Цель: развитие эстетического вкуса учащихся, воспитание любви к искусству, создание благоприятного психологического климата в коллективе, поздравление именинников.
Подготовка к празднику
1. Домашнее задание командам:
а) осенняя композиция;
б) работы к конкурсу рисунков;
в) оригинальные поздравления именинников;
г) «осенняя» газета: (в виде кленового, дубового, осинового, березового… листа;
д) осенние листья клёна, дуба, берёзы, осины ...(из бумаги, каждый делает по трафарету из одного альбомного листа).
2. Осенние пейзажи для оформления доски и для 2 конкурса.
3. Жетоны из цветного картона в виде овощей и фруктов.
Ведущий:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Эти замечательные строки А.С. Пушкина из стихотворения «Осень» приглашают нас с вами открыть нашу конкурсную программу «Осенний листопад».
Само название говорит о её содержании. Речь пойдёт об осени, об этом удивительном времени года, немного грустном, но таком щедром своими красками и подарками.
Слово предоставляется жюри. Оно подвело итоги домашнего задания:
Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено этой красавице – осени! Кто только не любовался её красотой, не воспевал её!
I. Литературная викторина
Ведущий: Давайте вспомним эти строки. Я приглашаю вас принять участие в литературной викторине. Ваша задача – назвать автора этих строк. За правильный ответ команда получает жетон.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос.
Блестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле …
( Ф.И. Тютчев)
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно...
(А.А. Фет)
II. Конкурс «Составляем рассказа»
Ведущий: Думаю, что при чтении этих стихотворений перед вашим взором предстали картины осенних пейзажей. В следующем конкурсе ваша задача состоит в том, чтобы по данному осеннему пейзажу составить рассказ.
Пейзажи раздаются, время – 10 мин, звучит музыка...
Команды зачитывают свои рассказы, жюри оценивает их. За участие в этом конкурсе каждая команда получает от 1 до 3 жетонов в зависимости от занятого места ...
III. Конкурс «Подбираем эпитеты»
Ведущий: А теперь, когда вы вспомнили все краски осени, вам легко будет принять участие в следующем конкурсе. Надо подобрать эпитеты к слову осень.
Напомню, эпитет – это яркое определение, создающее живое представление о предмете.
Эпитеты запишите в четыре колонки.
В первую – эпитеты, передающие красоту осени (нарядность, окраску).
Во вторую – какая бывает осень по характеру погоды.
В третью – с точки зрения её времени, продолжительности.
В четвёртую – с точки зрения психологического восприятия (какие чувства вызывает у вас это время года).
красота осени: |
по характеру погоды |
по времени, продолжительности |
с точки зрения психологического |
нарядная, пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая |
холодная, дождливая, сырая, сухая, туманная, грязная, ненастная, тёплая, ветреная |
долгая, ранняя, запоздалая, поздняя, затяжная
|
безрадостная, грустная, печальная, задумчивая, чудесная, унылая, славная, хмурая, прекрасная |
Время – 5 мин, звучит музыка. После эпитеты не зачитываются, жюри подводит итоги (если эпитет записан не в соответствующую колонку, то он не учитывается), команды получают жетоны.
IV. Викторина для тех, кто много читает и много знает
1. Когда начинается осень в Австралии? (Март)
2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые.)
3. Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде?
(Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки и др.)4. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц)
5. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
6. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)
7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)
8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
9. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
Жюри учитывает количество правильных ответов. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны.
V. Конкурс «Составляем пословицу»
Ведущий: А сейчас новый конкурс «Составь пословицу»: на карточках пословицы, начало на одной, а продолжение – на другой.
Звучит музыка, жюри учитывает правильность и быстроту. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны.
1. Весна красна цветами – /а осень – плодами.
2. Что посеешь – / то и пожнешь.
3. Рожь поспела – / берись за дело.
4. Кто землю лелеет – / того и земля жалеет.
5. Осень прикажет – / весна своё скажет.
6. День прозевал – / урожай потерял.
7. В сентябре огонь – / и в поле, и в избе.
8. В сентябре одна ягода – / и та – горькая рябина.
9. Хлеб убирают – / на небо взирают.
10. В осеннее ненастье – / семь погод на дворе.
VI. Приз – сюрприз
Ведущий: Чья команда определит вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.
VII. Конкурс на восприятие цветовой гаммы
Ведущий: Глазомер у вас хороший, а теперь проверим ваше восприятие цветовой гаммы. Из приготовленных деталей цветной бумаги составить аппликацию, можно использовать не все элементы.
Время – 10 мин, звучит музыка. По готовым аппликациям или по специально приготовленному плакату задаются вопросы. Покажите:
1) алый цвет;
2) абрикосовый цвет;
3) палевый цвет;
4) лиловый цвет;
5) кремовый цвет;
6) оливковый цвет;
7) бирюзовый цвет;
8) пурпурный цвет;
9) лазурный цвет...
Жюри оценивает не только быстроту выполнения, но и аккуратность аппликации, правильность ответов. За участие в конкурсе команды получают жетоны.
VIII. Конкурс загадок
Загадки отгадывает каждая команда по порядку, жюри учитывает количество правильных ответов. Если правильного ответа не последовало, то она загадывается следующей команде. За участие в конкурсе команды получают жетоны.
Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет.
(Туча)Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило.
(Дождь)Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)Долгоножка хвалится:
– Я ли не красавица?!
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка.
(Вишня)Снесли птички
Синенькие яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мягонька,
Белок сладенький,
А желток костяной.
(Слива)Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет.
(Смородина красная и чёрная)Встали в ряд богатыри,
Верно службу служат.
Голова у них внутри,
Борода – снаружи!
(Кукуруза)Росли на грядке
Зелёные ветки,
А на них –
Красные детки.
(Помидоры)Красная мышка
С белым хвостиком,
В норке сидела
Под листиком.
(Редиска)Был ребёнок –
Не знал пелёнок,
Стал стариком –
Сто пелёнок на нём.
(Кочан капусты)Стоит он задумчивый
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.
(Подсолнух)Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
(Ягода шиповника)В сенокос горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)Все паны
Скинули кафтаны,
Один пан
Не скинул кафтан.
(Сосна, ель в лиственном лесу)Что не сеяно
Родится?
(Трава)Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает.
(Лес)Стоит старик
Над водой,
Качает бородой.
(Камыш)Сто один брат,
Все в один ряд –
Вместе связаны стоят.
(Сноп)Стоит дуб на горе,
Никто к нему не подойдёт:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица,
А кто подойдёт,
Тот с собой понесёт.
(Репейник)Вёрст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала.
(Птица)Не рак, не рыба,
Не зверь, не птица,
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольет.
(Комар)Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
(Муха)Сначала клин,
Потом блин,
Течёт вода –
Ему не беда.
(Зонт)Поднять можно,
А через избу
Перекинуть нельзя.
(Пух, перо)
IX. Поздравление «осенних» именинников
Ведущий: А теперь пришло время поздравить наших «осенних» именинников…
(Команды их поздравляют, вручаются подарки, жюри учитывает оригинальность поздравлений и т.п.)
X. Чаепитие
Жюри подводит окончательные итоги. Команде победителей вручаются призы. Всем остальным – по яблоку.
Ведущий: Итак, мы сегодня отдохнули, повеселились, проявили свои способности, а во всем этом нам помогла ОСЕНЬ!
Автор: Ирина Зайцева, учитель
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Превосходный сценарий!Только не поняла, для какого возраста? Многие конкурсы возьму на воружение.Спасибо!