На Руси в январе самым торжественным и одновременно радостным был и остается праздник Рождества Христова. С 8 января начинались Святые дни – Святки. Сельскохозяйственные работы закончены, наступает время отдыха и веселья.
По вечерам в Святые дни дети ходили по домам и пели особые песни – колядки. На взгляд самих поющих, напев «коляды» принято «тянуть в одно», петь в унисон. Ходили небольшими группами, причем группы формировались с учетом пола и возраста детей: мальчики ходили колядовать отдельно от девочек.
В зимнюю одежду облачались шиворот-навыворот, лицо размалевывали, даже в песне стремились изменить свой голос до неузнаваемости. С пением заходили в дом только к знакомым, выпрашивали угощение.
Хозяева давали детям лепешку, пирог или копеечку, и они бежали в следующую избу, а на их место приходили другие. Хозяева никогда не выгоняли детей и давали всем, сколько бы ни приходило. Рассуждали так: «Я твоему дам, а ты моему. Вот и поквитаемся».
Такое веселое передвижение детворы от дома к дому, с пением и хорошим настроением, называют «обряд колядования», в старину он был самым любимым у детей среди многочисленных Святочных зимних забав.
В условиях школы невозможно проводить все зимние праздники: Новый год, Васильев день, Рождество, Святки, Крещение. Рекомендую объединить их в одно представление, соблюдая лишь очередность в исполнении песен – Рождественских, Святочных, колядок... Между ними игры, хороводы и пляски.
Предлагаю вниманию вашему вниманию сценарий фольклорного праздника «Рождественский лужок», текст которого написан мною с сохранением некоторых фонетических особенностей Нижегородского диалекта.
Это вызывает особый интерес у детей, привлекает внимание взрослых и дает возможность всем участникам и гостям праздника почувствовать русский характер, насладиться яркой и сочной русской речью, живо ощутить связь с давними традициями нашего народа, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие Россия. Главные роли в сценарии исполняют мальчики 7-10 лет.
Подготовка и участие мальчишек в фольклорном празднике, расширит детское представление о традиционной культуре и несметных песенных богатствах нашей Родины.
Движущей силой сценария станут подлинные образцы русского музыкального фольклора, которые будут подобраны организаторами мероприятия. Лучше, если ребята исполнят песни и пляски своего города, села... Это придаст празднику самобытность и особый колорит.
В целях познавательной паузы (обобщения и уточнения знаний участников праздника о традициях Рождества) мной была создана игра-презентация «Рождественский лужок». На мой взгляд, применение мультимедийных средств на фольклорном празднике повышают мотивацию, дают возможность активного участия в происходящих событиях, украшают и придают празднику особый колорит.
Красочное оформление презентации-игры «С Рождеством!» оставляет у присутствующих на празднике приятное эстетическое впечатление, а содержание (о традициях языком современного мира), раскрывая связь традиций и современности, увлекает в мир культурных поисков и самосовершенствования.
Цель: Приобщение школьников к русской традиционной культуре.
Задачи
Предварительная работа
Атрибуты и декорации
В зале декорация русской избы, за ней (до поры) скрывается тетка Федотья. Вертеп, звезда, месяц, изготовленные заранее, лежат на полу.
Действующие лица
«Колядовщики» – мальчики в русских народных костюмах, «ряженые» – коза, Баба-яга с мешком, медведь, тетка Федотья. Роль ведущего исполняет взрослый.
За дверью слышатся шум и смех, дети играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. В дверном проеме появляется козья голова, блеяньем она приветствует собравшихся. С пением в зал входит процессия детей и ряженых, впереди шествия — коза, Баба-яга несет мешок для угощения, вереницу участников замыкает медведь. Ребята становятся в полукруг, один обращается к гостям — зрителям, произнося стихи нараспев:
Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!
Дети кланяются, запевают «Частушки».
Мальчик (призывно).
Ой, ребята, нонче Святки,
Не пойти ль нам на колядки?
Мальчик (мечтательно).
Там блины, козули *
И кисель в кастрюле!
Ребята берут заранее приготовленные атрибуты обряда со словами:
Звезда — моя!
А мой — месяц!
Вертеп — Мотьке,*
А коза — Володьке!
Все смеются, Володька (один из мальчиков) берет козу за поясок, коза «бодается». Володька гладит козу, приговаривает:
Володька.
