Всем родителям, которые вынуждены…посвящается!
Ходить на родительские собрания – пустая трата времени и нервов. Я так считаю. И все равно прусь – а вдруг что-то скажут, о чем я не знаю! Ну, к примеру, что каникулы отменяют или что пятерки вышли из моды и дети их всячески скрывают, чтобы не позориться.
Другой информацией меня не удивишь, мой сын отличается открытостью неимоверной и говорливостью, все школьную информацию я получаю из первых уст и немедленно. Ежедневный мини-спектакль в лицах и красках, эмоционально украшенный и сдобренный весомой порцией тинейджерского юмора. Я не выдерживаю – ржу, и в этом нет никакой педагогики, сплошное баловство.
Классная на собрании выдает свою версию, причем скучно и извращенно. А я привыкла, что все «про школу» – это смешно, и хихикаю, как ненормальная все собрание. Родители серьезно пишут что-то в блокнотики, кивая в такт учительской речи, а я давлюсь от смеха на задней парте.
– …Контрольную по биологии написали очень плохо! Из рук вон плохо! Ну, как может ученик седьмого класса написать, что …(роется в листочках, чтобы воспроизвести первоисточник дословно) «…Опоссумы опыляют вербу!!!»
Со мной истерика! У меня очень живое воображение, работает мгновенно, хотя я опоссумов видела только на картинке. Беззвучно трясусь, а все остальные пишут.
– …И это после того, как я целый урок им объясняла, что верба цветет в период отсутствия насекомых, пыльца разносится ветром…И вообще, при чем здесь опоссумы?
Если она еще раз скажет слово «опоссумы», я выбегу, как будто мне стало плохо. Пронесло, перешли к дисциплине. И только я решила отдышаться, как новый удар!
– Дети бегают на переменах!!!
Вступаю в мысленный диалог, чтобы дожить до конца собрания:
«Да что вы говорите! Максимум, что они могут себе позволить – это ходить,
взявшись за руки, строем, парами – мальчик с девочкой. Причем, отличники должны
поддерживать неуспевающих, везде и во всем, даже в хождении по коридору. В мои
времена так и было…»
– Мы на прошлой неделе ездили с Ивановой Дашей на олимпиаду по русскому языку в Петергоф. Так знаете, как у них с дисциплиной? Все дети ходят на переменах спокойно, парами, никто не носится и не орет…
Я не выдерживаю:
– Может, они больны?
Одинокий мужской смешок слева. Спасибо хоть на этом, я не одинока, в самые невыносимые моменты буду отворачиваться в его сторону. Классная восприняла мою реплику за чистую монету и пояснила: «Нет, школа обычная, для здоровых детей». Она вообще воспринимает меня очень серьезно, и, кажется, побаивается. Она знает, что я психолог. В начале учебного года она попросила меня выступить на собрании с сообщением «Психологические особенности детей 12-13 лет». Я выступила. Все начистоту, с примерами и педагогическими рекомендациями заодно, так как имею еще и педобразование, десятилетний опыт воздействия на чужих детей и тринадцатилетний родительский.
Суть доклада была вкратце такова: «В этом возрасте дети «забивают» на учебу и это нормально. Наберитесь терпения, отыщите в себе мудрость и переживите этап с наименьшими моральными потерями…» Закончила в гробовой тишине. Классная онемела. Некоторые родители выглядели так, как будто я врач и объявила только что о смертельном диагнозе. Надо же такой эффект, а я ведь еще не сказала, что в девятом классе «забой» учебы будет еще сильнее.
Классная взяла себя в руки, наиграно бодро бросилась спасать ситуацию: «Некоторые ученики на «отлично» написали сочинение «Как я провел лето», поделились впечатлениями о новых прочитанных книгах, новых друзьях и полезных делах…».
После собрания ко мне подошли несколько мамочек и задали вполне разумные вопросы. Тогда я поняла – они боялись это озвучить при учительнице. Когда мы садимся за парты – взрослые, состоявшиеся, с образованиями и достижениями, то становимся детьми тридцатилетней давности.
Со мной этот фокус не проходит, я и в детстве то учителей не боялась, а сейчас и подавно. Поэтому я одна ничего не пишу в блокноте, задаю провокационные вопросы, типа: «А если учитель забрал какую-либо вещь из кармана ребенка, является ли это нарушением его (ребеночьих) прав?» (отобран был маленький безобидный мячик-сокс, мечта и гордость того периода).
