папы и сына:
1. Смастерить кормушку для птиц. Во Время прогулки по лесу прикрепить её к стволу дерева. Не забудьте насыпать в кормушку крупу …
2. Сделайте нарядную кухонную доску.
3. Сколотите скамеечку для отдыха.
Для мамы и дочери:
1. Подремонтировать, подклеить разноцветными полосками бумаги или ткани старые книги. Пусть они станут наряднее.
2. Сшить , смастерить рукавичку – хваталку и т. д. А что именно задать, предложить – это фантазия, творчество учителя, детей с участием родителей.
С 1 по 4 классы мною разработано классные часы духовно – нравственной направленности по теме «Мир человеческих отношений». Форму проведения переняла у телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?»
Наблюдения родителей, педагогов показали, что у моих детей сложились товарищеские отношения, они умеют договориться, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу. Отмечено, что у моих учеников уровень воспитанности и обученности высокая. Во всём этом мне помогло и сыграло большую роль то, что вся наша деятельность была организована творчески, с элементами игры, фантазии.
Вся наша работа строилась на взаимном уважении и доверии. Это значит создавать для детей успех, вселять им уверенность и постоянно удивлять.
Мудрая любовь к детям – вершина моей педагогической культуры, мысли и чувств. Сердечность, теплота, доброжелательность в отношении к Ребёнку стала результатом моей большой, длительной работы.
Мои дети преуспевают в духовно-нравственном становлении, так как убеждена в том, что каждому досталась моя благотворная энергия педагогической любви. Я с уверенностью говорю, что смогла наполнить образовательное пространство энергией любви, уважения, доверия и успеха. В подтверждение представляю результаты моей работы с детьми и родителями
Литература
Автор: Азрантина Валентина Танышевна, учитель начальных классов, ВКК, МБОУ «Боочинская СОШ» Онгудайского района Республики Алтай.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.