Козушка моя серая
По горке ходила,
Коза моя смелая
Волчика дразнила.
Коза подпрыгивает и мотает головой, «дразнит» воображаемого волка.
Волк такого не стерпел,
Взял козушку да и съел!
На слово «съел» коза падает на пол, дергает ногами, руками, притворяется съеденной. Дети жалеют козу, все тяжело вздыхают, кроме одного бойкого мальчика, который подходит к лежащей на полу козе со словами:
Мальчик.
Нашей козе немного надо:
Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала...
Все (хором). Чтоб коза встала!!!
Коза неожиданно поднимается и торжественно объявляет:
Коза.
По деревне всей пройдем,
Коляду-авсень споем!
С пением ребята идут по кругу, с окончанием песни встают в полукруг.
Ведущий. В старину на Руси был такой обряд. Назывался...
Все (хором). Коляда!
Ведущий. С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с козой...
Коза (стучит копытцем). Ме-е-е!
Ведущий. Медведем...
Медведь (мотает головой). Р-р-р!
Ведущий. Звездой, вертепом и месяцем. Пели, просили подарки, хозяев поздравляли, здоровья желали.
Мотька (с озорством).
С праздником, господа!
А кричать ли коляда?
Ведущий. Кричитя!
Все поют колядку, двигаясь по кругу. Медведь, коза и Баба-яга идут противоходом в середине круга, изображая шествие ряженых.
Мальчик.
Долго мы колядовали,
Ажно ноженьки устали.
Всю деревню обходили,
Про Федотью-то... (огорченно) забыли.
Володька.
А вот и дом Федотьи (показывает на декорации русской избы, обращаясь к товарищу.) Моть, стучи в окно-ти.
Матвей (в сокр. Мотя) стучит в окно со словами:
Мотя.
Здоровья тому, кто в этом дому.
Кто даст пирога, тому двор живота!
Мальчик.
Что, Федотья, наварила?
Что, родима, напекла?
Выноси-ка поскорей,
Не морозь-ка ты детей.
Мальчик (выставляя ногу вперед на пятку). У нас чеботы худые.
Все (жалобно, с притворством). У нас ножки-ти зябнут.
Мальчик (показывая руки в рукавицах). У нас рукавички дырявы.
Все (взявшись за кончик платка). У нас ручки-ти зябнут.
Баба Яга. У нас платочки то-о-оненьки.
Все. У нас ушки-ти зябнут.
Мальчик (ударяя себя в грудь). И тулуп-то короток.
Все (обнимая себя двумя руками, «замерзая»). Колядовщик передрог!!!
Медведь (нараспев). Зимой шубка не шутка. (Хвалится своей шубкой, вразвалочку, гордо прохаживается перед детьми.) Зимой тулуп всякому люб.
Ведущий.
Давайте погреемся.
Все вместе поиграем,
А кто водит, посчитаем.
Ребята встают в тесный кружок и выбирают водящего считалкой.
Ведущий.
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
Скину шубку на снежок.
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот, кто водит,
Первым пусть выходит!
Ребята играют в русскую народную игру «Вишня», здесь же можно завести пляску.
Мальчик (настойчиво, обращаясь к Федотьиному окну).
Мы и пели, и играли
Под твоим окошком.
Ты, Федотья, что ль глухая?
Выноси лепешку!
Выходит тетка Федотья, в руках блюдо с угощением.
Мотя (насмешливо). Неси, неси, не тряси.
Все (обращаясь к тетке). Половину-ти не скуси!
Ребята громко смеются, играют на музыкальных инструментах, хлопают и топают.
Тетка Федотья (с укоризной).
Сначала загадки отведайтя,
А потом и лепешкой обедайтя.
Тетка Федотья проводит игру «Рождественский лужок» с использованием презентации.
Тетка Федотья.
Без рук рисует,
Без зубов кусается. (Мороз.)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закружила, замела
Стала улица бела. (Метель.)
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег.)
Везет Сенька
Саньку на санках.
Санки хлоп,
Санька вбок,
Сонька скок,
Сеньку с ног.
Назови-ка всех по именам? (Сенька, Санька, Сонька.)
Мушки белые летят,
Они не пьют и не едят. (Снежинки.)
