Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Цель праздника: Привить бережное отношение к птицам.
Учитель: Птицы – это песнь и полёт. Птицы – дети воздуха. Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми цветами. Птицы – вестники радости. Птицы – это тайна и красота. Птицы – это друзья нашего детства.
Сегодня мы отмечаем праздник птиц. Его мы проводим весной, когда наши пернатые друзья возвращаются из дальних стран в свои родные края. С их голосами, с их пением оживает всё вокруг, и становится понятно, что весна – красна не за горами.
1 ученик:
По тропинкам, по дорогам к нам весна приходит в сад.
В небе синем и широком птицы стаями летят.
2 ученик:
Поскорее прилетайте, дом для каждого готов.
Звонко песни распевайте и ловите здесь жучков.
3 ученик:
Через море, через горы стайкой птицы к нам летят.
И сегодня, в день весенний, справим птичье новоселье.
Ученик: На Земле обитает более 8000 видов птиц, а на территории нашей страны более 700 видов. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание и громким мелодичным пением, и яркой окраской оперения, и интересным поведением, и причудливостью клюва, и своим питанием, и другими признаками.
Учитель: А задумывались ли вы над тем, почему птиц так называют? Откуда взялись эти названия? Сегодня мы поговорим об этом.
Первой нам встретилась КУКУШКА. Как вы думаете, за что она получила своё название? (Ответы детей).
Название этой птицы очень похоже на её крик. Хотя кукушка и подкладывает яйца в другие гнёзда, она очень полезная птица. Кукушка поедает очень вредных насекомых в большом количестве. (Звучит голос кукушки).
Учитель: Если вам приходилось шагать лугом, то иногда можно увидеть, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали: «Чьи вы? Чьи вы?». Как называется эта птица?
Ученики: Это ЧИБИС. Он тоже получил название по голосу.
Песня у чибисов протяжная и немного грустная. На голове у птички чёрный хохолок. Чибис то поднимает его, то складывает будто веер. Чибисы очищают леса и поля от вредителей – жучков, улиток, слизняков. (Звучит голос чибиса)
Учитель: Ребята, смотрите, смотрите, что это такое? Кругом светлым-светло, а на зелёном дереве огонёк вспыхнул.
Ученики: Да, нет. Это не огонёк. Это ГОРИХВОСТКА. А блеснул хвостик птички. Она и названа так за свой интересный хвост. Он у неё красного цвета, всё время подрагивает. Поэтому, кажется, что хвост вспыхивает огоньком, будто горит.
1 ученик:
Ты не думай, будто спичка загорелась под кустом.
Это птичка-невеличка под кустом трясёт хвостом.
2 ученик:
Перья огненного цвета солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это горихвостки хвост горит. (Звучит голос горихвостки).
Ученик: За что люди так обидели птицу, назвав его глухарём? Слух у глухаря прекрасный. Достаточно хрустнуть сучку, как он насторожится и тут же улетит. И всё же, когда ГЛУХАРЬ поёт, или, как говорят, токует, он действительно не слышит постороннего шума. «Песня» глухаря – это непередаваемый буквами, повторяющийся набор щёлкающих звуков. Во время этого скрежетания глухарь полностью глохнет. (Звучит голос глухаря).
Учитель: Имя птицы может зависеть и от её характера. Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай – будто кошке на хвост наступили.
Ученик: Это ИВОЛГА. Она очень яркая и красивая птица. Слово «иволга» переводится как «неясный характер». Из-за этого она может издавать как красивые, так и неприятные звуки. Иволгу зовут и «лесной флейтой», и «лесной кошкой». (Звучит голос иволги).
Учитель: Название КЛЁСТ произошло от старорусского слова «клестить», что значить сжимать, сдавливать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он словно сжат, сдавлен. За крестообразный клюв, птицу и прозвали клестом.
Ученики: Птенцы у клестов появляются зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой семян много. Поэтому малыши-клесты не боятся замёрзнуть. Родители их прокормят и обогреют в гнёздах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.
Клёст по ели прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Звучит голос клеста).
Учитель: Все птицы очень важны и нужны на Земле. Большинство наших птиц приносит значительную пользу. Они уничтожают в громадном количестве вредителей леса, полей, садов и огородов.
Мир трудно представить без птиц. И если мы не поможем птицам, то в мире наступит безмолвие. Давайте же будем птиц беречь и защищать! Станем птицам друзьями!
1 ученик:
Не разоряйте птичьего гнезда!
Так счастлива в своём жилище птица.
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей ветер веселится.
2 ученик:
«Мы гнёзд не будем разорять» ─
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В лесу у нас звенят.
Учитель: Птицы – это часть природы. Давайте же её мы сохраним!
Исполняется песня «Всё это называется природа…»
Автор: Нина Николаевна Выговская, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 1» города Сафоново Смоленской области, стаж работы – 23 года.
О себе: Провожу тематические недели по окружающему миру, экологии и др. Применяю театральную педагогику. Разрабатываю сценарии праздников, литературно-музыкальных представлений. В 2009 году участвовала в Районном педагогическом фестивале «Инновации в образовании», получила Диплом II степени в номинации «Урок в инновационном режиме». Фото автора Нинель
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.