«Школа Праздников» – не слишком ли претенциозно? Да – если понимать под этим вечные праздники в школе. Нет – если увидеть, что праздники тоже могут быть школой. С 1992 по 2001 гг. я работала с классом вальдорфской ориентации «София» в Находке. И работа с родителями сразу заняла важное место в образовательном процессе.
Поначалу я двигалась интуитивно, хотя уже понимала, что без родителей образовательный процесс становится ущербным. А потом лишь, на вальдорфских семинарах, узнала, что «учитель – ученики – родители» (правильнее было бы написать это по кругу, иначе пропадает связка «учитель – родители» и «родители – учитель») – это та «тренога», на которой держится вся школа. Тогда к работе с родителями я стала подходить осознанно.
Как объединить взрослых людей? Конечно, выбрав наш класс для своего ребёнка, тем самым они уже вошли в общий круг. Но теперь встала задача совместной работы – надо было создать своего рода чашу, в которой могло появиться (реально, а не формально) такое явление, как «класс вальдорфской ориентации».
Стержнем работы с родителями стали Праздники года. Постепенно, от класса к классу, определился круг Праздников и традиции их проведения.
Годовой круг открывался Праздником начала учебного года, в октябре отмечался День Михаила с его идеей борьбы Добра со Злом, в ноябре – Праздник Фонариков, посвящённый наступлению зимы, в декабре – Рождество, в феврале – Масленица, весной – Пасха; завершался годовой круг «выпускным» праздником.
Со временем, по мере взросления детей и накопления опыта, список праздников пополнялся: в 7-м классе появилась Троица; а в 8-м, когда это потребовалось романтическим настроениям детей – день Валентина.
Каждый Праздник имел свои особенности: радость встречи после долгих летних каникул и эмоциональный импульс на весь учебный год; приобщение к битве Михаила с Драконом; таинственное мерцание тёплого света фонариков в сгущающемся холоде ночи, когда мы несли свои фонарики от школы до дома; запах цедры и корицы и ожидание рождественских подарков; щедрое масленичное веселье; скорбь смерти и радость весеннего пасхального воскресения; наконец, заслуженная гордость плодами трудов своих на празднике завершения года.
Но в каждом празднике было и неизменное – например, праздничный стол: за красивые столы со скатертями, с домашней (обязательно!) выпечкой усаживались вперемежку дети и взрослые (как трудно было добиться того, чтобы все взрослые сели за общий стол!); все брались за руки, образуя круг, зажигалась свеча, торжественно произносились благодарственные слова – и после этого все отдавали дань творениям умелых маминых рук. К такому порядку быстро привыкали и гости; благодаря ему за столом создавалось особенное праздничное настроение. Конечно, потом дети устраивали беготню, взрослые судачили за чашечкой чая – но настроение уже не исчезало.
Внешняя форма проведения Праздников установилась достаточно быстро. Вначале был небольшой концерт, где демонстрировались детские достижения; затем спектакль силами детей (кстати, костюмы – тоже дело рук родителей), затем праздничный стол, совместные игры; в конце – общая уборка и прощание. А вот к Рождеству спектакль ставили обязательно родители. Мы тоже «росли» год от года: если поначалу мы обходились отдельными сценами и почти без костюмов, то к 9-му классу уже сделали полный спектакль – с костюмами, мизансценами, музыкальным сопровождением и песнями (не под фонограмму!). Да и подарки детям делали сами, своими руками.
Труднее всего, на мой взгляд, было изменять содержание Праздника в соответствии с возрастом детей. Например, если в 1-м и 2-м классах они с удовольствием играют в гномов, то уже в 3-м начинают относиться к ним скептически – и нужен какой-то новый ход, чтобы Праздник открылся другой стороной и воодушевил всех заново, и детей, и взрослых.
Кстати, успех Праздника во многом зависит от того, как его воспринимают родители. Как только они взглянули на гномов не просто как на весёлых бородатых старичков из рекламы шоколада, а как на духов природы (все тут же вспомнили истории про домовых и т.п., в том числе из личного опыта) – Праздник сразу «пошёл»; т.к. дети моментально отреагировали на душевный настрой своих родителей.
Некоторые Праздники без родителей вообще не состоялись бы – праздники начала и окончания учебного года, праздники, связанные с выездом на природу (Масленица, Троица, осенний поход). Например, к Празднику окончания учебного года родители переплетали те «учебники» по предметам, которые вели дети весь год – и каждый ребёнок получал в конце года подарок: увесистый том своих трудов, с рисунками, записями, старательным (или не очень) оформлением.
Не все могли выдержать такую нагрузку; некоторые «сходили с дистанции» – и
сразу «сходили с дистанции» их дети! Это было очень хорошо видно – если
родители принимали идею и работали на её воплощение, то и их дети активно
работали в классе (хотя об успеваемости на собраниях мы говорили не так уж
часто, слишком много было других вопросов); а если нет – то и дети были вялыми
и жизни класса душой не принадлежали.
Не сразу, но сплочение родителей происходило. Очень яркий показатель совместной
работы – родительские собрания. Это – та часть «айсберга», что находится вне
поля зрения, но без которой не состоится и праздник. Зачастую один Праздник
требовал подготовительной работы на нескольких собраниях (не считая репетиций).
А в какой-то момент мы поняли, что собираться 2 раза в месяц и заседать по 3-4
часа просто невозможно; и тогда, по предложению одной из мам, стали собираться
каждую неделю, но на 2 часа (где вы ещё видели таких родителей?).
И нам всегда было что обсудить: были вопросы как текущие
(ремонт, быт, организация очередного праздника, мониторинг образовательного
процесса и др.), так и «глобальные» (например, угроза закрытия класса; или –
совместное чтение и разбор литературы по вальдорфской педагогике; или –
обсуждение конфликтной ситуации в классе и др.)
Конечно, можно сказать, что Америки я здесь не открыла – работа с родителями
нужна, и в советское время велась достаточно чётко, да и сейчас есть учителя
или школы, которые такую работу проводят. Спорить не буду – действительно, у
учителей, что называется, «от Бога», так было и есть – и собрания, и праздники,
и походы, и прочее. Но всё дело в том, что они действуют, исходя из своей
педагогической интуиции. А сегодня этого уже мало – сейчас нужно работать
сознательно; а для этого необходима идея, способная сплотить взрослых и детей,
воодушевить их на совместную работу.
Благодаря Праздникам мы многому смогли научиться; но главным я могу назвать
осознание триады «родители – дети – учитель» как фундамента школы. Учителя,
сойдите со своего пьедестала! Лишь тогда можно будет найти здоровое основание
для совместной работы с родителями. Родители, пробудитесь! Без вас
образовательный процесс перекошен. Родители и учителя, объединяйтесь! Только
так можно будет поставить на ноги и школу, и своих детей!
Автор: Марины Голованова
http://demo.sinergi-school.ru/
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.