Текло, текло
И легло под стекло. (Река подо льдом.)
Не бриллиант, а светится. (Лед.)
Далее тетка Федотья проводит аттракцион «Найди пару». На пол в беспорядке раскладывают варежки, по команде ребята должны найти среди них две одинаковые, кто из участников останется без пары варежек, тот выполняет задание тетки Федотьи: рассказывает стихотворение, поет или пляшет.
После аттракциона Баба-яга с мешком подходит к тетке Федотье с песней «Коляда-маляда», «выпрашивая» угощение. Один из мальчиков, перебивая пение, обращается к Бабе-яге со словами:
Мальчик. Тпру, тпру, подожди... (обращаясь к тетке Федотье). Подавай-ка пирожки!
Другой мальчик. С лучком, с мачком.
Оба. С горьким перечком!
Володька (расталкивая мальчиков, вставая между ними).
Постой, ребят,
Щас я скажу.
Жил-был царь,
У царя был двор.
На дворе был кол,
На колу мочало,
Начинай сначала!
Все начинают петь сначала. Баба-яга с мешком подсаживается то к одному, то к другому гостю, собирая в мешок угощение. В это время тетка Федотья угощает колядовщиков пирогами, они с поклоном принимают угощение.
Ведущий (обращаясь к гостям праздника).
С Рождеством всех поздравляем
И подарки всем вручаем.
Рецептик стариннай,
Непростой да длиннай!
Делали сами...
Все (показывая ладошки зрителям). Вот этими руками!
Под музыку колядовщики дарят подарки гостям и с пением покидают сцену. Далее устраивается чаепитие с угощением, чтобы у ребят создалось полное ощущение праздника — Святок.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЧастушкиВсе. Девки-матки, скоро Святки, мы святошничать пойдем. В ту дяревнюшку зайдем, да игрока с собой возьмем.
Один. Купи, тятенька, калоши - святёнки, потопаю. Неужели тебе, тятя, я не заработаю?
Место записи: Нижегородская область.
КолядкаОй, Колядка, Коляда!
Золотая голова!
Приходила Коляда, всем добра вам принесла!
Чтоб хозяину жилося, богателося,
Чтоб хозяюшка была, как лебедушка бела!
Чтобы деточки в дому, словно пчелочки в меду!
Мы пришли Христа прославить, вас всех с праздником поздравить!
(Говорком.) Хозяева, не томите, поскорее подарите!
Место записи: Нижегородская область.
ВишняВишенку я брала, брала зеленую.
Семеюшка мала, семеюшка мала.
Пристань, пристань, Маша,
Пристань, дорогая.
Семеюшка мала,
Семеюшка мала, и т.д.
Дети образуют круговой хоровод, в центре которого ходит водящий — «вишня» — с палкой в руке, постукивая ею об пол. При перечислении имен детей тот, чье имя назвали, выходит в центр, к «вишне», и берется рукой за палку. Постепенно образуется малый хоровод вокруг «вишни» (подобие ствола и веток).
Место записи: Смоленская область.
Коляда-малядаВсе. Коляда-маляда! Пошто пришла?
Один. Косы просить.
Все. Пошто косы?
— Сено косить!
— Пошто сено?
— Коров кормить!
— Пошто коров?
— Молочко доить!
— Пошто молочко?
— Ребят кормить!
— Пошто ребят?
— Свиней пасти!
— Пошто свиней?
— Бугры ровнять!
— Пошто бугры?
— Красным девушкам гулять!
Троим, двоим, давно стоим.
Под окошечком,
С лукошечком. Место записи: Нижегородская область.
Автор: Светлана Александровна Лапина, преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» города Павлово Нижегородской области, стаж работы 18 лет. О себе: Живу и работаю в городе Павлово. Имею публикации в журнале «Музыкальный руководитель», «ПедСовет», «Начальная школа». Руковожу фольклорным ансамблем, интересуюсь народным творчеством.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Самобытно, колоритно, с юмором, весело! Радует глаз презентация: эстетичная, "нарядная"... детям обязательно понравится, а взрослым поможет организовать познавательный, качественный досуг. Автору успехов и удач!
