Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении»
Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.
Очень часто можно услышать:
– ЖАлюзи, а правильный вариант жалюзИ!
– ЗвОнит, а правильно звонИт!
– С тортОм, а правильно с тОртом!
Также много ошибок допускается в произношении глаголов женского рода прошедшего времени: догнАла, прогнАла, убрАла. Все это неверные варианты.
Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.
Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной про-блеме. Для этого мы создали свой проект «Давайте говорить правильно».
Проблема: акцентологические нормы (нормы ударения) литературного языка нарушаются большинством учащихся из-за их незнания, и потому, что школа и семья не придают должного значения правильности произношения слов.
Цель исследования: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.
Объект исследования: культура речи учащихся школы и членов их семей.
Предмет исследования: правильность произношения слов, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы.
Гипотеза исследования: уровень культуры речи учащихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования орфоэпическим словарём.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы и тест-опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы.
2. Определить пути повышения культуры речи.
3. Способствовать активному включению в изучение норм литературного языка.
4. Создать индивидуальные памятки «Мой акцентологический мини-мум».
Этапы работы над проектом
1. Изучение литературы по данной проблеме.
2. Наблюдение за разговорной речью среди одноклассников, взрослых, в семье. Выявление слов с типичными ошибками.
3. Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи).
4. Социальное исследование (тест-опросы среди учащихся школы, знакомых, в семье).
5. Обобщение исследований.
6. Составление памятки «Акцентологический минимум», проведение акции «Говори правильно!».
7. Презентация. Защита проекта.
Приложение 1:
Приложение 2: Презентация.
Автор: Сухова Светлана Борисовна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 33 имени М.А.Титовой, г. Брянск, педагогический стаж 27 лет. Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, победитель конкурса лучших учителей России 2006г.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Светлана Александровна! Огромное спасибо за Ваш положительный отзыв! Я очень рада, что наш проект получил высокую оценку с Вашей стороны. С уважением, Светлана Борисовна.
Добрый вечер, Светлана Борисовна! Очень нужный проект по формированию навыков правильного произношения, эффективность которого доказана на практике! Особенно понравилась разработанная Вами памятка, молодцы! 5 баллов! С наилучшими пожеланиями, Светлана Валерьевна.
Добрый вечер, Светлана Валерьевна! Благодарю Вас за комментарий к нашему проекту. Это правда, проект имел положительный резонанс среди учащихся класса, школы , родителей.. С уважениес, Светлана Борисовна.
Действительно очень серьёзный проект! Особенно радует, что данная тема была так хорошо поддержана ребятами и их родителями! Очень хочется верить, что культура нашего ВЕЛИКОГО языка не канет в лету... Спасибо!!!! И удачи Вам))
Наталия Васильевна, спасибо за положительный отзыв в адрес нашей работы. К сожалению, это проблема нашего общества, и родом она из школы. Лично я больно реагирую на нарушение акц норм и неустанно воспитываю,развиваю культуру речи у своих учащихся. И к моей великой радости - вижу положительные результаты! С УВАЖЕНИЕМ С. Б.
за такую серьезную и необходимую работу - отлично! Речь наших детей формируется из того, что они слышат с экранов телевизоров, от нас- взрослых и даже из того, что они читают в СМИ. Работу по правильности речи необходимо проводить не только с детьми, но и взрослыми. Успехов!
Ольга Николаевна, спасибо за ваш отзыв! Я тоже познакомилась с Вашими замечательными работами!!Успехов и ВАМ!
Светлана Борисовна, спасибо, что поделились с коллегами ценным опытом. Безусловно, тема проекта актуальна для детей и взрослых. Особое спасибо за образцовое оформление проектной работы.
АННА Григорьевна, очень признательна за ваш комментарий! Буду рада, если данная работа пригодится коллегам! Удачи ВАМ! С уважением С.Б.
Светлана Борисовна, интересная и достойная работа! Чувствуется высокий профессионализм и компетентность. Удачи вам!
Елена Васильевна, СПАСИБО !Радует и вдохновляет на дальнейшее творчество высокая оценка моих работ коллегами, жюри. С уважением С.Б.
Светлана Борисовна. отличная работа! особенно понравилась акция "Говори правильно". У нас в школе было нечто подобное. на дверях кабинетов были развешены плакаты со словами. Удачи!!!
Ольга Витальевна, благодарю ВАС за комментарий и оценку моей работы. С уважением Светлана Борисовна.
Светлана Борисовна, очень нужное дело - обучать окружающих грамотной речи. Я давно интересуюсь этим вопросом, увлекла дочь. Она теперь готовится к выступлению на ученической конференции по подобной теме. Возможно ли использовать некоторые ваши наработки, естественно, со ссылкой на ваше имя?
