Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
Приоритетным направлением деятельности нашей гимназии является реализация общеобразовательных проектов различной предметной направленности и содержания. И одним из этапов реализации данных проектов традиционно является проведение общегимназических интеллектуальных игр, кроме того два проекта имеет статус городских, поэтому после общегимназического этапа наша гимназия выступает в роли организатора городских интеллектуальных игр.
Игра– это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра – это средство развития интеллекта и эрудиции учащихся, причем, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций и других конкурсов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, увлекательное состязание и просто праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и подростки, и старшеклассники.
Интеллектуальная игра – это вид игры, который основан на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. В интеллектуальных играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и разделов науки, что способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов, положительной мотивации к обучению школьникови поддерживает эмоциональный настрой. Кроме того, интеллектуальные игры – это способ выявления одаренных детей и один из методов работы с ними.
Что же касается непосредственно меня, то в рамках реализации курса внеурочной деятельности на протяжении нескольких лет я являюсь руководителем ученического объединения «вИКТория». Целью программы деятельности объединения является развитие базовых компетентностей учащихся, их личностных качеств, творческих способностей и лидерского потенциала личности через включение в коллективно-творческую и ценностно-ориентированную деятельность посредством разработки, проведения и участия в интеллектуальных играх различного уровня.
Сегодня я расскажу вам о деятельности нашего объединения на примере общеобразовательного проекта «Литературный ОЛИМП», который реализуется у нас в гимназии с 2008 года и ежегодно посвящен биографии и творчеству одного из известных поэтов, писателей и драматургов. В прошлом учебном году темой проекта «Литературный ОЛИМП» стала «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова» в связи с 200-летием со дня его рождения.
Тематика проекта на будущий года утверждается в начале мая предыдущего учебного года. Поэтому ежегодный старт деятельности нашего объединения дается во время летней кампании. В течении профильной смены учащиеся занимаются поиском и отбором информации для интеллектуальных игр, соорганизаторами и ведущими которых являются сами.
Результатом деятельности учащихся во время профильной смены стала интеллектуальная игра в рамках общегимназической организационно-деятельностной игры «Старт», на которой собственно и дается «Старт» всем общегимназическим проектам. Разработанная нами игра обзорно затрагивают темы всех проектов нового учебного года, в том числе один из туров игры был посвящен творчеству Лермонтова.
В течении учебного года работа в объединении делится на несколько этапов, каждый из которых специфичен и направлен на приобретение и развитие основных универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и предметных.
1. Работа с источниками информации
На этом этапе учащиеся совершенствуют свои познавательные универсальные действия, то есть навыки в поиске, отборе, анализе, преобразования, интерпретации и оценки информации, которые были получены ими на различных предметных дисциплинах.
На занятиях первоначально для разбора и преобразования берутся небольшие тексты на свободную тему, постепенно объем и сложность текстов увеличивается. Далее рассматривается тема, изложенная в нескольких источниках информации, источники сравниваются и систематизируются, информация отбирается, анализируется, структурируется и преобразовывается.
Умение быстро осуществлять поиск информации является важным условием продуктивности и качества самостоятельной работы учащихся.
2. Разработка и составление вопросов
На этом этапе учащиеся также совершенствуют свои познавательные универсальные действия, изучая:
Затем мы переходим непосредственно к составлению вопросов, а так как главные задачи любой интеллектуальной игры – это повышение уровня знаний и познавательного интереса учащихся-участников игр. Поэтому вопросы и ответы для игры должны быть составлены в соответствии с конкретными критериями:
3. Написание сценариев и определение критериев оценки интеллектуальных игр
В результате реализации этого этапа учащиеся совершенствуют свои регулятивные универсальные учебные действия. Учащиеся приобретают навык смыслового объединения вопросов по подтемам, а значит разбиения интеллектуальной игры на логические блоки. Блоки должны быть выстроены в определенной логической последовательности, определен уровень сложности вопросов в каждом блоке и способ оценивания ответов. Учащиеся должны прописать вступление для каждого блока. При этом они должны правильно оформить сценарий. Подготовить раздаточный материал, разработать и составить экспертные листы.
В будущем эти навыки учащиеся смогут использовать их при составлении докладов и других работ различного вида.
4. Разработка и создание мультимедиа презентаций
Что же касается четвертого этапа, то, так как я являюсь учителем информатики, учащиеся совершенствуют свои предметные универсальные учебные действия. Они создают мультимедиа презентацию в программе MSPowerPoint, изучая более полно различные дополнительные функции программы и правила форматирования и оформления презентаций, что может пригодиться учащимся в будущем при создании мультимедиа сопровождения своих докладов, научно-практических работ и другого рода публичных выступлений.
Кроме того, в процессе создания иллюстративного ряда к вопросам необходимо найти такие иллюстрации, которые будут своего рода подсказкой, но не явным указанием на правильный ответ. Все интеллектуальные игры имеют стандартный формат, поэтому учащиеся-участники команд, зная о своеобразных подсказках, во время игры совершенствуют свои логические умения: сравнение, обобщение, сопоставление, анализ.