Для многих праздник в школе - это веселье, которое не запоминается надолго, "Рождественский лужок" без сомнения оставит самый светлый след в ребячьем сердце! Радуют герои, наивные и смешные, поразительна их речь, яркая и сочная, в приложении есть ноты, это облегчит поисковую деятельность организаторов мероприятия, познавателная часть праздника особенно хороша: презентация напоминает старый добрый детский мультик, я сама с интересом отвечала на все вопросы... В современной школе не всегда должное внимание уделяется традициям, Ваши материалы поспособствуют воспитанию интереса ребят, да и взрослых, к русской традиционной культуре. Спасибо Вам и удачи!
Автором проделана огромная и плодотворная работа по созданию сценария настоящего русского праздника. Несомненна ценность предлагаемых материалов (логичных и последовательных) с позиции их распространения. Поставленная задача: "Совмещение праздничного веселья с познавательной деятельностью" выполнена на все 100%, благодаря красочной и познавательной презентации, которая довольно органично "вписалась" в сценарий праздника. Спасибо!
Спасибо за добрые слова о моей работе! Я старалась сочетать "традиции и современность", надеюсь у меня получилось.
Весело, по-русски от души, "свежо"... презентация выразительная и познавательная. Автору удачи!
Фольклор должно не только тщательно собирать, бережно хранить, но и развивать, Ваша работа показатель этого развития. С одной стороны-традиции, русская песня, народная речь, с другой- компьютер, презентация, тригеры. Актуально, профессионально, просто здорово!
Нечасто в наше время можно встретить по-настоящему увлечённого человека. С первого взгляда видно, что Светлана Александровна именно такой педагог. По - доброму завидую Вашим ученикам!
Здорово, замечательно, актуально. Дети должны знать свою историю, историю своего народа. Голосую за данную работу.
Замечательно, когда у детей такой креативный педагог. Разработка на высшем методичеком уровне.Очень современно и актуально. Спасибо за творческую работу.
Непонятно: какой лужок может быть на рождество? Или может быть у автора дома лето круглый год? Непонятное сочетание. Может быть лучше изменить название?
Название "Рождественский лужок" интригует, вызывает интерес, по-русски доброе словосочетание, понятное детям... зимой всегда грустишь о лете, а луг он и зимой луг, и в рождество луг. Мне понравился такой праздник, автором создано чудесное, сказочное, с волшебным рождественским настроением мультимедийное сопровождение, настоящее путешествие в детство! Удачи!
В нашем районе "лужком" называют место для молодёжных, детских забав. Обычно это полянка на окраине деревни... а "лужок" ровное, низкое место летом покрытое травой, а зимой снегом.
Какая разница - лужок, не лужок! Главное - что работа уникальная. А оформлена как, написана. Читать легко и хочется со своим ребёнокм пойти поколядовать... Светлана, я искренне желаю Вам Удачи!
Спасибо автору за комплект полезных методических материалов))) Удачи!
В работе оптимально использованы мультимедиа возможности презентации. Удачи!
Светлана,большое спасибо за ваш прекрасный материал.Вы очень талантливый педагог.Новых вам побед и удач!
У такого творческого педагога не может быть неталантивых детей. Замечательно сочетается "Традиция и современность.Посмотрите на лица детей , они делают это с удовольствием.Детки очень артистичны.Все продумано до мелочей от названия до мероприятия.Сделано на высшем методическом уровне.Это огромный труд педагога.Удачи Вам.Буду за вас болетью ! Надеемся на победу!!!
Благодарю за тёплые слова и позитивную оценку моей работы!
Россия сильна традициями! Ваша работа очень убедительна... знаю как сложно увлечь детей народной песней. Очень грамотно всё оформлено, красочно, эстетично, сценарий получился с юмором, настоящая картинка из прошлого! А игра-презентация может использоваться не только на празднике, но и в семье, в школе в рамках знакомства с российскими традициями Рождества. От души желаю Вам успехов в деле пропаганды русского народного творчества!
Театрально, музыкально с юмором! По-хорошему удивляет игра: в едином стиле оформленная, с красочными картинками, похожая на рождественскую сказку. Ваша работа особенная... удачи и успехов!
Творческий подход к проведению традиционного праздника автору удался! С нетерпением жду Рождества, чтобы применить на практике! Светлана, желаю Вам успехов и новых творческих достижений!
