Вы наверняка замечали, что дети по-разному воспринимают и запоминают одну и ту же информацию, по-разному ищут решение одной и той же задачи и размышляют.
Часто бывает, что даже в одной семье один ребенок проявляет явные математические способности чуть ли не с рождения, быстро считает в уме, а в школе щелкает задачи «со звездочкой», а второму нелегко даются даже простейшие шаги в математике.
Ученые объясняют такие особенности различиями в типе/положении логики ребенка. А.Ю. Афанасьев, описавший четыре предопределяющих элемента личности (Физика, Логика, Эмоция и Воля) и сформулировавший типологию 24 психотипов на основе комбинации этих элементов, выделяет 4 положения функции логики:
- 4-ая Логика – «Школяр»;
- 3-ая Логика – «Скептик»;
- 2-ая Логика – «Ритор»;
- 1-ая Логика – «Догматик».
В зависимости от того, к какому типу относится ваш ребенок, даны рекомендации для его более эффективного обучения и развития.
Ребенок-«школяр»:
- вызывает сложности самостоятельная интеллектуальная работа;
- постоянно требуется внешняя мотивация и подстегивание;
- прагматичен, мыслит и действует локально;
- легко усваивает и воспроизводит любую информацию, может поддержать и развить самые разные взгляды;
- не боится делать собственные выводы, при этом то что он говорит, и то как он поступает, могут очень сильно отличаться на деле;
- не придает значения интеллекту и логике, не считает их какой-то ценностью;
- равнодушен к собственному развитию и обучению.
Как обучать ребенка-«школяра»?
- такие дети наиболее «удобны» для учителя, они внушаемы и легко вливаются в школьный ритм, но их нужно учить применять полученные знания на практике;
- подстегивать к активной учебной позиции, к проявлению инициативы к обучению и самообразованию;
- вовлекать в обсуждения, давать задания, требующие рассуждений;
- контролировать выполнение домашних заданий;
- для развития логики лучше всего использовать классические логические задачи, задачи на истинные и ложные высказывания, задачи на поиск закономерностей.
Если ребенок «скептик»:
- чаще молчаливый, с иронией относится к утверждениям других;
- не любит категорических суждений, сам очень осторожен в своих выводах;
- боится прослыть дураком, не любит бурных обсуждений и споров, не доказывает свою позицию, а заявляет о несостоятельности разума, о ненужности логики;
- чувствует себя свободно там, где говорят только о гипотезах и разных мнениях;
- с трудом формирует приоритеты;
- проблемы с системностью мышления.
Как обучать ребенка-«скептика»?
- если ребенок ошибается, его надо не осуждать, а поддержать, подсказать, как следует исправить ответ или решение;
- привлекать к обсуждениям и дискуссиям хотя бы в качестве наблюдателя;
- признавать и уважать его право на свою точку зрения (пусть даже она и ошибочная);
- помогать расставлять приоритеты и ориентировать сначала на достижение небольших целей и задач, которые в совокупности приведут к значительным результатам;
- давать решать логические задачи, в которых в отличие от школьных математических задач, нет жестких шаблонов решения, и можно проявить гибкость ума;
- для развития логики подойдут классические задачи на смекалку, задачи по комбинаторике, задачи со спичками, фигуры в пространстве и другие.
Черты ребенка-«догматика»:
- склонность к одиночеству, задумчивость;
- способность полностью погружаться в мысль, не реагируя на окружающую среду;
- тяга к философским размышлениям и анализу;
- хорошо запоминает идеи, теории, концепции, гораздо хуже – точную информацию (даты событий, факты, имена);
- «тугодум», поэтому молчалив (стесняется говорить, если в чем-то не очень хорошо разбирается), из-за этого у некоторых возникают сомнения по поводу его интеллекта. А зря. Уверенность в своих интеллектуальных возможностях, способность понимать и логически рассуждать, очень важно для его уверенности и самооценки.
Как обучать ребенка-«догматика»?
- давать больше времени на раздумья и уяснение условий задачи, помогать с подбором материала для выполнения задания;
- позволять выполнять задания, проекты в письменной форме, а не в устной форме;
- поддерживать его веру в себя и собственные знания, подчеркивать важность глубокого изучения вопроса, теории, а не владения датами, фактами;
- в то же время учить спокойно признавать свои ошибки, более гибко подходить к решению;
- можно вовлекать в научно-исследовательскую работу школьников;
- развивать логику с помощью решения числовых ребусов, математических головоломок.
Ваш ребенок «ритор», если:
- Общение, разговор для него – всё. Любит не только поболтать, а поумничать. Для него важен процесс общения, а не факт доказывания своей правоты. Превосходный комментатор.
- У него очень широкий круг интересов и увлечений.
- Отличительная черта – большая скорость мыслительных процессов. Все схватывает «на лету», быстро соображает и просчитывает варианты, мгновенно вспоминает.
- Очень хорошая память, причем легко удерживает как сухую теорию, так и незначительные факты.
Как обучать ребенка-«ритора»?
- отдавать предпочтение устным ответам и выступлениям, опросам, обмену мнениями, дискуссиям;
- в качестве мотивации использовать соревновательный момент, хвалить за быстрое выполнение задания;
- устраивать соревнования по решению классических текстовых логических задач и головоломок на скорость;
- учитывать его организаторские способности, умение договариваться с остальными членами команды, идти на уступки;
- поощрять нестандартные подходы к поиску ответа на задачу;
- развивать способность мыслить более широко, выстраивать стратегии, ориентировать на достижение результата;
- развивать логику, решая задачи на шахматном поле или математические ребусы.
Знание особенностей логики вашего ребенка позволит вам эффективнее организовать его учебный процесс и внеучебную деятельность, наладить взаимопонимание, создать благоприятную атмосферу для раскрытия его талантов и способностей, правильно мотивировать для достижения высоких результатов с учетом его психофизических особенностей. А совместное решение логических задач и головоломок LogicLike поможет сгладить недостатки каждого типа логики и поспособствует всестороннему развитию логического мышления школьника.