Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
Введение
Программа патриотического воспитания детей младшего школьного возраста «Я и мое Отечество» МАОУ «Лицей № 5» разработана в соответствиис Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010г.г. и 2011-2015г.г», Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Уставом и локальными актами МАОУ Лицей № 5». Программа определяет основные направления патриотического воспитания детей младшего школьного возраста МАОУ «Лицей № 5».
Реализация данной программы предполагает:
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Пермского края.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности национальной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Пермского края в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Принципы:
1. Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка.
2. Принцип культуросообразности.
3. Природосообразности воспитания.
4. Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитания.
5. Интегративность.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Социально-экономические условия жизни в микрорайоне, расположенном в отдаленном районе г.Перми, ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музеи, культурно-этнографические центры привели к ограничению средств развития школьников. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие в микрорайоне перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение школьников, что в свою очередь оказывает отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. С появлением телевидения, компьютеров, интернета нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Цель программы
Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).
Задачи:
1. Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
2. Формирование ведущих интегративных качеств личности.
3. Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.
4. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Сроки реализации программы
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
1 класс «Мой дом – моя семья».
2 класс «Мой лицей. Мой микрорайон».
3 класс «Орджоникидзевский район».
4 класс «Пермский край – частица России».
Технологии:
Формы работы:
1 ступень «Мой дом – моя семья»
Задачи:
1. Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям.
2. Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.
Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей, а также при встрече с другими людьми.
2 ступень «Мой лицей. Мой микрорайон»
Задачи:
1. Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине.
2. Повышение авторитета лицея и престижа хорошего образования на основе ознакомления с историей лицея и биографиями почётных выпускников, уважаемых жителей микрорайона.
3. Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и положительной мотивации учения.
4. Усвоение учащимися этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом учащегося лицея, жителя г.Перми.
На данной ступени работа ведётся по двум направлениям «Мой лицей» и «Мой микрорайон». Содержание работы по первому направлению включает в себя следующие темы: история лицея, правила поведения в лицее; умения распределять обязанности в работе, роли в игре, поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству лицея, активное участие в делах лицея.
По второму направлению «Мой микрорайон»: история возникновения микрорайона, интересные люди, народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы микрорайона, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству микрорайона, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.
3 ступень «Орджоникидзевскийский район»
Задачи:
1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее.
2. Развитие творческой активности.
3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала: история Орджоникидзевского района, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно-промышленная деятельность района, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи.
Правила поведения в культурных учреждениях. Активное участие в районных творческих конкурсах.
4 ступень «Пермский край – частица России»
Задачи:
1. Утверждение национально-патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, г.Перми, Пермского края, традициям и обычаям народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.
Пермский край – частица России. История г.Перми и Пермского края в истории России. Архитектурные и культурные памятники Перми и Пермского края. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди земли пермской.
