Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Обоснование потребностей создания проекта
Известно, что большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.
Опыт коррекционной работы со слепыми детьми показал, что, сталкиваясь с недоступностью для себя познания многих качеств окружающего мира дети тяжело переживают это.
Вся система коррекционных занятий тифлопедагога базируется на обучении детей со зрительной патологией получать информацию об окружающем их мире с привлечением сохранных анализаторов.
При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.
Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.
В связи с этим, в нашей школе для детей с нарушением зрения, уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях тифлопедагогом проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.
В занятиях такого рода незаменимым помощником являются тактильные книги для слепых и слабовидящих детей. Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, максимально приближенных к оригиналу. Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами.
Развитие тактильных ощущений и моторики – обязательное условие в обучении слепого ребенка. Исследования показывают, что изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. А наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук.
«Вопрос об издании для незрячих детей книг, в которых сочеталась бы осязательная и зрительная информация, поднимался тифлологами неоднократно. Высокая стоимость этих книг и малые тиражи были препятствиями на пути реализации этой задумки», – пишет В.З. Денискина.
Актуальность настоящего проекта определяется необходимостью разработки специальных развивающих пособий по развитию мелкой моторики и осязательного восприятия для слепых и слабовидящих детей. Особенностью данного проекта является участие самих детей в создании книги.
Цель проекта: на основе изучения особенностей восприятия слепых и слабовидящих учащихся, разработать пособие по развитию мелкой моторики и осязательного восприятия.
Задачи:
1. Формирование познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся посредством внедрения пед технологий в образовательный процесс.
2. Формирование у детей общих трудовых умений, активного творческого отношения к труду; рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности; способствование нравственному и интеллектуальному развитию личности.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность; умение планировать и организовывать свою работу и работу товарищей, осуществлять самооценку; воспитывать уважительное отношение к людям с ОВЗ.
Участники проекта: ученики 6 А класса «Бийской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида». В классе 9 человек.
Деятельность учащихся: самостоятельная, парная, групповая.
Использование исследовательских методов: «фокус-группа», «мозговой штурм», интервью, метод «круглого стола», статистические методы, творческие отчеты, просмотры видео, фотографий, определение проблемы, выдвижение гипотез их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ данных, подведение итогов, выводы.
Практическая значимость предполагаемых результатов.
Тактильное пособие для развития мелкой моторики слепых и слабовидящих детей, как дидактическое пособие для занятий. Практические навыки изготовления данного пособия слепыми и слабовидящими детьми. Практические навыки проектирования и составления проекта.
Сроки реализации проекта: 4 месяца (сентябрь – декабрь 2011 года); 16 часов (1 занятие в неделю).
Автор: Участники проекта: учащиеся 6 А класса КГС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида». Руководитель проекта: Кучерова Наталья Николаевна, учитель русского языка, литературы и моторики КГС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида», г.Бийск Алтайского края. Педагогический стаж - 2 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересная работа! Желаю Вашим детям здоровья, а Вам творческих успехов! 5!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я поражена.....какая ты умничка!!!! Желаю победы!! Она будет заслуженной!!!!
Наташенька, ты просто умнечка, проект интересный и сразу видно, что создавался с любовью, желаю победы в конкурсе))))))
Мне очень понравилась Ваша идея Наталья!!!!!!!!!!! В школах определенного направления, и не только, такая книга просто необходима, и Вы с учащимися просто молодцы, что воплотили ее в реальность!!!!!!! Уверена, что 1 место Ваше!!!!!!!!! Желаю удачи, от всего сердца!!!!!!
Молодец, очень интересно!!!! Это работа заслужевает только первое место!!!!! Сразу видно, человек своего дела!!! Умница!!! Очень, Очень понравилось!!!!!
Наталья, Вы - МОЛОДЕЦ! очень нужный и полезный для детей проект! успехов Вам!
Наташа! ты просто УМНИЦА!!! Такая четкая и кропотливая работа!Удачи тебе и твоим ребятишкам!!! У вас все получится!!!
Очень хочется научиться делать такие замечательные развивающие книги! С уважением, Алена.
Спасибо большое. С удовольствием примем в нашу команду энтузиастов)))
Мне очень понравилась работа - заслуживает 1 место. Желаю удачи, от всего сердца!!!!!!
Здравствуйте!Ваша работа просто бесподобна и безупречна. Продуманная, логичная, ориентирована на детей, на развитие способностей и создания благоприятных условий для обучения!Так держать!Вы умница!
С уважением, СА
Наталья, молодец!!!! Творческих успехов в работе! Здоровья и счастья деткам!!!!!
Наталья!вы делаете большое дело-помогаете людям!!!Ваша работа очень интересна,актуальна и содержательна!!!
ПОБЕД ВАМ!!!
Наташа, Ваше сердце открыто детям! Успеха, творческих находок, энергии и оптимизма!
Наталья вы молодец! Великолепная работа, не сомневаюсь, ее оценят по достоинству, и поэтому я ставлю высший балл!!!
Спасибо вам!
Наташа, надеюсь твоя работа будет оценена по достоинству, это действительно важный и социальнозначимый проект! Желаю удачи!