Светлана Александровна,Вы - умница! Получила истинное наслаждение, знакомясь с Вашей работой! Очень хочу поиграть со своими детьми в классе! Удачи Вам и вдохновения!
Отличная работа! Информативно, эстетично, доступно, музыкально, современно, актуально! автору спасибо и успехов!
Светлана Александровна, с большим интересом прочитала Вашу статью, познакомилась с приложениями (нотами, презентацией). Бесспорно, народное творчество, народная песня развивают эстетическое чувство, обогащают духовный мир школьника, укрепляют потребность в постоянном общении с искусством: искусством слова, искусством движения, искусством пения... Фольклорные праздники безусловно способствуют формированию и развитию сильной, творческой, жизнеспособной личности. Ваша работа тому подтверждение. Успехов Вам в нелёгком деле пропаганды народного творчества, коллега!
Светлана Александровна, Ваша работа увлекает и манит принять участие в самом празднике,Я с детства с теплотой вспоминаю "колядки",как мы у бабушки с восторгом ожидали прихода новых"колядующих", чтобы увидеть их,как теперь мы называем придуманные атрибуты,а для нас это было, как сказка.Спасибо вам за ваш патриотизм к народному творчеству.С уважением Светлана Павловна.
Светлана Павловна! Приятно читать позитивные отзывы о своей работе от незнакомых, но близких по духу людей. Спасибо!
Весёлый сценарий и красочное мультимедийное приложение оптимально сочетаются, придавая празднику яркость, национальный колорит, особое "рождественское" настроение. Спасибо автору за идею нестандартного подхода к проведению традиционного русского праздника!
Здравствуйте, Светлана Павловна! Большое спасибо за ваш отзыв на мою публикацию. Познакломилась с вашей работой и получила огромное удовольствие. Прекрасная работа! Вы просто молодец! Обязательно элементы вашего праздника использую в организации досуговой деятельности своих учеников.
Светлана Павловна! Я принципиально не читаю и не оцениваю работы ТОЛЬКО из рубрики "ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА", до окончания конкурса, т. к. там и моя работа. ОЧЕНЬ надеюсь на объективное мнение жюри и пользователей портала. Вы - исключение. Замечательно, что поддерживаете русские традиции.Успехов Вам!!!
Здравствуйте, Светлана Александровна. Большое спасибо за Ваш труд, очень интересная разработка. Успехов.
Светлана Александровна, у Вас замечательный праздник. Вы творческий человек, успехов Вам и всего наилучшего!!!
За Вашу работу я уже поставила 5 баллов, ещё до выставления своего материала!
Светлана Александровна! И я Вас поздравляю с победой!!! Желаю успехов в работе и семейного счастья! Хорошо, что победила дружба!!!
Светлана Александровна,ГРАНДИОЗНАЯ РАБОТА! И сама работа, и предложенная статья - просто нет слов, очень впечатляет! Грамотно, последовательно, увлекательно!!! Какая Вы молодчина!
Любовь Владимировна! Спасибо за позитивный отзыв, я старалась. Надеюсь данная работа будет полезна коллегам, скоро Новый год, Рождество...
Светлана Александровна! Очень нужная и актуальная вещь! Нашим детям сызмальства необходимо прививать интерес к истокам русских народных традиций, воспитывать уважение к обычаям и культуре других народов нашей страны. Вы это прекрасно понимаете и ежедневно осуществляете своей педагогической деятельностью. Я всегда с интересом листаю странички сайта, прочитала много Ваших комментариев для участников конкурса. Моё впечатление: вы грамотный, творческий, знающий и любящий своё дело специалист. Ваши советы конкурсантам, в отличие от других, корректны, без "колкостей". Вы, действительно. светлый, позитивный человек (оправдываете своё имя)! Мне хочется пожелать Вам счастья и удачи во всех начинаниях. С уважением Рашида Дикабристовна.
Спасибо за позитив, очень приятно читать такие слова от коллег-единомышленников...
Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!
Очень творческая работа! Познавательно, интересно. Смотрели с внучкой. Понравилось!!! Спасибо. дальнейших творческих успехов.
Светлана Александровна, вы - энтузиаст своего дела, для которого работа - это хобби. Если можно прокомментируйте мою работу "Тестирование – как форма контроля профессионального уровня воспитателя". Хотелось бы знать мнение профессионала.