Основные мероприятия по реализации программы
№ |
Название мероприятия |
Форма |
Ступень |
1 |
Русь, Россия, Родина моя |
Праздник |
1,2,3,4. |
2 |
День матери |
|
1,2,3,4 |
3 |
Семейный праздник |
|
1 |
4 |
Праздник игры и игрушки |
|
1 |
5 |
Откуда берутся грязнули? |
Игра-путешествие |
1 |
6 |
Праздник урожая |
Игра-соревнование |
1,2,3,4 |
7 |
Приятного аппетита! Этикет за столом. |
Игровой тренинг |
1,2,3,4 |
8 |
Как украсить дом к Новому году. |
Урок творчества |
1,2,3,4. |
9 |
Вежливые слова |
Беседа, игровой тренинг. |
1,2. |
10 |
Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома. |
Беседа |
1,2. |
11 |
Масленица. |
Игровая программа. |
1,2,3,4 |
12 |
Из бабушкиного сундука. |
Праздник-выставка. |
1,2,3,4 |
13 |
Красота родной природы |
Фотовыставка |
1 |
14 |
Папа, мама, я – спортивная семья. |
Спортивный праздник. |
1,2,3,4. |
15 |
Режим дня. |
Беседа. |
1,2. |
16 |
История лицея |
Экскурсия в лицейский музей. |
2 |
17 |
Составим правила поведения в лицее. |
Аналитическая беседа |
2 |
18 |
Вот моя деревня, вот мой дом родной. |
Игра-путешествие. |
2 |
19 |
Интересные люди микрорайона. |
Мини проект. |
2 |
20 |
Интересные профессии. |
Деловая игра. |
2 |
21 |
Святые места Пермского края |
Экскурсия, мини проект. |
2 |
22 |
Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. |
Беседа |
1,2. |
23 |
Подарок лицею. |
Трудовое дело. |
2 |
24 |
Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам. |
Трудовое тело. |
1,2,3,4. |
25 |
Приветствие ветеранов ВОВ. |
Выступление, подарки. |
2,3,4. |
26 |
Береги природу. |
Конкурс плакатов, рисунков |
2,3,4 |
27 |
Изучаем родную природу. |
Уроки окружающего мира. |
2,3 |
28 |
Учись учиться. |
Беседа. |
2 |
29 |
День Защитника Отечества. |
Праздник, игра-соревнование. |
1,2,3,4 |
30 |
Участие в проведении «Дня района». |
Мероприятия по плану района |
1,2,3,4 |
31 |
Зов леса. |
Спортивно-интеллектуальная игра. |
1,2,3,4 |
32 |
История возникновения микрорайона |
Беседа. |
2 |
33 |
История музея в Хохловке |
Экскурсия, беседа. |
2 |
34 |
Орджоникидзевский район на карте г.Перми. |
Игра-путешествие по карте. |
3 |
35 |
Население Орджоникидзевского района и микрорайона. |
Беседа, встреча с интересными людьми. |
3 |
36 |
Какие люди в Орджоникидзевском районе! (художники, поэты, музыканты) |
Беседа, экскурсия. |
3 |
37 |
Фольклор, традиции, обычаи. |
Устный журнал. |
3 |
38 |
Традиционные промыслы. |
Игра-путешествие, встречи. |
3 |
39 |
Краеведческий музей в г.Перми |
Экскурсия. |
3 |
40 |
Настоящий мальчишка, какой он? |
Классный час. |
3 |
41 |
«Когда все вместе». |
Конкурсная семейная программа. |
3 |
42 |
Золотые правила этики |
Классный час. |
3 |
43 |
Мир природы «На лесной полянке» |
Экскурсия-тренинг поведения. |
3 |
44 |
Городок весёлых затей. |
Конкурс-выставка. |
З |
45 |
Государственные символы России. |
Классный час. |
1,2,3,4 |
46 |
Народы России. |
Игра-путешествие. |
4 |
47 |
Пермский край на карте России. |
Игра-путешествие по карте. |
4 |
48 |
История г.Перми и Пермского края в истории России. |
Беседа |
4. |
49 |
Памятники культуры и архитектуры г.Перми и Пермского края. |
Игра-путешествие. |
4 |
50 |
Природа Пермского края |
Интеллектуальная игра, работа с картой. |
4 |
51 |
Экскурсия по памятникам г. Перми |
Поездка-экскурсия. |
4 |
52 |
Экскурсия в города Пермского края (по выбору). |
Поездка-экскурсия. |
4 |
53 |
Народные промыслы России. |
Классный час. |
4 |
54 |
Экологические проблемы г.Перми и Пермского края |
Беседа |
|
55 |
Все работы хороши, выбирай на вкус! |
Утренник. |
4 |
56 |
Честь имею. |
Классный час. |
4 |
57 |
Кому нужна моя помощь? |
Классный час. |
4 |
58 |
Умеем ли не обижаться? |
Классный час. |
4 |
59 |
История моей семьи в истории микрорайона. |
Проектная деятельность. |
4 |
60 |
Мероприятия, посвященные государственный праздникам России |
По отдельному плану |
1, 2, 3, 4 |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает: система краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения показатели воспитанности |
Признаки и уровни формирующихся качеств |
1.Патриотизм 1.1. Отношение к родной природе. |
3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других; 2—любит и бережёт природу; 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 – природу не ценит и не бережёт. |
1.2. гордость за свою страну. |
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 – интересуется историческим прошлым; 1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 – не интересуется историческим прошлым. |
1.3. Служение своими силами. |
3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 – находит дела на службу малому Отечеству; 1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству. |
1.4. Забота о своей школе. |
3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других; 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 – в делах класса участвует при побуждении; 0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду
