Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении»
Постижение интереса школьников к национальной культуре происходит не только «за партой», но и при подготовке и участии в различных мероприятиях и конкурсах.
Преподавая чувашский язык в школе с русским языком обучения, стала искать наиболее интересные технологии работы. В центре внимания моей педагогической деятельности постоянный поиск новых форм и методов обучения, способствующих развитию творческих способностей учащихся, формированию их мировоззренческого взгляда.
Проектный метод обучения приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Метод проектов является одним из путей реализации исследовательского обучения и применяется мною на уроках и во внеурочной деятельности. Используя проектные технологии в обучении, я разработала проект «Есть ли будущее у чувашского костюма?», где поставила следующие цели:
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
Проект охватывает учебную тему «В стране мастеров», которая изучается со 2-го по 4-й класс, и делится на 4 этапа.
Этапы |
Класс |
Мероприятия |
Творческая деятельность |
I |
2 |
«Праздник чувашского костюма»: беседы, игры, встречи, экскурсии в музей |
Изготовление закладок, салфеток |
II |
3-4 |
Открытые уроки, внеклассные мероприятия |
Сбор информации об истории чувашского костюма, изучение народной мудрости, выступления докладами, составление кроссвордов, ребусов |
III |
3-4 |
Организация мастерской «Юная рукодельница», конкурс рисунков, внеклассные мероприятия |
Рисунки, наряды для кукол, национальные костюмы |
IV |
4-5 |
Защита проекта, участие в НПК |
Презентации «Язык чувашской вышивки», «Секреты бабушкиного сундука» |
Учитывая, что первое прикосновение к произведениям народного искусства должно быть впечатляющим и что работу по формированию опыта художественного восприятия нужно начинать с того, что может непосредственно радовать, доставлять наслаждение, первое занятие в образовательном цикле представляло собой «Праздник чувашского костюма».
Первый этап включал следующие мероприятия: заочное путешествие (презентация учителя), игры, встречи и беседы с мастерами прикладного искусства, экскурсия в краеведческий музей. Дети на этом празднике имели возможность убедиться в том, что у каждого народа свои удивительно красивые игры и своеобразный костюм, расшитый особенными узорами.
Продолжая знакомство, дети приходят к пониманию того, что цвета в народном орнаменте раскрывают определенное содержание. С этой целью мы выделяли отдельные элементы и начали знакомство со смысловым назначением чувашского узора: ломаная (горизонтальная или вертикальная) вода –шыв, прямая горизонтальная линия – земля – çĕр и другие.
Расширяя знания об орнаменте на одеждах, рассматривали головную повязку масмак, головной уборсурпан, знакомились с «узором письма» на них, пробовали их читать, примеряли костюмы, изготовляли закладки.
Второй этап – исследовательский. На этом этапе ребята работают в группах и выполняют определенные задания. Занимаются сбором информации об истории чувашского костюма, изучают народную мудрость, готовят доклады, составляют кроссворды, ребусы.
На третьем этапе, оформительском, развивается творчество и индивидуальность ученика. Ученик сам может придумать прием создания орнаментальной композиции по определенному конкретному содержанию: «Напиши письмо чувашскими узорами», «Передай чувашскими узорами картину природы». После того как ребенок научится хорошо «читать» чувашские узоры, он по своему желанию может придумать картину из его элементов. Девочки с удовольствием шьют наряды для кукол в стиле чувашской национальной одежды и представляют свои работы на внеклассных мероприятиях.
Четвертый этап– заключительный. В ходе его реализации учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями и презентациями в классе, а так же на научно-практических конференциях.
В ходе данного проекта развивается эстетическое чувство, воображение, познавательное творчество и индивидуальность ребенка в придумывании собственных декоративных композиций по мотивам чувашского прикладного искусства. А самое главное – ученики приходят к выводу, что у чувашского национального костюма есть будущее.
Приложение 2: Презентация.
Автор: Александрова Лира Вениаминовна, учитель чувашского языка 1 категории МБОУ СОШ № 2, г. Шумерля Чувашской Республики.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Лира Вениаминовна, интересный проект приобщения детей к национальной культуре в процессе обучения. Видно, что педагог творчески подходит к своей работе, ищет нестандартные решения и делает все, чтобы добиться лучших результатов, а самое главное, чтобы ребятам было интересно. Спасибо большое за ваш труд!
Самобытная, колоритная, с особым настроением работа, автору успехов! +5!
Отличная работа! Рада возможности узнать больше об особенностях Вашей национальной культуры! Очень важное направление в современном образовании!!!
Наталия Васильевна! Спасибо Вам большое.
Ознакомилась многими публикациями участников, очень много интересных работ. Могу с уверенностью сказать, что человек с творческим духом живет полной жизнью, ученик, воспитанный творчеством, растет духовно богатым и находит свое место в жизни.
Прекрасная работа! Понравилась презентация: и оформление, и содержание. (на 2-ом слайде возможно опечатка "дифферренцация", пишется "дифференциация")
Проект достиг поставленной цели, поставленные задачи выполнены. Работа имеет практическую значимость.
Желаю успехов, Лира Вениаминовна.
С УВАЖЕНИЕМ, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.
Лира Вениаминовна!
Очень интересная работа, отличная презентация. Успехов!!!