Отличная идея, Наталья Николаевна! Очень приятно, что она успешно реализована Вами и Вашими воспитанниками! Я работаю с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, проблема слабого развития мелкой моторики нам близка. Посмотрев книгу, появилось желание сделать похожее пособие для своих дошколят, еще раз спасибо за полезную идею! Высший балл! С уважением, Светлана Валерьевна.
Светлана Валерьевна, спасибо большое за отзыв. Всегда рада, когда наша книга вдохновляет на творчество. Удачи вам в работе.
Отличный проект, учитывая, что в России нет издательств, выпускающих книги для слабовидящих и незрячих детей. Наталья, удачи.
Получила огромное удовольствие изучая Ваш проект! Спасибо за прекрасную работу и с огромным удовольствием возьму на вооружение в работе со своими детьми! Книги такие выпускаются, конечно, но ваши книги несут тепло ребячих сердец, энергетику добра! Вы большая умничка! Желаю ВАМ победы, ведь Ваша работа имеет огромное практическое значение! Я работаю с такими же ребятами и знаю это из практики! ГОЛОСУЮ!
Уважаемая Наталья Николаевна! С большим удовольствием изучила Ваш проект. Вы заняты очень нужным и благородным делом. Особенно приятно, что в этой работе принимают участие дети. Желаю Вам успеха. С уважением, Галина Викторовна
Натусик, ты умничка! Вот что значит быть влюбленной в то, чем занимаешься!
Наталья Николаевна. Замечательный проект, выполнен с любовью, вдохновением. Замечательное будущее его ожидает. Уверена. Удачи вам!
Надежда Николаевна, спасибо. Продолжение у проекта, безусловно, будет.
Наталья Николаевна, Ваша работа, безусловно не оставила равнодушной!!! Отличный проект!!! Во всех отношениях!!! Нужный, творческий, познавательный, грамотно методически-оформленный, современный и актуальный! А блестящая команда поддержки отображает Вашу личную уникальность и душевность!!! Не сомневаюсь в Вашей победе!!! Её заслужили и Вы, и ребята!!!! Вы - отличная команда!!! Удачи)))
Наталья Васильевна, спасибо большое за высокую оценку моей работы. Этот проект и правда наше общее детище. Все ребята очень переживают и хотят занять достойное место.
Наталья Николаевна, ваша работа просто замечательна! благодаря вам слабовидящие дети будут развиваться и будут меньше чувствовать себя не такими как окружающие. У вас золотые руки и доброе сердце, дай Бог вам здоровья, терпения и успеха на выбранном пути! :)
Настоящая полезная и нужная работа. Ваш проект очень понравился. Желаю удачи!
Наталья Николаевна, как здорово. что есть такие молодые специалисты! Глубокая. творческая работа и самое главное нужная!!!
Работа отличная! Успехов вам в вашем нелегком труде! Удачи вашим воспитанникам!
Наталья Николаевна! Я восхищена Вашей работой! Прекрасный проект! Вы - МОЛОДЕЦ!!! Не останавливайтесь на достигнутом. Ваша работа очень нужная. Вы заслуживаете похвалы и высшего балла!!
Уважаемая Наталья Николаевна! Внимательно просмотрела Ваш проект. Замечательная идея, необходимая для детей. Только почему у меня появилось ощущение, что прочла дипломную работу? Наверное потому, что Вы молодой специалист. То, о чем Вы пишете в Приложении, описано специалистами Высшей школы. А хотелось бы подробнее узнать, как проходило взаимодействие детей в "фокус- группе", у кого взяты интервью, как проходило обсуждение "за круглым столом"? Сложилось впечатление, что участие детей свелось к вырезанию деталей страниц Вашей книги. Развейте мои сомнения!
Ирина Николаевна, спасибо за внимание к нашей работе.
Описание взаимодействий детей - в фокус-группе, за круглым столом, при всех обсуждениях - подробно описаны в Полном тексте проекта, приведены цитаты из обсуждений.
К вопросу о дипломной работе, Ваше ощущение связано со структура проекта? Цели, задачи, актуальность и т.д.? Слишком официально?
Приложения - это подборка материалов, которые "собрали" участники проекта, уж коли в условиях конкурса можно размещать любые дополнительные материалы, почему бы не поделиться и этими. Можно сказать это теория, на которую мы опирались.
Участие детей было максимальным на всех этапах изготовления книги, в этом можете не сомневаться.
Добрый день, Наталья Николаевна! Отлично! конкурсе и педагогической практике!
Произошла опечатка. Ставлю Вам Отлично! Желаю удачи в конкурсе и педагогической практике! В жизни нет непреодалимых высот.
Наталья Николаевна, поздравляю с заслуженной победой! Успехов Вам и Вашим воспитанникам!
Наталья Владимировна, ПОЗДРАВЛЯЮ с выходом в финал!!! По сути это уже ПОБЕДА!!!! Очень рада за Вас))
Поздравляю с заслуженным выходом в финал! Безусловно, это уже ПОБЕДА!!!! Очень рада за Вас и от души ПОЗДРАВЛЯЮ!!!!)))))))
От души поздравляю с заслуженным выходом в финал!!! По сути это уже ПОБЕДА!!!!!))))))
Спасибо большое, Наталья Васильевна, за поддержку и сопереживание)))