Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Работа с родителями»
Проект «Зимний калейдоскоп» осуществляется совместно с родителями в зимние каникулы.
Одна из важнейших задач современного образования и воспитания – формирование основ экологической культуры личности.
В ходе реализации данного проекта участники имеют возможность получить и расширить индивидуальный опыт общения с природой и навыки взаимодействия в группе. В сфере личностного роста происходит осмысление своих взаимодействий с миром природы, своего отношения к ней, и, кроме того, выход на новый уровень реализации своих творческих способностей.
По завершению изучения темы «В гости к зиме» по курсу «Окружающий мир» и раздела «Идёт волшебница зима» по курсу «Литературное чтение», итоговый урок стал началом работы по созданию внеурочного проекта «Зимний калейдоскоп».
Цели проекта: создать условия для формирования экологической культуры личности младшего школьника; организовать совместный досуг детей и родителей.
Задачи реализации проекта:
Участники: классный руководитель 2 «Б» класса МОУ «Комсомольская СОШ»; учащиеся 2 «Б» класса; родители учащихся.
Этапы проекта:
Изучение тем на уроках:
Доклады детей: «Окружающий мир», «В гости к зиме», «Подготовка лесных зверей к зиме», «С кем дружит ель?».
Литературное чтение. Чтение произведений детских писателей о красоте зимнего леса и зимних забавах детей. Заучивание стихов наизусть.
Выступление групп с докладами и рассказами. Подготовка к празднику зимнего леса.
Ожидаемые результаты
Основные виды деятельности в работе над проектом
Этапы, сроки |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Деятельность родителей |
Вводный «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) 01-19 декабря 2010 г. |
Изучают соответствующие темы на уроках литературного чтения и окружающего мира. Знакомятся с предлагаемым проектом. |
Знакомит родителей и учащихся с проектом, определяя цели и задачи проекта. Мотивирует учащихся и родителей на активное включение в проектную деятельность. |
Знакомятся с проектом на родительском собрании, определяют цели и задачи проекта, обсуждают этапы его реализации. |
1 этап Сбор и обработка информации 20-24 декабря 2010 г. |
1 группа – готовят и оформляют доклады-сообщения о том, как зимуют животные нашего края. 2 группа – готовят рассказы о том, как может помочь человек этим животным зимой (подробнее, птицам). 3 группа (слабые уч-ся) – учат стихи о красоте зимнего леса. |
Создает группы учащихся для подготовки и работы в проекте. Консультирует учащихся в отборе литературы и оформлении сообщений. |
Оказывают помощь своим детям в отборе материала из литературы и Интернета, помогают в оформлении сообщений.
|
2 этап Разработка собственного варианта решения проблемы
27-29 декабря 2010 г.
|
Выступление групп с докладами и рассказами на уроках и внеурочное время.
Подготовка к празднику зимнего леса. |
Организует прослушивание детей на уроках и во внеурочное время.
Организует разработку праздника совместно с детьми. |
Родительский комитет обсуждает сценарий праздника с учителем. Назначаются ответственные за организацию праздника. Устанавливаются сроки его проведения. |
3 этап (основной)
Проведение праздника зимнего леса
12 января 2011 г. |
Чтение детьми наизусть красивых стихотворений о зимнем лесе.
Подарок зимнему лесу.
Игра на внимательность
Ответный подарок от леса.
Зимние игры и забавы.
Пикник. |
Сопровождает детей к месту проведения праздника. Проводит инструктаж по ТБ. Организует прослушивание детей, подготовившие стихи. Организует развешивание на деревья корма для птиц. Проводит игру на внимательность. Рассказывает о великой силе деревьев.
|
Сопровождают детей к месту проведения праздника.
Базируются в ельнике с вещами для пикника, санками и прочим снаряжением.
Организуют катание с гор и подвижные игры.
Организуют пикник. |
Итог праздника
|
Обмен впечатлениями. Загадывание желаний и завязывание ленточек к веткам дерева. |
Помогает в выборе дерева. Раздает небольшие разноцветные ленточки. |
Организуют уборку территории после пикника. |
Этап 4 Рефлексия
17-21 января 2011 г. |
Конкурс рисованных фотографий и сочинений «Праздник зимнего леса».
|
Организует выставку рисованных фотографий.
Зачитывает лучшие сочинения на родительском собрании |
Оказывают помощь в написании сочинений. Заслушивают сочинения на родительском собрании. Рассматривают выставку рисованных фотографий. |
Содержание проекта
Вводный (подготовительный)
«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы).
Изучение тем на уроках:
Литературное чтение. Чтение произведений детских писателей о красоте зимнего леса и зимних забавах детей. Заучивание стихов наизусть из учебника и других детских книг.
