Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Изображения и фигурки домашних животных, веточки вербы и берёзы, дудочки, «барабанки», пирог.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с обрядами и обычаями Егорьева дня. Но прежде отгадайте загадки о домашних животных.
У ног кузовок:
Кто за ней ходит,
Того она и кормит. (Корова)С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)Не прядет, не ткет,
А людей одевает. (Овца)
Вопросы учителя:
Отгадайте загадки:
Зубато, серовато,
По полю рыщет, овец ищет. (Волк)Всем пригнетыш. (Медведь)
Летит птица, не ест ни ржи, ни жита,
А ест быка да оленя до красного деня. (Овод, слепень)
Беседа по вопросам:
Настоящий пастух знал по имени каждую корову и все ее причуды. Одна может увести стадо невесть куда, другая – мастерица проламывать изгороди, третья – ленивая и отстает от стада.
Опытный пастух дорожил своим званием. Требовалась ему и смелость. Вся жизнь пастуха на природе, поэтому он мог предсказать погоду, знал множество примет. А как сейчас называют людей, предсказывающих погоду? (Метеорологи). Умел пастух драть корье, бересту, плести лапти и другие изделия. Кроме того, у хорошего пастуха коровы могли выполнять музыкальные команды: «Выходи из дворов!», «В прогон!», «Делай, что хочешь!», «Опасно, беги!», «Домой!».
Рассказ учителя
Оказывается, давным-давно журавль был домашней птицей. В неволе журавли очень привязываются к человеку и обнаруживают значительное развитие умственных способностей. В курятниках журавли следили за порядком, разнимали дерущихся птиц. Они же пасли скот не хуже овчарки и защищали вверенное им стадо.
По мнению наших предков, самым главным покровителем домашнего скота был святой Егорий. «Хоть все глаза прогляди, а без Егория не усмотришь за стадом» – говорится в русской пословице. Святой Георгий – один из самых почитаемых святых не только у русских, но и у белорусов, украинцев, грузин, сербов, болгар. Изображают этого святого обычно молодым воином на белом коне с копьем, поражающим змея. Это изображение можно увидеть на гербе Москвы.
О Егории существует множество преданий. В одном из них рассказывается о том, что давным-давно, когда еще месяц ходил, чуть ли по самой земле, одна злая женщина накрыла его грязной тряпкой. Поднялся месяц в высь поднебесную и проклял эту женщину, превратив ее в змею. От нее-то и пошел весь змеиный род. Много бы горя принесли людям змеи, да заступился за людей святой Георгий и убил змеиную прародительницу.
Много старинных обычаев, связанных с Егорьевым днем, существовало у наших предков. В этот день выгоняли на зеленеющие луга коров и овец, но не иначе как освященной вербою, хранящейся с Вербного воскресенья. Выгонять надо было рано-рано на утренней зорьке, когда еще роса дымится. Считали, что от этого у коров больше будет молока. Для этого иногда к хвостам коров прикрепляли и березовые веточки. Пастуха же в этот день принято было окачивать водой. Лошадей же в этот день не выводили, а примешивали им в корм кусочки средокрестного печенья. Считали, что это охраняет коня от голодного хищника – волка.
Игра «Стадо»
А теперь поиграем в русскую народную игру «Стадо». Описание игры:
Дом волка в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы зовут пастуха:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая.
Гони стадо в поле –
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг; они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк»! (удар в «барабанки») – овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути водка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Рассказ учителя
Егория наши предки считали также и заступником земледельцев. В русской пословице говорится, что он начинает работу, к его дню работа и заканчивается. Егория отмечают дважды: весной и осенью. Чтобы урожай был хорошим, существовал обычай «водить Егория». Выбирали красные девушки красивого парня, обвешивали его зелеными ветками и клали ему, Зеленому Егорию, на голову большой круглый пирог, убранный цветами. Трижды обходили поля, а затем разводили небольшой костер в виде копьеца, посреди которого ставили пирог. Каждый должен был съесть хотя бы маленький кусочек. И припевали:
Мы вокруг поля ходили,
Мы Егора – свет водили,
Мы Егорья кликали.
Давайте и мы с вами вместе встретим и позовем Егория.
1. Егорий храбрый – зимы враг лютый // Народное творчество. – 1996., № 3., с. 10-11.
2. Народный календарь апреля // Наука и религия. – 1997.
3. Науменко Г. Вот коровушка идет // Народное творчество. – 1997., № 9., с. 22-23.
Автор: Васильева Ирина Александровна, учитель начальных классов высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя РФ М.Н. Евтюхина» г. Пскова. Стаж 25 лет.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Ирина Александровна! Ваше занятие получилось и познавательным, и весёлым. Уверена, что ребятам понравилось, они многое узнали о традициях Егорьева дня, а значит стали чуточку ближе к своим истокам. Тема народного творчества мне близка, интересно знать Ваше мнение о моей работе http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/1872.html
С уважением...
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!