Регистрация

Занятие по теме «Я + ты + они = МЫ»

  • 18 декабря 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства» 

Проблема. Общество все больше приходит к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должны уступить место умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным ко­личеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие.

Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу? На этот вопрос можно ответить неоднозначно, но основным моментом будет являться следующая гипотеза: когда в классе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей, классных руководителей образовательных учреждений.

Цель: формирование навыков общения в коллективе с помощью качества «толерантность».

Задачи:

  • Создание психологически комфортных условий для организации совместного продуктивного творческого общения друг с другом;
  • развитие и совершенствование навыков бесконфликтного общения;
  • воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование и материалы: Классная доска, столы, стулья; цветные мелки, цветная бумага; тематические надписи; мультимедийная установка, компьютер; видеоролик.

Методы работы: ролевая игра.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Ход занятия

1. Подготовительный этап.

2. Мотивационно-целевой этап.

3. Основной этап.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Направление личностного развития в области

Планируемые результаты личностного развития

Регулятивных действий

планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. 

Познавательных действий

самостоятельно делать выводы.

Коммуникативных действий

планирование сотрудничества с участниками тренинга, участвовать в работе группы, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Личностных действий

развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Этапы

занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, 
формы взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность
участников

Планируемые результаты личностного развития

Время

Подгото-вительный этап

Создание психологически комфортных условий для организации совместного продуктивного творческого общения друг с другом.

 

эвристический

Изучение профессиональной литературы по возрастной педагогике.

- Изучение проблемы толерантности среди молодёжи.

- Создание мероприятия по формированию позитивного отношения друг к другу.

 

 

 

Мотиваци-онно-целевой этап

Создание дружелюбной обстановки

словесный

Здравствуйте! Меня зовут Наталья Витальевна. Тема урока «Я + ты + они = МЫ».

Однажды Пифагор сказал: «Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями».

Как Вы считаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Хорошо. Все эти предположения можно объединить в одно слово — толерантность (переворачивает на доске данное слово).

Цель урока: формирование навыков общения в коллективе с помощью качества «толерантность».

Толерантность людей — это самое важное условие мира и согласия в семье, коллективе, обществе. Ведь социальные взаимоотношения постоянно изменяются, порождая то

гармонию, то одностороннее преобладание, а то и столкновение непосредственных интересов.

Толерантность происходит от латинского глагола«tolerarе», имеющего значение «переносить», «выдерживать», «терпеть».

Подготовка к занятию, включение в деятельность. Ответы на вопрос.

КД; РД

6 мин

Основной этап

 

Снятие внутреннего напряжение благодаря игровой ситуации.

Развитие и совершенствование навыков бесконфликтного общения.

Воспитание толерантности.

 

Упражнение «Думаем вместе»

 

Каждый ряд — это команда. Всего получилось - три, напротив Вас глагол, к нему необходимо подобрать существительное, данное словосочетание должно соотноситься с таким качеством как толерантность.

Спасибо за работу! Вы молодцы!

Выполняют упражнение. Обсуждают:

участники рассказывают о том, как вы выбирали существительные.

РД; ПД; КД; ЛД

 

7 мин

Упражнение «Комплименты»

 

Я попрошу выйти и образовать круг. Ваше задание: По очереди Вы должны сделать комплимент соседу справа. Молодцы!

Выполняют упражнение.

Обсуждают: Насколько было приятно услышать комплимент.

5 мин

Упражнение «Ладонь добра»

Вы выполняли упражнение с помощью вербальной речи, а сейчас я предлагаю разделиться Вам на команды по 6 человек. Возьмите жёлтый лист бумаги и обведите свою ладонь, в середине напишите своё имя. Получилось, молодцы!

Послушайте задание: Вам предстоит написать свой комплимент соседу слева на одном из пальцев предложенной руки, в результате после пяти участников лист возвращается хозяину. Вам понятно. Приступаем.

Выполняют упражнение.

Обсуждают: для кого было сложным написать комплимент и почему? Хозяевам ладоней было приятно читать комплименты, что Вы испытывали? Что узнали нового про себя?

10 мин

Упражнение «Угадай, кто это»

Молодцы!

На контрольной даст списать,
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.

Как Вы думаете о ком из вашей группы так можно сказать? Хорошо.

Вот Вам задание: каждая команда из противоположной, выбирает участника, старается описать его черты, отношение с окружающими людьми, но произносить имя человека нельзя. Остальные команды должны угадать о ком шла речь. (Выполняют задание)

Отвечают на вопрос.

Обсуждение: Насколько сложно было выбрать человека для описания его личности? Как Вы относитесь к своей характеристике? Что порадовало, а что огорчило?

10 мин

Рефлексивно-оценочный этап

Осознание и анализ занятия.

Упражнение «Смайлик»

(Просмотр мультипликационного фильма).

Я надеюсь, что на данном занятии Вы осознали, что общение, которое начинается с комплиментов, способствует преодолению психологических барьеров и формированию толерантного отношения к одноклассникам. А это является ключевым звеном в формировании коммуникативного сознания. Спасибо за занятия, мне приятно было с Вами работать.

Теперь я прошу оценить мою деятельность с помощью смайликов. Если Вы получили позитивное настроение, возьмите смайлик. 

Оценивают работу педагога.

