Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Сегодня много говорят о технологическом образовании, подготовке инженерных кадров. Меры, принимаемые государством в этом направлении, находят свое отражение в Указах и Постановлениях. Министерством образования и науки Российской Федерации была поставлена задача увеличить охват школьников программами технической направленности до 25% (в настоящее время 6%).
Решение этой проблемы возможно через внедрение модели технического образования «От детского сада до производства», которая в настоящее время реализуется в ряде субъектов Российской Федерации.
За основу были взяты подходы и методики уже апробированные и успешно применяемые в передовых образовательных организациях России. Нами был изучен опыт регионов, успешно реализующих программы подготовки инженерных кадров, таких как: Москва, Санкт-Петербург, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа (г. Сургут), Ставропольского края, Липецкой, Омской, Пензенской, Свердловской, Томской, Ульяновской, Ярославской и других областей.
Это очень интересный опыт, который уже сейчас приносит значительные результаты. Изучая его, мы выделили ключевые особенности региональных программ:
1. Цель этих программ, как правило, ранняя профориентация школьников.
2. Они имеют узкую направленность в зависимости от потребностей региона: энергетика, атомная промышленность, радиоэлектроника, приборостроение, авиастроение и т.д., т.е. в основном ориентированы на конкретное предприятие региона.
3. Многие регионы выстраивают работу по инженерному образованию через ВУЗы, т.к. ВУЗы располагают современным оборудованием, могут обеспечить научную составляющую школьных проектов и заинтересованы в привлечении абитуриентов. Но они не обеспечивают требуемый охват и не всегда учитывают специфику работы со школьниками.
4. Во многих программах упор делается на популярные технологии 3-Dмоделирования. Но они не формируют навыки работы с инструментами и материалами, спектр работ ограничен дороговизной расходных материалов, соответственно ограничен охват школьников.
Мы учли эти недостатки и предлагаем образовательную систему, которая повышает интерес десятков тысяч школьников к предметам естественно-математического цикла и стимулирует приток молодежи в сферу промышленного производства. Отличительной особенностью модели является то, что она реализуется в рамках и дополнительного и основного образования.
Как же работает данная модель на уровне региона?
Ядром, связующим звеном всего проекта является современный центр технического творчества. Такой центр мы постарались создать на базе нашего учреждения.
Когда речь заходит о современном центре, в первую очередь, все думают о дорогостоящем оборудовании и специалистах, которые будут работать с этим оборудованием. Мы эту ситуацию рассматриваем с другой стороны.
Во-первых, современный центр технического творчества – это широкий спектр реализуемых направлений (робототехника; радиоэлектроника; компьютерные технологии; космическая радиосвязь; судо-, авто-, авиа-, ракетомоделирование; машиностроительные механизмы; технический дизайн; объекты архитектуры и многое другое, в зависимости от интересов образовательной организации и потребностей региона).
Во-вторых, использование современных образовательных программ.
В-третьих, сетевое взаимодействие с детскими садами и школами.
В-четвертых, организация совместных проектов с промышленными предприятиями, а также реализация образовательных программ, разработанных с учетом потребностей этих предприятий.
Основная цель, которую мы преследовали работая над моделью современного центра – это создание условий для увеличения охвата детей техническим творчеством и подготовки кадров для предприятий Челябинской области.
Мы хорошо понимали, что сегодня техническое творчество может развиваться и вызывать интерес у детей и подростков только в условиях использования современных материалов и инструментов, систем радиоуправления, микропроцессорной техники, станочного оборудования нового поколения и т.д. Работая в этом направлении, мы столкнулись с определенными трудностями:
1. Мало программ нового поколения, направленных на развитие технического мышления, конструкторских способностей учащихся, формирующих у детей и подростков представление о современном производстве.
2. Не хватает квалифицированных педагогов, способных работать по программам технической направленности. Как правило, на этих направлениях работают специалисты, имеющие техническое, инженерное или естественнонаучное образование.
3. Остро не хватает современной учебно-методической литературы по техническому творчеству.
Таким образом, наметились ориентиры работы и в настоящее время нашим Центром при содействии Федерального центра технического творчества учащихся разработаны:
Сегодня образовательные учреждения многих регионов успешно пользуются нашими разработками и мы предлагаем свой опыт для реализации в субъектах Российской Федерации.
На наш взгляд, модель современного центра технического творчества предполагает очень тесное сотрудничество с различными учреждениями системы образования. Для прочного усвоения знаний ребенок должен совмещать теоретические занятия с практической работой.