Любая игра помимо текстовых вопросов содержит вопросы с аудио и видеорядом, что способствует еще большему развитию слуха и зрения учащихся. А, как известно, уровень развития органов чувств влияет на самочувствие, работоспособность, восприимчивость к получаемой информации, протекание мыслительных процессов, память и многое другое.
5. Организация и проведение интеллектуальных игр
На пятом этапе учащиеся совершенствуют свои личностные и коммуникативные универсальные учебные действия. Первоначально учащиеся знакомятся с правилами организации и ведения игр, функциями всех участников игры. Далее учащимся необходимо распределить между собой роли: ведущий, секундант, помощник, ответственный за техническое сопровождение, жюри. Для того чтобы учащиеся смогли примерить на себя все роли, от проекта к проекту роли меняются. В соответствии с выбранными ролями проходит инструктаж, содержащий рекомендации по выполнению их функций. Также проходит совместная репетиция ведущего и технического специалиста (мульмедиа сопровождение).
По окончании всех игр подводятся общие итоги, разрабатываются и печатаются грамоты для классов, которые вручаются на ученических собраниях.
6. Подготовка к участию в интеллектуальных играх различного уровня
Работа на шестом этапе помогает совершенствовать все универсальные учебные действия. Подготовительная работа заключается в проведении тренингов на развитие памяти и различных форм мышления, а также в решении задач на развитие логических умений. Далее проходит разбор вопросов на выявление ключевых слов с объяснением различных способов поиска ответов. Затем объясняется принцип игры в команде, функции командных игроков и капитана. После чего учащиеся разбиваются на команды и проходят игры-тренинги, в процессе которых проходит работа с текстами вопросов на «слух» и «под запись», рассматриваются правила высказывание мыслей во время игры и основные требования к обсуждению. Основная работа – проведение игр внутри объединения, в ходе которых появляется командная синергия. По окончании каждая игра обсуждается и анализируется.
Участники моего объединения являются представителями гимназии на конкурс эрудитов-знатоков «Что? Где? Когда?» в рамках программы «Шаг в будущее».
7. Выпуск сборников
В конце учебного года нашим объединением выпускается сборник с материалами интеллектуальных игр.
Таким образом, реализация программы объединения «вИКТория» в основном происходит в процессе практической интеллектуально-творческой деятельности.
Специфика деятельности учащихся в ходе реализации программы обусловлена необходимостью самостоятельного интеллектуального развития посредством изучения внеучебной литературы, знакомством с сокровищами мировой художественной культуры, достижениями человечества в различных сферах жизни, умением извлекать разумное, рациональное из информационного поля Интернета и СМИ.
Кроме того, в процессе реализации программы учащиеся обретают навык публичного выступления и презентации продуктов своей интеллектуальной деятельности. Также учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах (ставит в ситуацию успеха) и вызывает желание дальше совершенствовать свои знания и умения, а также развивать личностные качества. А в этом и состоит основная миссия педагога!
Автор: Петрова Юлия Александровна, учитель информатики МАОУ гимназии №100 г. Челябинска.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте,Юлия Александровна!Давно хочу организовать что-то подобное среди учеников начального звена,да как-то не доходят руки.Прочитав Ваш конспект,поняла,что это действительно нужно делать!Радует системность и целенаправленность Вашей работы.Вы молодцы!
Жаль,что нет приложений - практического мат-ла.
Дальнейших Вам успехов в работе! Удачи в конкурсе!
Уважаемая Юлия Александровна! Спасибо за участие в конкурсе!
Всё прекрасно, от задумки, до названия игры! Но когда нет приложения, самого практического материала, трудно судить о качестве мероприятия. Ведь написать можно красиво и грамотно многое, а на деле...
Но верю, что у Вас всё отлично, ведь Вы работаете с 2008 года!!! Опыт колоссальный! Очень хочу научиться у Вас проводить такое мероприятие. Обязательно опубликуйте одно из них. Лично я буду ждать!
Желаю удачи, Юлия Александровна!
При знакомстве с вашей работой, Юлия Александровна, подумалось, что из содержания пункта 2 можно делать памятку для воспитателей - настолько это слабое место при письменном оформлении многих работ. Инициатива замечательная, масштабная, хорошо продуманная и многоцелевая. Действительно жаль, что не презентована практическая часть.
Юлия Александровна. добрый вечер. Прочитала, удивилась, позавидовала (только белой завистью). Какая работа проводится!!! А каков результат! Четко структурированная, насыщенная, очень содержательная и объемная работа. Мне захотелось познакомиться с одним из материалов более конкретно. Заманчиво! И я за визуальное сопровождение, ведь есть что представить! Спасибо за участие в конкурсе!
Спасибо, Юлия Александровна, за практический материал проекта «Литературный ОЛИМП» на страницах конкурса "Мастер мультимедийных технологий"!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.