Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
В Концепции модернизации дополнительного образования одним из условий повышения его качества является более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности. Приобщение детей и родителей к участию в проведении музыкальных гостиных оказывает особое воспитательное, развивающее воздействие на личность, ее духовно-нравственное становление.
Музыкальные гостиные «Встречи с прекрасным» открывают возможность познавать мир и в процессе познания развивать творческие способности, учиться ценить все, что есть хорошего и прекрасного в искусстве и науке, в поэзии. Очень полезным и в творческой, и в воспитательной работе является участие педагогов-специалистов. Игра вместе со своими наставниками, возможность более частого профессионального общения мобилизует учащихся, заставляет более ответственно относиться к своим обязанностям. С другой стороны, участие стимулирует преподавателя, обязывая его постоянно работать над повышением своего педагогического и профессионального мастерства.
Цель проведения музыкальных гостиных – формирование творческой личности на основе развития интеллекта, чувств, высокой нравственности.
В соответствии с выделенной целью ставятся следующие задачи:
Основные правила, положенные в основу коллективного творческого дела
Педагогический коллектив школы реализует парадигму воспитания, в основе которой лежит не педагогика мероприятий для детей, а педагогика совместной с ребенком деятельности. С этой целью успешно внедрен проект коллективного творческого дела (КТД) – музыкальные гостиные «Встречи с прекрасным», участниками которого являются дети, их родители и преподаватели. Этот проект строится на основе внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения и субъективных отношений между воспитателями и воспитанниками, между взрослыми и детьми.
В основу КТД положены следующие правила:
Итогом работы является показ подготовленной программы и концертная практика, которая помогает развивать в начинающем музыканте ответственность за качество исполнения, собранность, творческое внимание, артистичность.
Основные дидактические принципы КТД
Музыкальные гостиные имеют структуру воспитательного дела, проводимого с определенными педагогическими задачами, и нацелены на получение определенного педагогического результата.
Формы проведения музыкальных гостиных разнообразны:
Данные формы проведения направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.
Основные дидактические принципы:
Этапы КТД
Музыкальные гостиные «Встречи с прекрасным» – целенаправленный воспитательный процесс, который включает в себя следующие этапы:
Каждый этап КТД имеет свои задачи и особенности, но есть некоторые сквозные педагогические идеи, пронизывающие все этапы. Это – ориентация преподавателя на познание потребностей, идеалов, интересов учащегося; совместная деятельность преподавателей и учащихся; возможность выбора дела, групп, ролей, вплоть до участия – неучастия в общем деле; подчеркивание вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех участников.
Заключение
Коллективное творческое воспитание невозможно без определеннойпозиции преподавателя: во-первых, искренний интерес к внутреннему миру учащегося, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков; во-вторых, установка на себя как меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимость своей личности как средства педагогической работы; в-третьих, стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самоопределения ее участников.
Диапазон «тактических» ролей преподавателя, стоящего на позициях коллективного творческого воспитания, весьма широк. Вот только некоторые из этих ролей:
Библиографический список
1. Вендрова Т.Е.; Пигарева И.В. Воспитание музыкой. – М., 1980.
2. Волович Л.А.; Артемьева Л.А. Теоретические основы педагогических технологий гуманитарного образования // Сб. Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. – М.: №13 Магистр; 1994, - С.117 – 134.
3. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М., 1969.
4. Елисеева А.В.; Железовская Г.И. Духовно-нравственная культура личности. – Саратов, 1997, - С. 25 – 26.
5. Из истории музыкального воспитания / Под ред. Апраксина О.А. – М.: Просвещение, 1990.
6. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1981.
7. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1988.
8. Лебедев В. Коллективные творческие дела, 1998.
9. Новые технологии в музыкальном образовании. Материалы Всерос. науч. практ. конференции. – Омск, март 2000. Ч. 1. – С. 53 – 65.
10. Психология. Словарь. Под ред. А.Петровского. – М.: Просвещение, 1989.
11. Развитие творческих способностей как одна из центральных проблем музыкальной педагогики. // Муз. педагогика. Исполнительство: Сб. статей – Вып. 6 – С. 61 – 69, 79 – 84.
12. Теория и методика музыкального образования детей: Научно – мет. пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – 2-е изд. – М., 1999. С. 151, 154.
13. Технология разработки образовательных программ // Образовательные программы школы дополнительного образования детей. Сб. науч. трактатов. – Саратов, Изд – во Саратов. Пед. инс-та, 2000, Вып. 2 – С. 34 – 43, 2001 – С. 47 – 53.
14. Чошанов М.Л. Гибкая технология проблемного музыкального обучения. – М.: Народное образование, 1996 – 157 с.
Автор: Гусева Галина Борисовна, преподаватель по классу фортепиано, высшая квалификационная категория, МБУДО «Детская школа искусств № 2», г. Рязань.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте, Галина Борисовна.Интересная статья,манящая. Жаль,что не отражает практику. Но самое непонятное - и неприятное - авторство.
Сергей Данилович Поляков, Вероника Романовна Ясницкая - Директор школы. 2004. № 1. С. 37-46.
Педагогическая статья "Организация совместной творческой деятельности в образовательном учреждении" - сайт УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ,автором обозначена Царёва Наталья Петровна,С-Пб ГКУЗ «Детский туберкулёзный санаторий «Дружба»
Так кто же автор?
Добрый день. Галина Борисовна. Номинация звучит так «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства». Конечно, статья замечательная. Роль музыкальных гостиных никто никогда не отрицал, особенно сейчас, когда формирование базовых ценностей у школьников одна из главных задач образовательной системы. Данная статья - это первый этап для педагога в процессе выбора направления, формы реализации внеурочной деятельности. После знакомства с теорией, необходимо было направить свои усилия на составление программы внеурочной деятельности "Музыкальная гостиная", в которой бы Вы и отразили формы, приницпы, этапы её реализации, только более аргументированно, конкретно и точно. Успехов в конкурсе.
Уж и не знаю, кто автор, но мне понравился позитивный настрой работы. Всегда полезно повторить следующие правила:
восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаться первыми шагами ребенка;
позитивно подкреплять творческую инициативу ученика;
использовать ошибку как возможность нового неожиданного взгляда на что-то привычное;
максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребенка. Создать климат взаимного доверия, обеспечить независимость детей в выборе и принятии решений;
хвалить детей, называя конкретные факты и детали, которые понравились;
в своей речи использовать как можно больше позитивных слов (блестяще, прекрасно, умница, молодец, замечательно и др.);
на каждом занятии находить что-то позитивное и называть это вслух.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.