Но вообще-то я веду себя неагрессивно, вступаюсь за свое чадо только в вопиюще-несправедливых случаях, все остальное рассматривая как прививку против жизненных реалий. Вот только смеюсь часто и шучу понятно только себе самой. Наверное, это списывают на мою профессию, мол все психологи слегка…
А тема между тем развивается:
– Дети не любят заниматься общественно-полезным трудом! (Вот это новость!). Мы должны убирать листья на школьном участке. (Уже декабрь, видно сильно ее это взволновало.) Пока я закрывала класс и ходила в учительскую, половина разбежались! (Если бы я имела намерения довести незамотивированных подростков до места отбывания трудовой повинности, то организовала бы конвой и продумала все возможные способы побега. А ходить в учительскую – это просто провокация, даже взрослые бы разбежались.). Остались почти одни девочки. (Времена меняются, а девочки остаются такими же – то ли ответственными, толь пугливыми.). Нам повезло – нам достались клены. (Не предложение, а шедевр!) У кленов листья крупные, падают медленно (А, ну если с этой стороны…). Сначала их надо граблями собрать в кучу под деревом. И вы представляете, что они придумали? (Я бы забралась на дерево и сиганула в эту кучу!). Они стали залезать на дерево и прыгать в листья! (Здоровые дети). А вы представляете, что бы было, если бы в листьях лежали грабли! (Нездоровые фантазии). Примите меры, проведите воспитательные беседы (Ведь сейчас декабрь, о чем беседа-то? До следующей осени забудут).
Я не могу больше слушать, я начинаю смотреть. На нашу классную руководительницу. Симпатичная тетя, наверное, моя ровесница или где-то близко. Зачем она делает химию – немодно и старит?! Почему, как учитель, так пиджак? И к нему что-то должно быть приколото – в данном случае веточка рябины. То ли о женственности, то ли о биологии, которую она ведет.
А туфли на каблуке должны быть обязательно в сочетании с шерстяными колготками. Наверное, я бы не была столь жестока в своих мыслях, если бы эта тетя периодически не высмеивала моего подрастающего юношу за любую попытку намека на свой стиль. Белая футболка в сочетании с черной рубашкой спортивного стиля – это что, очень вызывающе, или в этом учиться нельзя? Нет, обязательно должен быть пиджак! Сын стал носить ненужный пиджак в рюкзаке и вешать на спинку стула.
А когда я по его просьбе собственноручно покрасила ему волосы на тон темнее, высмеивание дошло до наивысшего накала: «Мальчик покрасился, какой позор!!!». Он терпит. И шутит. Это у него защитная реакция. У меня такая же. Уж если я вынуждена быть участником абсурда, то пусть это будет комедия!
В конце собрания выдают дневники. Констатация ума, знаний и умений ученика? Или педагогического бессилия педагогов? Опять куча «3» по алгебре – это за дело, я не спорю и ничем не могу помочь: математика, не наша семейная гордость. Несколько «2» по физкультуре – не сошлись характерами и темпераментами. Было даже такое замечание в дневнике: «Бегал на уроке физкультуры». Это наследственное, я тоже в свое время бегала…
Литераторша поступает честнее: «2» за поведение не ставит, признает явные литературные способности ребенка, но замечания тоже пишет – разнообразные, конкретные и в большом количестве. Очень литературно: «Ел семечки на уроке, примите меры!», «Выкрутил на уроке шурупы из своей парты, она развалилась, примите меры!», «Забыл сдать тетрадь, примите меры!».
У физички нет филологического образования, ее шедевр таков: «Постоянно не сдает тетрадь для решения зада!» (наверное, речь все же о «задачах»). Дневник рецидивиста, а я его мать. Приму меры, только придумаю, какие.
Заключительный ритуал – сбор денег. На унитазы в мужской туалет и новогодние подарки. Сдаю – не жалко. Раз уж не разрешают красиво одеваться, пусть мой мальчик писает в красивый унитаз! На учительском столе вижу стопку листочков с контрольной по биологии. Верхний – моего сына. Красным подчеркнуто несколько строчек. Выхватываю взглядом слово «опоссум».
Улыбаюсь классной, пытаюсь увидеть в ней человеческое, мудрое, а не казенное и формальное. Пытаюсь ее оправдать, мол, детки – не сахар, и родители, типа меня, с обостренным сарказмом и самоуверенностью. Единственное, что я не могу принять и понять – это отсутствие чувства юмора. Ведь наше родительское собрание– это шедевр, «Кривое зеркало» отдыхает!
Автор: Ирина Шевцова
Персональный сайт Ирины Шевцовой
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Позиция родителя, конечно, специфическая... Но прислушаться к ней учителям все равно стоит.
Прочитала Вашу статью с удовольствием. Действительно, многим учителям не хватает юмора. Нужно принимать детей такими какие они есть А они у нас лучшие!!!
Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.