Окружающий мир. В гости к зиме. Подготовка лесных зверей к зиме (доклады детей). С кем дружит ель?
Техника безопасности. Безопасность в зимнем лесу. Подготовка к походу в лес.
Этап 1. Сбор и обработка информации
1 группа – подготовка и оформление докладов-сообщений о том, как зимуют животные нашего края.
2 группа – подготовка рассказов о том, как может помочь человек этим животным зимой (подробнее, птицам).
3 группа (слабые уч-ся) – заучивание наизусть стихотворений о красоте зимнего леса.
Учитель консультирует учащихся в выборе литературы и оформлении сообщений.
Этап 2. Разработка собственного варианта решения проблемы
Выступление групп с докладами и рассказами на уроках и внеурочное время.
Подготовка к празднику зимнего леса (разрабатывается план проведения праздника совместно с детьми).
Этап 3. Проведение праздника зимнего леса (совместно с родителями).
Родители с вещами для пикника, санками и прочим снаряжением базируются в ельнике. Руководитель с детьми, прибыв на место:
Чтение детьми наизусть красивых стихотворений о зимнем лесе.
Дети обращают внимание на красоту зимнего леса. Учитель выясняет, в чем его красота; затем обращает внимание детей на подготовку леса к зимним холодам.
Подарок зимнему лесу.
На ветки деревьев вывешиваются кормушки для птиц, бусы из рябины и шиповника.
Игра на внимательность «Покажи дерево»
Педагог предлагает показать деревья, которые встретились на пути. Руководитель называет дерево и считает до «трех». Дети могут подбежать к показанному дереву.
Ответный подарок леса.
Руководитель рассказывает детям о том, что деревья могут подпитывать силу человека, если он постоит, прижавшись к стволу. Предлагается обнять березки (или другие деревья), чтобы те, в сою очередь, «дали» нам силу и прибавили здоровья.
Зимние игры.
Пикник (организовывают родители).
6. Итог праздника
Обмен впечатлениями. Руководитель предлагает детям выбрать какое-либо деревце (ветки дерева должны быть расположены близко к земле), загадать желание и к веточкам дерева привязать маленькие разноцветные ленточки, чтобы желание сбылось.
Этап 4. Рефлексия
Конкурс рисованных фотографий и сочинений «Праздник зимнего леса».
Участие родителей в процессе творчества допускается и всячески приветствуется. Зачитывание и показ детских работ проводится на классном часе и родительском собрании.
Библиографический список:
1.Знания, убеждения, стиль жизни. Молодежь за экологическое просвещение и здоровый образ жизни: Сборник информационно-методических материалов/ Под ред. В. Г. Эршон.- Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003.
2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
3. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат.- М., 2000.
Автор: Вавилова Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, МБОУ «Комсомольская СОШ», п. Комсомольский, Кунгурского район Пермского края. Педагогический стаж 26 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Татьяна Георгиевна, хороший у Вас проект, актуальная тема и по сезону как раз! Мир природы дети открывают не в школьном возрасте, как вы пишете в конспекте, а в дошкольном. Это я к тому, что работу подобного рода мы, дошкольные педагоги, начинаем с детьми с младшего возраста, а вы продолжаете её в начальной школе - преемственность. А в остальном я с Вами полностью согласна. Вообще, самые лучшие мероприятия для детей - это когда с мамой, папой, а у Вас ещё и в лес, да ещё и в зимний! Здорово! Удачи в конкурсе.
Отличный проект. Формирование экологической культуры и грамотности детей одно из приоритетных направлений в работе учителя. Тем более это не просто беседа или классный час, а проект, который формирует у детей ключевые компетенции.Спасибо , 5. Приглашаю вас к себе.
Уважаемая Татьяна Георгиевна!Замечательная форма работы с детьми и родителями, проект и презентация составлены грамотно.Успехов в совместной деятельности!
Здравствуйте,Татьяна Георгиевна.Как Вы с детьми сформулировали проблему для проекта?(извините,не смогла найти в конспекте)
Уважаемая Татьяна Георгиевна! Хорошая и профессиональная работа! Замечательная презентация, сделанная со вкусом! Успеха в конкурсе!
Уважаемая Татьяна Георгиевна! Интересная работа проведена с детьми! Яркая, отлично оформленная презентация! В вашу копилку 5 звёзд! Приглашаю на свою страничку.
Уважаемая Татьяна Георгиевна! Поздравляю с выходом в финал!
Уважаемая Татьяна Георгиевна!Выход в финал всероссийского конкурса, несомненно, большой успех!Поздравляю Вас!
Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!