Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
Проблема. Общество все больше приходит к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должны уступить место умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие.
Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу? На этот вопрос можно ответить неоднозначно, но основным моментом будет являться следующая гипотеза: когда в классе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей, классных руководителей образовательных учреждений.
Цель: формирование навыков общения в коллективе с помощью качества «толерантность».
Задачи:
Оборудование и материалы: Классная доска, столы, стулья; цветные мелки, цветная бумага; тематические надписи; мультимедийная установка, компьютер; видеоролик.
Методы работы: ролевая игра.
Продолжительность занятия: 40 минут.
1. Подготовительный этап.
2. Мотивационно-целевой этап.
3. Основной этап.
4. Рефлексивно-оценочный этап.
Направление личностного развития в области |
Планируемые результаты личностного развития |
Регулятивных действий |
планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
Познавательных действий |
самостоятельно делать выводы. |
Коммуникативных действий |
планирование сотрудничества с участниками тренинга, участвовать в работе группы, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. |
Личностных действий |
развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости. |
Этапы занятия |
Задачи этапа |
Методы, приемы, |
Деятельность педагога |
Деятельность |
Планируемые результаты личностного развития |
Время |
Подгото-вительный этап |
Создание психологически комфортных условий для организации совместного продуктивного творческого общения друг с другом.
|
эвристический |
Изучение профессиональной литературы по возрастной педагогике. - Изучение проблемы толерантности среди молодёжи. - Создание мероприятия по формированию позитивного отношения друг к другу. |
|
|
|
Мотиваци-онно-целевой этап |
Создание дружелюбной обстановки |
словесный |
Здравствуйте! Меня зовут Наталья Витальевна. Тема урока «Я + ты + они = МЫ». Однажды Пифагор сказал: «Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями». Как Вы считаете, о чём сегодня пойдёт речь? Хорошо. Все эти предположения можно объединить в одно слово — толерантность (переворачивает на доске данное слово). Цель урока: формирование навыков общения в коллективе с помощью качества «толерантность». Толерантность людей — это самое важное условие мира и согласия в семье, коллективе, обществе. Ведь социальные взаимоотношения постоянно изменяются, порождая то гармонию, то одностороннее преобладание, а то и столкновение непосредственных интересов. Толерантность происходит от латинского глагола«tolerarе», имеющего значение «переносить», «выдерживать», «терпеть». |
Подготовка к занятию, включение в деятельность. Ответы на вопрос. |
КД; РД |
6 мин |
Основной этап
|
Снятие внутреннего напряжение благодаря игровой ситуации. Развитие и совершенствование навыков бесконфликтного общения. Воспитание толерантности.
|
Упражнение «Думаем вместе»
|
Каждый ряд — это команда. Всего получилось - три, напротив Вас глагол, к нему необходимо подобрать существительное, данное словосочетание должно соотноситься с таким качеством как толерантность. Спасибо за работу! Вы молодцы! |
Выполняют упражнение. Обсуждают: участники рассказывают о том, как вы выбирали существительные. |
РД; ПД; КД; ЛД
|
7 мин |
Упражнение «Комплименты»
|
Я попрошу выйти и образовать круг. Ваше задание: По очереди Вы должны сделать комплимент соседу справа. Молодцы! |
Выполняют упражнение. Обсуждают: Насколько было приятно услышать комплимент. |
5 мин |
|||
Упражнение «Ладонь добра» |
Вы выполняли упражнение с помощью вербальной речи, а сейчас я предлагаю разделиться Вам на команды по 6 человек. Возьмите жёлтый лист бумаги и обведите свою ладонь, в середине напишите своё имя. Получилось, молодцы! Послушайте задание: Вам предстоит написать свой комплимент соседу слева на одном из пальцев предложенной руки, в результате после пяти участников лист возвращается хозяину. Вам понятно. Приступаем. |
Выполняют упражнение. Обсуждают: для кого было сложным написать комплимент и почему? Хозяевам ладоней было приятно читать комплименты, что Вы испытывали? Что узнали нового про себя? |
10 мин |
|||
Упражнение «Угадай, кто это» |
Молодцы!
На контрольной даст списать, Как Вы думаете о ком из вашей группы так можно сказать? Хорошо. Вот Вам задание: каждая команда из противоположной, выбирает участника, старается описать его черты, отношение с окружающими людьми, но произносить имя человека нельзя. Остальные команды должны угадать о ком шла речь. (Выполняют задание) |
Отвечают на вопрос. Обсуждение: Насколько сложно было выбрать человека для описания его личности? Как Вы относитесь к своей характеристике? Что порадовало, а что огорчило? |
10 мин |
|||
Рефлексивно-оценочный этап |
Осознание и анализ занятия. |
Упражнение «Смайлик» |
(Просмотр мультипликационного фильма). Я надеюсь, что на данном занятии Вы осознали, что общение, которое начинается с комплиментов, способствует преодолению психологических барьеров и формированию толерантного отношения к одноклассникам. А это является ключевым звеном в формировании коммуникативного сознания. Спасибо за занятия, мне приятно было с Вами работать. Теперь я прошу оценить мою деятельность с помощью смайликов. Если Вы получили позитивное настроение, возьмите смайлик. |
Оценивают работу педагога. |
ПД; ЛД |
2 мин |
Автор: Подпалая Наталья Витальевна, педагог-психолог МАОУ «Лицей № 1», город Березники, Пермский край.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталья Витальевна, на какой возраст рассчитан ваш конспект? К каким глаголам вы предлагали подобрать существительные, чтобы дать определение понятию толерантность? И какие дети подобрали? Игру - угадайку "Угадай, кто это?" использую в садике (правда, сама сочиняю загадки про детей) - она находит большой отклик даже у малышей, просто удивительно, насколько некоторые дети наблюдательны. Думаю, это игра не имеет ограничений в возрасте. Какой мультипликационный фильм демонстрировали?
