Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Номинация «Методическая копилка педагога дополнительного образования»
Б.Шоу писал: «Воображение – начало творчества».
Идея создания постоянно действующего выставочного зала «Синяя птица» возникла по нескольким причинам. Во-первых, наш Дворец находится на окраине города, поэтому организовать экскурсию в музей, картинную галерею, особенно в холодное время года, довольно сложно. Да и выставки там организуются без учёта возраста.
Кроме того, в условиях большого Дворца выставочный зал может стать центром культурно-эстетического развития ребёнка. Наличие выставочного зала позволяет активно привлекать родителей с детьми к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что способствует укреплению семьи.
Выставки являются одним из механизмов в деле реализации социальных программ и разовых проектов. И при этом весьма действенных механизмов. Выставка наиболее эффективна при проведении различных детских и молодежных социальных программ. Это уже было давно доказано на практике.
Этот механизм социальных программ работает практически безотказно. Главное, грамотно подойти к его исполнению. Хотя грамотный подход в деле организации выставочных мероприятий сегодня встречается далеко не всегда. Очень часто случается так, что хорошая идея, не имея грамотного подхода к организации, с треском проваливается.
Выставочная деятельность – это отличный информационный повод, с помощью которого можно привлечь внимание широкой общественности к тем или иным социальным проблемам. На подобные мероприятия очень охотно идут журналисты. Кроме того, на детские и молодежные выставки можно пригласить влиятельных чиновников и представителей деловых кругов. Как правило, они не могут игнорировать подобные социальные мероприятия. Ведь отказ от присутствия на детских или молодежных выставках может негативным образом сказаться на их репутации. А присутствие подобных лиц на выставке может принести потом свои дивиденды, в том числе и материальные.
В основе инновационной работы коллектива – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становится потребностью. Посещение музеев и выставок в школьном возрасте будет вызывать у человека интерес и в более зрелом возрасте, так как ребенок растет в атмосфере красоты и творчества с раннего детства.
Учитывая это, мы определили для себя следующие направления инновационной работы:
1. Выставки:
а) Познавательные выставки. Цель – расширять представления учащихся о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями. Тематика: «Фарфоровое чудо», «Всё о тканях», «Глина, дерево, металл», «Чудо-ниточка», «В мастерской художника» и другие.
б) Музейно-исторические выставки. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине. Тематика: «Давным-давно была война…», «Герои живут рядом».
в) Эколого-краеведческие выставки. Цель – знакомить с природой города и республики, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства. Тематика: «Деревья нашего города», «Зелёная аптека», «Экологическое ассорти-вторая жизнь ненужных вещей».
г) Художественные выставки. Цель – познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, с творчеством художников Набережных Челнов, декоративно-прикладными ремёслами. Тематика: «Природа Челнов в картинах художников», «Плетение из соломы», «Мир Шишкина», «Сказки в творчестве русских художников», и т.д.
д) Выставки-конкурсы. Цель – вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов. Тематика: «Обыкновенное чудо», «Делу время – потехе час», «Все, что видите вокруг – это дело наших рук», «Герб моей семьи», «Сделаем мир ярче», «Чудо пластилин».
е) Выставки детского творчества, персональные выставки работ одарённых детей, педагогов Дворца (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация).
ж) Выставки-ярмарки. Цель – популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой-либо области, привлечение спонсорских средств на развитие зала. Тематика: «Комнатные растения – в каждый дом!», «Подарки Деда Мороза», «Волшебный лоскуток» – конкурс мягкой игрушки, ярмарка сувениров.
Выставки готовятся творческой группой педагогов. Экскурсионная работа ведётся с учащимися и родителями всех возрастов
2. Творческая гостиная.
Эта организационная форма включает в себя следующее:
В результате работы:
Выставка является средством идейно-воспитательного воздействия, массовой информации и наглядной демонстрации работы. Выставка убедительно свидетельствует о многообразии тематики, видов и жанров работ, своеобразии детского художественного творчества, о любви детей к искусству, их умении видеть прекрасное в этой жизни, передавать его в своих творческих работах.
Я верю, что «Синяя птица» живёт в нашем выставочном зале и одаряет нас и наших детей способностью чувствовать и понимать, как бесконечно прекрасен окружающий мир.
Список использованной литературы:
1. Кравцова Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 2006.
2. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М., 2013.
3. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 2011.
Автор: Канатьева Елена Геннадьевна, педагог-организатор, руководитель выставочного зала «Синяя птица», Городской дворец творчества детей и молодежи №1, город Набережные Челны, Республика Татарстан.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Елена Геннадьевна! Вы представили интересный организаторский опыт по привлечению внимания детей и их родителей к дополнительному образованию, творческому и художественно-эстетическому развитию широкой общественности в Вашем городе. Очень грамотно, что к своему проекту Вы привлекаете социальных партнёров — так Ваша работа не замыкается только на педагогах дополнительного образования, ведущих немногочисленные кружки, а охватывает значительно большее количество людей, приобретает некую масштабность. Успехов в работе!
Здравствуйте, Елена Геннадьевна. Симпатичное у Вас оформление выставки. Действительно, очень важно приучать детей к красоте.