Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов начального образования нового поколения является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Метод проектов, как нельзя лучше, подходит для решения этой задачи. Для проекта характерно:
1. Реализация принципов деятельностного подхода.
2. Наличие заданий, обеспечивающих формирование всех видов универсальных учебных действий.
3. Наличие системы в разнообразии форм деятельности.
4. Ориентация на индивидуальное развитие каждого обучающегося
Актуальность проекта
Праздник «День матери» в нашей стране сравнительно молодой и еще не имеет установившихся традиций, в семейном кругу его мало кто отмечает. Но значение этого праздника в деле укрепления семейных устоев несомненно. Кроме того, этот праздник способствует установлению более тесной и сердечной связи между детьми и матерями. Созидающая роль матери, позитивные жизненные ориентиры детей – это те основы, без которых невозможно укрепление престижа семьи, духовное возрождение нашего общества. Кроме того данное мероприятие развивает у детей желание устраивать праздники для своих близких, формирует традиции в детском коллективе.
Цель проекта: воспитывать уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле, у учащихся.
Задачи проекта:
1. Обобщить знания учащихся о международном празднике «День матери».
2. Побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность.
3. Развитие творческого воображения и мышления, речевой выразительности.
4. Развитие познавательных способностей детей через информационный поиск.
5. Формирование коммуникативных навыков детей в групповой работе, умение находить выход из проблемных ситуаций.
Виды деятельности, доминирующие в проекте: приключенческая, творческая, поисковая.
Ожидаемые результаты:
1. Обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, живописи, музыке, художественной литературе.
2. Воспитание заботливого, уважительного отношения к маме.
3. Развитие навыков:
Продукты проектной деятельности:
1 этап подготовительный:
1. Составление паспорта проекта.
2. Изучение методической литературы по теме проекта.
3. Подбор детской художественной литературы для чтения, для заучивания стихотворений наизусть.
4. Подбор материала для презентации проекта.
2 этап основной:
1. Создание проблемной ситуации и пути ее решения, включение учащихся в игру.
2. Поиск необходимой информации (объяснение смысла найденных пословиц, рассматривание и сравнение картин разных эпох).
3. Рисуем портрет мамы. Оформление выставки рисунков «Самая лучшая – мама».
3. Чтение и обсуждение художественной литературы по теме.
4. Изготовление подарка для мамы.
5. Концерт «Для наших мам».
3 этап заключительный:
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Оформление материалов проекта для размещения на сайте.
3. Распространение опыта.
Реализация проекта проходит во время занятий по внеурочной деятельности (проект необходимо запланировать заранее и отразить это в тематическом планировании по внеурочной деятельности). При разработке проекта нужно постараться задействовать все направления внеурочной деятельности.
1 день 23 ноября «Россыпи мудрости» |
В 1 день проекта перед учащимися ставится проблемная ситуация: к 27 ноября, Дню мам, каждый из них должен собрать 5 волшебных цветов и подарить их маме, и тогда мама будет самая счастливая. Ребята знакомятся с картой проекта, изучают маршрут, по которому им предстоит пройти. Учитель предупреждает детей, что их ждут нелегкие испытания. Учащихся это нисколько не страшит: они уверены в своих силах, желание сделать маму самой счастливой движет ими. Они готовы к путешествию. 1 испытание – необходимо собрать «Россыпи мудрости» – пословицы о маме. На заседании интеллектуального клуба «Эрудит» первоклассники отправляются в школьную библиотеку. За выполненное задание ребята получают свой 1 волшебный цветок. |
2 день 24 ноября «Озера Красоты» |
2 испытание – «переплыть» Озера Красоты. На занятии по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" ребята ищут картины о маме среди репродукций картин известных художников и составляют по ним рассказы. На занятии «Волшебная кисточка» дети рисуют портреты своих мам. 2 волшебный цветок в букетах у ребят. |