Кроме того, сетевое взаимодействие с образовательными организациями обеспечивает повышение доступности дополнительного образования и работает на увеличение охвата детей программами технической направленности.
На уровне детского сада мы проводим экспериментальную разработку пропедевтического курса для дошкольников. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором ребенку еще не успели объяснить почему так нельзя.
Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видео игры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах.
Работа в школе направлена на формирование заинтересованности школьника в получении технического образования.
Вот пример интеграции робототехники в курс школьных предметов. У нас разработаны лабораторные практикумы по физике, информатике, технологии для учащихся 6-9 классов, которые позволят закрепить пройденный материал по естественным дисциплинам и получить дополнительные знания по определенным темам.
В лабораторный практикум входят сборник практических заданий и методические рекомендации для педагогов.
Для организации внеурочной деятельности мы внедряем в школах программы ознакомительного уровня по направлениям технического творчества. В помощь педагогам разработан комплект учебно-методической литературы в который вошли: программы, конспекты занятий, раздаточный материал. А на базе всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники проходят курсы повышения квалификации, где каждый желающий может пройти подготовку, позволяющую организовать работу кружка технического творчества начального уровня.
В рамках нашей модели взаимодействие с учреждениями профессионального образования проходит в процессе обучения с 5 по 11 класс. Форма взаимодействия – организация экскурсий, а также занятия на предприятиях и в учреждениях профобразования. Для ряда специальностей у нас разработаны типовые модули: «Автомеханика», «Цифровые технологии», «Робототехника», «Гидравлика», «Радиоэлектроника».
Кроме этого, обучающиеся участвуют в проекте по изготовлению действующих моделей, выпускаемых на заводе тракторов и спецтехники. Завод изготавливает и передает нам узлы и детали с чертежами в масштабе 1:10, а обучающиеся собирают и программируют модели.
Сегодня вопросы интеграции дополнительного и общего образования актуальны для всех регионов и система подготовки инженерных кадров является приоритетной для государства. И я, как руководитель учебного центра, вместе с коллегами на протяжении ряда лет занимался вопросами детского технического творчества и образовательной робототехники. В нашем центре накоплен лучший отечественный и зарубежный опыт по этим вопросам.
Мы будем рады видеть вас в нашем учебном центре, готовы поделиться своими наработками и узнать о новых интересных практиках и методиках. Приглашаем к общению и обмену опытом педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений, учителей физики, информатики, математики, технологии – всех, кто использует элементы технического творчества преподавании предметов школьной программы.
Автор: Халамов Владислав Николаевич, директор Всероссийского учебно-методического центра, г. Москва.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемый Владислав Николаевич! Спасибо за участие в конкурсе!
Согласна, что "интеграции дополнительного и общего образования актуальны для всех регионов и система подготовки инженерных кадров является приоритетной для государства." Сейчас, например, во многих школах г. Екатеринбурга, проводятся кружки робототехники, существуют центры в каждом районе, как у Вас.
Всё отлично! Все в теме!
Конкурс "Моя педагогическая инициатива" как раз и преследует цель, где "участники готовы поделиться своими наработками и узнать о новых интересных практиках". Вашу инновацию в статье трудно определить. Это предисловие к Вашей работе. Ждём саму работу, с нетерпением, Владислав Николаевич!!!
Думаю, что Владислав Николаевич выложил свою статью в рамках конкурса, не претендуя на победу (она соответствует не всем требуемым критериям), а в расчёте нацелить педагогическое сообщество на решение поднятой проблемы и заявить о наличии уже имеющихся разработок в данном направлении. Было бы замечательно, если бы были названы определённые работы и даны ссылки на них или адрес какой-нибудь информационной площадки, где можно обсудить описанную модель. У нас в детском саду в прошлом году был организован курс робототехники (мы привлекали силы сторонней организации по доп. образованию), и мне любопытно, знают ли они о ваших наработках, а может, и вовсе именно ими пользуются...
Владислав Николаевич, добрый вечер. С интересом познакомилась с материалом, в котором подведены итоги деятельности Всероссийского учебно-методического центра. Опыт серьезный, имеющий результаты в области интегративности направлений образования. Статья лаконична, понятна, информативна. Инновация на лицо - это современная модель технического образования, которая уже реализуется. Я согласна с экспертами: разработано и внедрено столько нового, интересного. Где можно познакомиться с методическими материалами, программами, отзывами о работе данного центра и отследить эффективность реализации данной модели?Успехов в конкурсе!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.