А ещё меня интересует ваше мнение как психолога о конкурсной работе вот здесь: http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/18437.htm l
Уважаемая Наталья Витальевна, не могли бы Вы поподробнее рассказать об упражнении <Думаем вместе> не совсем понятно, что именно делали. Погуглила, но вариантов много. Мы с ребятами при помощи ладоней качества свои <изучали>, когда работали с негативными, на другой стороне листа, где пустая ладонь просила их писать друг другу способы, благодаря которым можно с тем или иным качеством расстаться, т.е они давали друг другу советы в некотором роде, а потом мы ранжировали советы, какой легче всего воплотить в жизнь и т,д Спасибо Вам за Ваше творчество, мой голос Вам)
Наталья Витальевна! Тема толерантности в современном обществе весьма актуальна. Она проста и сложна для понимания и принятия ребёнком одновременно. Хотелось, чтобы бы тема раскрывалась более простым языком и на более высоком эмоциональном фоне. Судя по продолжительности занятия, это - начальная школа, но меня напрягли некоторые Ваши формулировки, например, сообщение цели занятия, как-то сухо и скучно. А фраза Пифагора вообще философская, очень интересны ответы детей, если это уже ранее проведенное занятие. Возможно, уровень Ваших детей столь высок, чтобы с ними общаться таким ''взрослым'' языком. Я могу быть не права, я не психолог. Жаль, что нет видео.
Наталья Витальевна,чувствуется,что Вы знакомы с ФГОС-овской терминологией, владеете информацией о психологических упр-ях и приёмах, а вот ролевой игры (хотя она и заявлена) не обнаруживается. У Вас,наверное,пока мало практики как в построении занятия (или урока?),так и в его документальном оформлении. Много ошибок в конспекте.Согласна с предыдущим комментарием о фразе Пифагора и о Вашем стиле изложения материала.
Уважаемая Наталья Витальевна! Спасибо за участие в конкурсе!
Тема актуальная и такие классные часы проводятся в последнее время ежегодно во всех классах, в начальной школе тоже. Все этапы мероприятия мне знакомы по методическим рекомендациям учителям, поэтому "Педагогической инициативы" увы, НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, а занятие получилось. Желаю Вам педагогического вдохновения и удачи!
Добрый вечер, Наталья Витальевна. Конечно же, в первых строках своего комментария хочу поздравить Вас с наступившим Новым годом. Пожелать всего самого доброго, а, самое главное, доброго и крепкого здоровья! Вы, представив материал на конкурс, оказались большим молодцом, так как, во - первых, тема действительно актуальна, а во -вторых, толерантность - понятие не новое, но его представление учащимся в образовательном процессе вызывает больше вопросов, чем ответов. Актуализация представленного материал не вызывает сомнений, но целевая установка "режет слух". Для меня осталось непонятным, как можно "формировать навыки общения в коллективе с помощью качества "толерантность", а с позиции учащегося - приобрести навык общения, опираясь на такие качества как "переносимость", "выдержка", "терпимость"? Хочу обратить Ваше внимание, что не обозначен возраст учащихся, на которых рассчитана содержательная часть мероприятия. Соответственно, и информативная составляющая мероприятия могла состоять и представление лексического значения слова "толерантность" в словарях разных культур, ведь до сих пор не существует единого подхода в научных трудах по отношению к данному определению. Поработав с различными словарями, можно было найти сходства и различия в трактовках. Но, хочу обратить Ваше внимание, как психолога, к такой информации. В психолого-педагогической науке можно выделить, по крайней мере, четыре смысловые значения толерантности как личностного качества[М.А. Ковальчук "Толерантность как качество личности современного человека" http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/28_2/]:
- способность переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
- отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию;
- установка на либеральное принятие моделей поведения, убеждений и ценностей других;
- способность выносить стресс, напряжение, боль без особого вреда. Все вышесказанное к тому, что формулировка целевой установки требует от педагога глубокого её понимания. Реализация основного этапа сопровождается командной работой (глагол можно было бы и обозначить), но не ролевой игрой. Вся деятельность основного этапа подтверждает мое мнение по поводу цели занятия. На этапе рефлексии название мультфильма необходимо было обозначить. Меня смутила фраза в столбце "Деятельность участников" - оценивают работу педагога. Ребята, скорее всего, оценивали личную и командную деятельность. Логичного завершения занятия не произошло: начали с толерантности, следовало и завершить занятие толерантностью, или, тогда зачем проводили данное мероприятие? Предполагаю, что опыт публикации Вашей разработки поможет в дальнейшем профессиональном совершенствовании. Успехов в конкурсе!
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.