ПД; ЛД

2 мин

Автор: Подпалая Наталья Витальевна, педагог-психолог МАОУ «Лицей № 1», город Березники, Пермский край.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Никитина Ева Владимировна 20.12.2015 в 18:05

Наталья Витальевна, на какой возраст рассчитан ваш конспект? К каким глаголам вы предлагали подобрать существительные, чтобы дать определение понятию толерантность? И какие дети подобрали? Игру - угадайку "Угадай, кто это?" использую в садике (правда, сама сочиняю загадки про детей) - она находит большой отклик даже у малышей, просто удивительно, насколько некоторые дети наблюдательны. Думаю, это игра не имеет ограничений в возрасте. Какой мультипликационный фильм демонстрировали?
А ещё меня интересует ваше мнение как психолога о конкурсной работе вот здесь: http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/18437.htm l

Анна 20.12.2015 в 18:55

Уважаемая Наталья Витальевна, не могли бы Вы поподробнее рассказать об упражнении <Думаем вместе> не совсем понятно, что именно делали. Погуглила, но вариантов много. Мы с ребятами при помощи ладоней качества свои <изучали>, когда работали с негативными, на другой стороне листа, где пустая ладонь просила их писать друг другу способы, благодаря которым можно с тем или иным качеством расстаться, т.е они давали друг другу советы в некотором роде, а потом мы ранжировали советы, какой легче всего воплотить в жизнь и т,д Спасибо Вам за Ваше творчество, мой голос Вам)

Абрамова Татьяна Валериевна 20.12.2015 в 19:49

Наталья Витальевна! Тема толерантности в современном обществе весьма актуальна. Она проста и сложна для понимания и принятия ребёнком одновременно. Хотелось, чтобы бы тема раскрывалась более простым языком и на более высоком эмоциональном фоне. Судя по продолжительности занятия, это - начальная школа, но меня напрягли некоторые Ваши формулировки, например, сообщение цели занятия, как-то сухо и скучно. А фраза Пифагора вообще философская, очень интересны ответы детей, если это уже ранее проведенное занятие. Возможно, уровень Ваших детей столь высок, чтобы с ними общаться таким ''взрослым'' языком. Я могу быть не права, я не психолог. Жаль, что нет видео.

Любовь Владимировна 22.12.2015 в 14:06

Наталья Витальевна,чувствуется,что Вы знакомы с ФГОС-овской терминологией, владеете информацией о психологических упр-ях и приёмах, а вот ролевой игры (хотя она и заявлена) не обнаруживается. У Вас,наверное,пока мало практики как в построении занятия (или урока?),так и в его документальном оформлении. Много ошибок в конспекте.Согласна с предыдущим комментарием о фразе Пифагора и о Вашем стиле изложения материала.

Галина Павловна 25.12.2015 в 20:39

Уважаемая Наталья Витальевна! Спасибо за участие в конкурсе!
Тема актуальная и такие классные часы проводятся в последнее время ежегодно во всех классах, в начальной школе тоже. Все этапы мероприятия мне знакомы по методическим рекомендациям учителям, поэтому "Педагогической инициативы" увы, НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, а занятие получилось. Желаю Вам педагогического вдохновения и удачи!

Адамбаева Людмила Анатольевна 02.01.2016 в 17:28

Добрый вечер, Наталья Витальевна. Конечно же, в первых строках своего комментария хочу поздравить Вас с наступившим Новым годом. Пожелать всего самого доброго, а, самое главное, доброго и крепкого здоровья! Вы, представив материал на конкурс, оказались большим молодцом, так как, во - первых, тема действительно актуальна, а во -вторых, толерантность - понятие не новое, но его представление учащимся в образовательном процессе вызывает больше вопросов, чем ответов. Актуализация представленного материал не вызывает сомнений, но целевая установка "режет слух". Для меня осталось непонятным, как можно "формировать навыки общения в коллективе с помощью качества "толерантность", а с позиции учащегося - приобрести навык общения, опираясь на такие качества как "переносимость", "выдержка", "терпимость"? Хочу обратить Ваше внимание, что не обозначен возраст учащихся, на которых рассчитана содержательная часть мероприятия. Соответственно, и информативная составляющая мероприятия могла состоять и представление лексического значения слова "толерантность" в словарях разных культур, ведь до сих пор не существует единого подхода в научных трудах по отношению к данному определению. Поработав с различными словарями, можно было найти сходства и различия в трактовках. Но, хочу обратить Ваше внимание, как психолога, к такой информации. В психолого-педагогической науке можно выделить, по крайней мере, четыре смысловые значения толерантности как личностного качества[М.А. Ковальчук "Толерантность как качество личности современного человека" http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/28_2/]:
- способность переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
- отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию;
- установка на либеральное принятие моделей поведения, убеждений и ценностей других;
- способность выносить стресс, напряжение, боль без особого вреда. Все вышесказанное к тому, что формулировка целевой установки требует от педагога глубокого её понимания. Реализация основного этапа сопровождается командной работой (глагол можно было бы и обозначить), но не ролевой игрой. Вся деятельность основного этапа подтверждает мое мнение по поводу цели занятия. На этапе рефлексии название мультфильма необходимо было обозначить. Меня смутила фраза в столбце "Деятельность участников" - оценивают работу педагога. Ребята, скорее всего, оценивали личную и командную деятельность. Логичного завершения занятия не произошло: начали с толерантности, следовало и завершить занятие толерантностью, или, тогда зачем проводили данное мероприятие? Предполагаю, что опыт публикации Вашей разработки поможет в дальнейшем профессиональном совершенствовании. Успехов в конкурсе!

Елена Елена Елена 10.01.2020 в 10:59

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:21

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!