3 день 25 ноября «Горы Размышлений» |
3 испытание – преодолеть Горы Размышлений. На занятии «Книжкино царство» дети читают рассказы В. Осеевой «Печенье», «Жадная мать» и «Сыновья». Размышляют, обсуждают. Короткие, но ёмкие рассказы не оставляют равнодушными никого. 3 волшебный цветок в букетах у ребят. |
4 день 26 ноября «Поляна Мастерства» |
На «Поляне мастерства» (на занятии «Маленький мастер») каждый ребенок лепит корзину с цветами в подарок своей маме. Все очень стараются, но не у всех все сразу получается. Не беда: на помощь всегда готовы прийти друзья. 4 волшебный цветок в букетах у ребят. |
5 день 27 ноября «Океан Любви» |
В заключительный день проекта учащиеся украшают класс цветами, оформляют выставку рисунков «Самая лучшая – мама». И вот он, Океан Любви – концерт, посвященный Дню матери. На занятии «Театральной студии» дети выразительно читают стихи для мам, поют песни и в заключение дарят подарки, сделанные своими руками. Вот и получен 5 волшебный цветок. Предсказание сбывается: мама, действительно, самая счастливая. |
Список используемой литературы:
1) Попова И.Н., Соколовская Г.К. «Социальное проектирование: педагогический практикум. Методические рекомендации и практические материалы». – Владимир, Собор, 2011.
2) Сергеев И. С. «Как организовать проектную деятельность учащихся». – М., АРКТИ, 2010.
Автор: Ляпнева Ольга Валентиновна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №2», г. Шумерля, Чувашская Республика. 1 категория, стаж работы 20 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте,Ольга ВалентиновнаНа мой взгляд,Вы запутались в направленности проекта - он касается Вашей деятельности (судя по 1 и 3 этапу), или это проект для детей(что отражено в его 2 этапе)? О проблемной ситуации - её дети должны "обнаружить" сами,а Вы её просто "преподнесли". Получается,Вы просто предложили выполнить определённые задания.Это не есть проблема и тогда это не проект.
В документальном оформлении есть фразы,не имеющие фактического подтверждения на практике,как то:
- самоанализ и рефлексия детей
- самостоятельное принятие решений
-проектирование, планирование, анализ, синтез, структурирование;
Задачи проекта прописываются одинаково - или Вы берёте сущ-ые,или глаголы,да и задачи - это непосредственно те конкретные вещи,которые нужно выполнить,чтобы достичь поставленной цели.
Не могли бы Вы пояснить: - что значит "приключенческая" деятельность и что Вы подразумеваете в Вашей работе под поисковой деятельностью - "поиск" пословиц и картин?
Радует неординарный подход к проведению этого праздника,завлекательные названия дней работы.
Ольга Валентиновна, добрый вечер. Актуальность реализации педагогами проектного метода обучения Вы обозначили верно. А вот целевая установка требует коррекции: "Цель проекта: воспитывать уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле, у учащихся". По характеру координации проект - с явной координацией, так как именно Вы являететсь организатором и куратором целенаправленной деятельности первоклассников. А вот проблемное обучение в процессе реализации проекта не прослеживается. Хотелось бы обратить Ваше внимание на доминирующие виды при реализации проекта - приключенческая и поисковая. На каком этапе проекта Вы их реализовывали? Таблица читается хорошо, расписаны все пять дней проектной деятельности. Только в первый день Вы не проблему ставите перед детьми, а задачу - сделать маму счастливой посредством подарка, сделанного своими руками. Во второй день первоклассники рассматривают репродукции картин и составляют по ним рассказы. Какие репродукции Вы использовали и какие именно рассказы составляли ребята? Упехов в конкурсе!
Уважаемая Ольга Валентиновна! Спасибо за участие в конкурсе.
Задумка у Вас хорошая и обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, живописи, музыке, художественной литературе тоже получилось. Но для конкурса не хватило достойного описания и визуализации.
Желаю удачи и творческих успехов!