Я работаю в школе педагогом-психологом более 10 лет, и мне неоднократно приходилось помогать родителям и детям в решении семейных проблем. Мы совместными усилиями находили выход из конфликтных ситуаций, которые возникали между родителями и детьми. Иногда на это требовалось много сил и времени.
Тогда я поняла, что с помощью групповых занятий мы можем не доводить ситуации до такой остроты. Эти занятия проводились как отдельно с родителями, так и в детско-родительской группе. Более подробно о центре семейного здоровья см. здесь https://kidscenter.ru/services/detskij-i-podrostkovyj-psixolog/
Мною были предложены учителям и родителям темы таких встреч:
1. Поможем ребенку адаптироваться в первом классе. (Адаптационный период, с какими трудностями сталкивается ребенок и родители).
2. Роль матери и отца в воспитании ребенка. (Психологические особенности мужского и женского воспитания детей).
3. Детские страхи. (Причины возникновения страхов, как помочь ребенку справиться со страхами).
4. Коррекция агрессивного поведения у детей. (Агрессивность, ее причины, помощь родителям агрессивного ребенка).
5. Семья и семейные ценности.
6. Милой мамочки портрет.
7. Педагогика понимания (творческое выступление детской арт-студии).
8. На острове радости (интегрированное психолого-логопедическое занятие).
Все эти встречи привлекали внимание родителей. На такие встречи, где мы учились друг друга слышать, понимать родители приходили с большим удовольствием, они уходили с желанием быть другом для своего сына или дочери. А дети могли услышать о себе добрые и ласковые слова, которых им так не хватает в повседневной жизни.
Дети вместе с родителями на этих занятиях поют, играют, рисуют, придумывают разные истории, вспоминают счастливые моменты из жизни семьи, рисуют семейные эмблемы, в которых отражают то, что их в семье объединяет. Самым трудным заданием для некоторых родителей оказалось умение говорить о своём ребёнке хорошее, то, что им в ребёнке нравится.
Вот какие отзывы мы получили после проведения одного из таких занятий: «Большое спасибо педагогам за занятие. Хотелось бы, чтобы такие занятия проводились ещё! Желаю нашим преподавателям здоровья, терпения. Большое спасибо!!!», «Занятие проходило очень весело, интересно, с высокой активностью детей. Все дети участвовали в играх и упражнениях».
Работая с детьми и родителями в школе, мы в этом учебном году попробовали провести классные часы «Семья и семейные ценности» с приглашением родителей. Данный классный час был разработан мною и проведён в 15 классах начальной школы. Можно отметить большую активность детей на занятии, желание родителей участвовать в арттерапевтических заданиях, их творчество. Разработку этого занятия я и представляю для вашего внимания.
Цели классного часа:
1. Учить ребят слушать высказывания своих одноклассников, не перебивать, активно включаться в общие игры и упражнения.
2. Создание условий для поиска учащимися способов эффективного взаимодействия в отношениях с родителями.
3. Воспитывать терпимость к людям, имеющим другую точку зрения.
4. Формирование партнерства в отношениях родителей и детей.
Материалы к занятию:
1. Ватман.
2. Фломастеры, карандаши, гуашь.
3. Видеоролик песни о доме.
4. Бумага.
5. Мультимедийная установка, презентация.
1. Приветствие.
Психолог: Где вы проявляете в своей жизни сплоченность, дружбу, взаимопомощь? Где вас могут поддержать и помочь?
Да, и в классе, и в общении с друзьями, и у себя дома вы можете получить поддержку, понимание и любовь с дружбой. А все это мы должны научиться ценить в самом раннем детстве. Поэтому мы сегодня будем учиться слушать и слышать друг друга, понимать. Ведь все это начинается в детстве.
А что еще, по-вашему, начинается в детстве (предлагаю высказаться всем по кругу).
2. Просмотр видеоролика к песне «Дом».
Участники поют вместе с исполнителем.
Мимо текла, текла река,
Плыли куда-то облака.
Шел человек,
Была дорога нелегка.
Но человек мечтал о том,
Что он построит где-то дом,
И поселится счастье с ним
В доме одном.
Часто бывало, он сдавал,
Но неизменно напевал
Песню любимую свою
Ту, что пою.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стулья за столом –
Это не дом.
Дом - это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом - это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
3. Ребус «Что такое дом?»
Психолог: Вы видите очень простой ребус. Попробуйте его разгадать (7 Я). Конечно, «СЕМЬЯ». Я предлагаю вам поговорить и поделиться своими мыслями о взаимоотношениях в семье. Подумать, от кого или от чего они зависят.
4. Упражнение «Бег ассоциаций».
Психолог: Назовите по кругу слова, которые вам приходят в голову, когда вы слышите слово «семья» (записать на доске в виде лучей солнышка).
5. Рисунок «Самый счастливый день моей семьи».
Предложить детям и родителям нарисовать самый счастливый день в их семье. После окончания все желающие рассказывают об этом дне.
6. Завершение занятия.
Психолог:
Обсуждение по кругу.
Литература:
1. А.Лопатина и М.Скребцова «Счастье семьи», 32 беседы по семейному воспитанию.
2. А.В.Микляева, Я – подросток. Программа уроков психологии. Речь, СПб, 2006.
3. Б. Майоров «Дом».
Автор: Гаврилова Марина Александровна, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 391 Красносельского района Санкт-Петербурга, высшая квалификационная категория, педагогический стаж – 24 года, призёр районных конкурсов педагогов-психологов, участник городского конкурса «Учитель Здоровья».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.