Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Работа с родителями»
Цель собрания: ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся начальных классов.
Задачи родительского собрания:
Подготовка к родительскому собранию:
Участники родительского собрания: Логопед, родители.
План родительского собрания
1. Уважаемые родители! Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Проявите истинный интерес ко всему, что связано с вашим ребенком. Обратите внимание на речь ребенка.
Для современной общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Педагоги с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся. Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с не резко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, что, в свою очередь, обуславливает трудности в освоении программы школы I и II ступени.
Причины трудностей усвоения программы по русскому языку и чтению уходят корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. В анамнезе детей с нарушениями в письменной речи, как правило есть повреждение головного мозга, которое наступает в период внутриутробного развития (это токсикоз, анемия, инфекционные заболевания во время беременности, обвитие пуповиной плода и т.д.) или во время родов (родовые травмы, асфиксия, кесарево сечение).
2. Уточнение теоретических знаний, которые получили родители при самостоятельном ознакомлении с логопедическими материалами.
Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) – самые распространенные формы речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических» ошибок, эти ошибки отличаются стойкостью, специфичностью, многочисленностью и имеют определенные, сходные причины и механизмы.
В основе артикуляторно-акустической дисграфии и дислексии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи, особенно замена одних звуков другими.
Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза выражается в искажении звуко-слоговой структуры слов и нарушении границ между словами. Проявления: пропуски букв в словах, в слогах, вставка лишних букв, перестановка букв, слогов, разделение одного слова на части.
3. Для формирования полноценных навыков чтения и письма, необходима систематическая, ежедневная работа.
С ребенком необходимо заниматься каждый день, даже если занятие будет длиться 10-15 мин.
Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Убедите его, что такие занятия, необходимы ребенку для того, что бы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем. Ведь для того, что бы чего-то достичь в жизни, необходимо уметь грамотно читать и писать.
Начните работу дома с 1-2 упражнений. Не перегружайте ребенка. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания. Дайте уверенность в том, что на следующем занятии, работа будет выполнена лучше.
При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил:
У взрослого человека сформирован рефлекс «проговаривания про себя» во время письма. Сами того не замечая, когда мы пишем, то выполняем движения языком. Если во время письма, язык зажать между зубами, мы будем допускать ошибки.
У ребенка такой рефлекс еще не сформирован, поэтому ему обязательно нужно писать, проговаривая слова вслух.
Очень важно, что бы ребенок сам нашел допущенные ошибки. Отметьте на полях простым карандашом строчки, на которых ваш ребенок допустил ошибку. Одна «галочка» - одна ошибка. Если ученик не нашел ошибку, поставьте метку над словами с ошибками.
В случае, если ребенок и на этот раз не видит ошибку, напишите на отдельном листочке слово правильно и дайте ребенку сверить с образцом.
4. Упражнения и задания для коррекции письменной речи.
Коррекционные упражнения и задания для развития фонематического слуха и восприятия.
Дифференциация парных согласных звуков [з,с; з’,с’].
Дифференциация парных согласных звуков [б,п; б’,п’].
Слайд № 9 (родители вместе с логопедом выполняют упражнение)
Слайд № 10
.бор, стреко., .поги, воло., .ма, .лют
Слайд № 11
Слайд № 12
Дифференциация парных согласных звуков [б-п, б’-п’].
Назови слова со звуками [б], [б’], [п], [п’].
В какие ведра положить выловленные предметы?
Слайд № 14 (родители вместе с логопедом выполняют упражнение)
Слайд № 15 (родители вместе с логопедом выполняют упражнение)
Слайд № 16
Внимательно прочитай предложения. Найди ошибки.
Слайд № 21 (родители вместе с логопедом выполняют упражнение)
Дифференциация парных согласных звуков [д,т; д’,т’].
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Коррекционные упражнения и задания для развития звукового анализа и синтеза.
Слайд № 24 (родители вместе с логопедом выполняют упражнение)
Слайд № 25 (родители вместе с логопедом выполняют упражнение)
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Слайд № 29 (родители вместе с логопедом выполняют упражнение)
Коррекционные упражнения и задания для развития звукового анализа и синтеза.
Принятие решения родительского собрания.
Маленькие хитрости
Для иллюстрации случаев неправильного произношения можно использовать магнитофонные записи, а для демонстрации дисграфических ошибок — письменные работы детей.
Литература:
Автор: Хохлова Эллона Георгиевна, учитель-логопед 1 категории МБОУ СОШ № 3, г. Ноябрьск, Тюменская область, ЯНАО. Стаж 16 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Эллона Георгиевна,очень понравилось, что для родителей подготовлено не только собрание, но и приложение в виде буклета. От меня 5. Приглашаю вас к себе на страницу.
Здравствуйте, Олеся, я рада что вам понравилась моя работа. Спасибо за комментарии. Эллона.
Уважаемая Эллона Георгиевна! У Вас отличные презентации с практическим материалом для родителей! Интересная форма буклеты. Вам 5 звёзд! Познакомьтесь с моим опытом.
Уважаемая Елена Ивановна! Спасибо за ваши слова. Я очень благодарна.
Уважаемая Эллона Георгиевна!Вы представили актуальный материал для родителей и учителей начальных классов,который можно использовать в работе.
Большое спасибо, Ирина Владимировна! Я рада, что вам понравился представленный материал.
Уважаемая Эллона Георгиевна! подробный, интересный, доступный для использования материал. Спасибо за работу!
Уважаемая Эллона Георгиевна! Мне тоже понравилась ваша публикация, которая достойна хороших конкурсных баллов. Прекрасно разработанный материал, отличная презентация, хороший буклет... Я думаю, родители ушли довольные. Удачи!
Добрый день Эллона Георгиевна ! Приглашаем Вас с ребятами принять участие в конкурсе "Читаем сами- читаем маме! Все подробности на сайте "Разного роста мечты"petuchova.blogspot.ru ждем в гости.Всего
доброго детская поэтесса Татьяна Леонидовна Петухова /Вологда
Эллона Георгиевна,мне очень понравился ваш материал для родительского собрания. можно применить и использовать в своей работе. 5 баллов
Эллона Георгиевна, здравствуйте! Очень понравилась презентация с упражнениями для развития фонематического слуха. Уверена, что её можно использовать не только для родителей, но и на уроке с детьми. Спасибо за возможность познакомиться с опытом Вашей работы.
Полностью согласна с комментариями моих коллег: работа достойная. Примите в свою копилку 5 баллов. Жду в гости у себя на страничке. Удачи в конкурсе!
Уважаемая Эллона Георгиевна! Прекрасно разработанный материал, отличная презентация, хороший буклет!