Светлана Борисовна! Тема проекта Очень актуальна! Спасибо, что затронули ее. Я вообще предлагаю сделать такую работу ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ в каждом учебном заведении! Спасибо! 5+!
Надежда Владимировна! Благодарю Вас, что обратили внимание на наш проект! Значит Вы тоже НЕРАВНОДУШНЫ к этой проблеме!
Как очень верно и тонко заметил Д. С. Лихачёв : "Язык ещё в большей мере , чем одежда , свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.."
И именно на нас, педагогов, ложится эта ответственность - воспитывать и развивать любовь к РОДНОМУ языку. С уважением СБ
Светлана Борисовна, очень грамотный и актуальный проект. От меня конечно же только 5 баллов!!! Приглашаю вас к себе на страничку. С уважением Светлана Николаевна.
Светлана Борисовна! Ваш проект действительно очень актуален и важен для полноценного развития личности каждого ребёнка. Разработка темы построена очень грамотно. Спасибо за Ваш труд! Я уверена, что после этого проекта Ваши ученики стали более внимательно относиться к своей речи. Оценка - 5 баллов!
Уже давно вынашиваю мысль провести такую работу с акцентологическим минимумом в своём детском саду. Актуальная проблема!Вот только как донести мысль до остальных, что ударение - это важно, а не "да ладно, что тут такого".
Уважаемые коллеги, спасибо за комментарии к моей работе. Ева Владимировна, прежде всего это нужно прививать и развивать с детства, а "переучивать" намного сложнее. Но работа эта необходима, я нашла "тропинку" к родителям через моих учеников!
Энглена Александровна, благодарю ВАС за оценивание моей работы! С уважением СБ
Любовь Владимировна, спасибо за поздравление! Искренне и бесконечна рада, что "попала в десяточку" ! С уважением СБ
Спасибо, Надежда Владимировна! Вам и вашим ребятам желаю победы! Новых творческих идей! С уважением СБ)))
От души поздравляю с заслуженным выходом в финал!!! По сути это уже ПОБЕДА!!!!!))))))
Наталия Васильевна, благодаю ВАС за поздравления! С уважением Светлана Борисовна
Поздравляю вас! Позволю заметить, что выход вашей работы в полуфинал говорит не только о её методической грамотности, но ещё и служит признанием важности затронутой вами проблемы.
Ева Владимировна, Вы бесспорно правы в том, что это в действительности ПРОБЛЕМА! И я рада, что есть единомышленники в данном направлении! СПАСИБО ВАМ!))
С победой! Ваша победа - это просто бальзам на душу (хотя я и не проставила вам высший бал, не желая быть эдакой филологической занудой, думающей, что правильное ударение - это важнейшая вещь в мире). ОЧЕНЬ РАДА ЗА ВАС! Спасибо членам экспертного совета!
Ева Владимировна, мне кажется, что я тоже далеко не филологическая зануда! НО!!!
Позволю себе процитировать Д. И. Писарева: "Неправильность употребления слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни..."
Вот сейчас сижу и учу наизусть вашу цитату из Д.И.Писарева, чтобы применить её в случае моей растерянности перед воинствующей необразованностью. Боюсь только, что для многих Д.И. Писарев - не авторитет, а то и вовсе незнаком.
"Себя судить куда трудней, чем других. Если сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине МУДР" )))
Светлана Борисовна, от всей души поздравляю с заслуженной и достойной ПОБЕДОЙ!!!! Пока есть такие энтузиасты как Вы, и такие неравнодушные люди как все, поддержавшие Вашу инициативу, можно быть спокойной за наш Великий Могучий Язык!!!))) Ещё раз огромное СПАСИБО, что привлекли внимание общественности (не только школы, но и всей страны в рамках конкурса) к такой наиважнейшей теме!!!!!! УРАААА!!!!!!!! ВИВАТ!!!!!! И БРАВО!!!!!!!!!!! ....А с Писаревым я абсолютно согласна)))
Наталия Васильевна, ОЧЕНЬ тронута Вашими словами! Спасибо за такую глубину в оценивании значения моей РАБОТЫ! С уважением Светлана Борисовна.
Поздравляю вас с победой!
Кто знает способности ребенка, его умение общаться в коллективе, находить решения в спорных ситуациях лучше учителя? А первый учитель - это еще и немного мама. Ведь дети приходят в школу еще такими домашними малышами. Желаю вам любить вашу работу, гореть искренним теплым чувством к детям, чтобы не только переданные вами им знания и умения они пронесли через всю жизнь, но и каплю тепла вашей души!
Елена Васильевна, (простите, что с опозданием) благодарю Вас за поздравление с победой! Желаю и Вам благодарных воспитанников!