2. Любознательность |
|
2.1. Познавательная активность |
3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 – сам много читает; 1 – читает при побуждении взрослых, учителей; 0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует. |
2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности. |
3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 – стремится учиться как можно лучше; 1 – учится при наличии контроля; 0 – плохо учится даже при наличии контроля. |
2.3.Саморазвитие. |
3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 –есть любимое полезное увлечение; 1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя; 0 – во внеурочной деятельности не участвует. |
2.4. Организованность в учении. |
3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно; 1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем; 0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет. |
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие. |
|
3.1 Инициативность и творчество в труде. |
3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими; 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет. |
3.2. Самостоятельность в труде. |
3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 – трудится при наличии контроля; 0 – участия в труде не принимает. |
3.3.Бережное отношение к результатам труда. |
3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других; 2 – бережёт личное и общественное имущество; 1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
3.4. Осознание значимости труда |
3 -- осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам; 1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость |
|
4.1. Уважительное отношение к старшим. |
3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 – уважает старших; 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 – не уважает старших, допускает грубость. |
4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам. |
3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 – груб и эгоистичен. |
4.3. Милосердие. |
3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 – сочувствует и помогает слабым и больным; 1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения; 0 – неотзывчив, иногда жесток. |
4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми. |
3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других; 2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 – не всегда честен; 0 – нечестен. |
Отношение к себе
5. Самодисциплина. |
|
5.1. Развитая добрая воля. |
3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли; 2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её; 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать. |
5.2. Самоуважение, соблюдение культуры поведения. |
3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 – нормы и правила поведения не соблюдает. |
5.3. Организованность и пунктуальность. |
3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 – своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 – начатые дела не выполняет. |
5.4. Требовательность к себе. |
3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Автор: Щиголева Наталья Евгеньевна, учитель ОБЖ в МАОУ «Лицей №5» г. Перми.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Наталья Евгеньевна! Очень важная и серьёзная работа! А самое главное- просто необходимая в наше непростое время. Успехов и победы в конкурсе!
На сайте "Инфоурок" размещена аналогичная программа Онучкиой Елены Борисовны, учителя начальных классов, Нижний Новгорд.(я не специально проверяла,просто в начале учебного года она мне попалась на глаза).Правда,диагностический материал другой, более удачный,на мой взгляд.
Каким образом,Наталья Евгеньевна, Вы понимаете, что ребёнок "гордится историческим прошлым Отечества" или "проявляет добрую волю" ?Мне кажется, это "для красного словца".
Уважаемая Наталья Евгеньевна! Спасибо за участие в конкурсе.
Безусловно, все учителя пользуются литературой, создавая свои программы, и обязательным условием во введении является приписка, что программа основана на _____ и дальше фамилия автора, чья программа взята за основу. Вы этого не сделали. Может и не знали, допускаю такую мысль. Мы всё учимся и учимся, несмотря на явное взросление.
А программа действительно нужная, реализуйте её и пршлите на конкурс одно из Ваших мероприятий, полностью инновационное, выстраданное Вами.
Желаю удачи!
Уважаемая Наталья Евгеньевна! Согласна с коллегами, список используемой литературы необходимо обозначать, чтобы соблюсти профессиональную этику. Предполагаю, что реализация программы пройдет успешно, и Вы представите одно, а может быть, и комплекс мероприятий с визуальным сопровождением. Успехов в конкурсе!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.