Регистрация

Праздник чувашского костюма

  • 26 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

 

Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении»

Постижение интереса школьников к национальной культуре происходит не только «за партой», но и при подготовке и участии в различных мероприятиях и конкурсах.

Преподавая чувашский язык в школе с русским языком обучения, стала искать наиболее интересные технологии работы. В центре внимания моей педагогической деятельности постоянный поиск новых форм и методов обучения, способствующих развитию творческих способностей учащихся, формированию их мировоззренческого взгляда.

Проектный метод обучения приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Метод проектов является одним из путей реализации исследовательского обучения и применяется мною на уроках и во внеурочной деятельности. Используя проектные технологии в обучении, я разработала проект «Есть ли будущее у чувашского костюма?», где поставила следующие цели:

  1. Организация взаимодействия ребенка с национальной культурой в процессе обучения.
  2. Передача подрастающему поколению нравственных ценностей и духовных традиций чувашского народа.
  3. Приобщение учеников к участию в фольклорных действиях, изготовлению народных костюмов.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомление с основными видами чувашского народного костюма, раскрытие их истоков, характерных особенностей и уровня развития на современном этапе.
  2. Раскрытие основных принципов формообразования, цветосочетания, композиции, используемых в народном костюме.
  3. Развитие у детей творческих способностей, воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного.
  4. Научить излагать свои мысли устно и письменно.

Проект охватывает учебную тему «В стране мастеров», которая изучается со 2-го по 4-й класс, и делится на 4 этапа.

Этапы

Класс

Мероприятия

Творческая деятельность

I

2

«Праздник чувашского костюма»: беседы, игры, встречи, экскурсии в музей

Изготовление закладок, салфеток

II

3-4

Открытые уроки, внеклассные мероприятия

Сбор информации об истории чувашского костюма, изучение народной мудрости, выступления докладами, составление кроссвордов, ребусов

III

3-4

Организация мастерской «Юная рукодельница», конкурс рисунков, внеклассные мероприятия

Рисунки, наряды для кукол, национальные костюмы

IV

4-5

Защита проекта, участие в НПК

Презентации «Язык чувашской вышивки», «Секреты бабушкиного сундука»

Учитывая, что первое прикосновение к произведениям народного искусства должно быть впечатляющим и что работу по формированию опыта художественного восприятия нужно начинать с того, что может непосредственно радовать, доставлять наслаждение, первое занятие в образовательном цикле представляло собой «Праздник чувашского костюма».

Первый этап включал следующие мероприятия: заочное путешествие (презентация учителя), игры, встречи и беседы с мастерами прикладного искусства, экскурсия в краеведческий музей. Дети на этом празднике имели возможность убедиться в том, что у каждого народа свои удивительно красивые игры и своеобразный костюм, расшитый особенными узорами.

Продолжая знакомство, дети приходят к пониманию того, что цвета в народном орнаменте раскрывают определенное содержание. С этой целью мы выделяли отдельные элементы и начали знакомство со смысловым назначением чувашского узора: ломаная (горизонтальная или вертикальная) вода –шыв, прямая горизонтальная линия – земля – çĕр и другие.

Расширяя знания об орнаменте на одеждах, рассматривали головную повязку масмак, головной уборсурпан, знакомились с «узором письма» на них, пробовали их читать, примеряли костюмы, изготовляли закладки.

Второй этап – исследовательский. На этом этапе ребята работают в группах и выполняют определенные задания. Занимаются сбором информации об истории чувашского костюма, изучают народную мудрость, готовят доклады, составляют кроссворды, ребусы.

На третьем этапе, оформительском, развивается творчество и индивидуальность ученика. Ученик сам может придумать прием создания орнаментальной композиции по определенному конкретному содержанию: «Напиши письмо чувашскими узорами», «Передай чувашскими узорами картину природы». После того как ребенок научится хорошо «читать» чувашские узоры, он по своему желанию может придумать картину из его элементов. Девочки с удовольствием шьют наряды для кукол в стиле чувашской национальной одежды и представляют свои работы на внеклассных мероприятиях.

Четвертый этап– заключительный. В ходе его реализации учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями и презентациями в классе, а так же на научно-практических конференциях.

В ходе данного проекта развивается эстетическое чувство, воображение, познавательное творчество и индивидуальность ребенка в придумывании собственных декоративных композиций по мотивам чувашского прикладного искусства. А самое главное – ученики приходят к выводу, что у чувашского национального костюма есть будущее.

Приложение 1: «Секреты бабушкиного сундука».

Приложение 2: Презентация.

Автор: Александрова Лира Вениаминовна, учитель чувашского языка 1 категории МБОУ СОШ № 2, г. Шумерля Чувашской Республики.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 10, сумма баллов: 47)
  • 26 января 2012
  • 8927
  • 9

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Сивухина Елена Васильевна 26.01.2012 в 15:35

Лира Вениаминовна, интересный проект приобщения детей к национальной культуре в процессе обучения. Видно, что педагог творчески подходит к своей работе, ищет нестандартные решения и делает все, чтобы добиться лучших результатов, а самое главное, чтобы ребятам было интересно. Спасибо большое за ваш труд!

26.01.2012 в 18:20

Елена Васильевна, здравствуйте! Большое спасибо за высокую оценку моей работы. Выражаю благодарность организаторам за возможность представить свою работу и познакомиться с работами коллег, а также получить профессиональную оценку.

Светлана Александровна 26.01.2012 в 18:22

Самобытная, колоритная, с особым настроением работа, автору успехов! +5!

28.01.2012 в 19:51

Светлана Александровна! Большое спасибо за оценку моей работы.

Наталия Васильевна 27.01.2012 в 22:45

Отличная работа! Рада возможности узнать больше об особенностях Вашей национальной культуры! Очень важное направление в современном образовании!!!

28.01.2012 в 20:18

Наталия Васильевна! Спасибо Вам большое.
Ознакомилась многими публикациями участников, очень много интересных работ. Могу с уверенностью сказать, что человек с творческим духом живет полной жизнью, ученик, воспитанный творчеством, растет духовно богатым и находит свое место в жизни.

Светлана Крюкова 29.01.2012 в 12:00

Прекрасная работа! Понравилась презентация: и оформление, и содержание. (на 2-ом слайде возможно опечатка "дифферренцация", пишется "дифференциация")
Проект достиг поставленной цели, поставленные задачи выполнены. Работа имеет практическую значимость.
Желаю успехов, Лира Вениаминовна.
С УВАЖЕНИЕМ, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.

29.01.2012 в 19:31

Светлана Александровна! Спасибо за анализ моей работы и высокую оценку.

Людмила Матвеева 29.01.2012 в 19:12

Лира Вениаминовна!
Очень интересная работа, отличная презентация. Успехов!!!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!