Российская Федерация – многонациональное государство. Испокон веков на территории современной России существовало около 200 различных народностей, разделенных не только территориальными, но и культурно-этническими, религиозными, языковыми границами [1].
Особая роль в воспитании личности отводится современным обществом школе, как социальному институту, обладающему большими возможностями для воспитания у детей толерантности и формирования поликультурной компетентности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Поликультурное образование определяет как основную цель формирование способности к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, развитие чувства понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Воспитание поликультурной компетентности личности – сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе, изучение языков разных народов: не только английского, но и испанского или турецкого. Об этом можно узнать, пройдя по ссылке.
Сегодня наше многонациональное общество преодолевает этапы становления поликультурной духовности, общенациональной культуры и нравственного возрождения. Помочь ребенку войти в это общество и жить в нем – основная задача современной школы.
Рaбочaя прогрaммa «Этикa общения: поликультурный подход» состaвлена на основе прогрaммы для внеурочной деятельности духовно-нрaвственного нaпрaвления «Этикa: aзбука добрa» И.С. Хомяковой, В.И. Петровой в соответствии с требованиями ФГОС [5].
Данная программа разработана как дополнение к дисциплинам «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 3 – 4 классов, направлена, прежде всего, на формирование навыков межкультурного общения, понимания изначальности и необходимости соблюдения толерантных принципов общения между народами, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся начальных классов.
Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.
Цель данного курса: формирование поликультурной компетентности младшего школьника через знакомство с содержанием специфических особенностей разных культур, их общения и взаимоотношения в историческом и современном контекстах.
Прогнозируемые результаты:
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Формы организации занятий:
1. Классные часы.
2. Беседы, викторины.
3. Коллективные творческие дела.
4. Смотры-конкурсы, выставки.
5. Тренинги общения.
6. Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране.
7. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.
8. Ролевые игры.
9. Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Программа «Этикa общения: поликультурный подход» решает следующие задачи формирования поликультурной компетентности младших школьников:
Состояние современной культуры обуславливает особую значимость интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе. Ориентация на освоение, сохранение и приобщение к этнической культуре молодого поколения предполагает адекватные этой культуре методы междисциплинарного освоения материала.
Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, культурологического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений [4].
1. «Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа и предполагает наличие умений пополнения, углубления и совершенствования знаний по истории, географии, этнографии страны и творческого использования этих знаний в процессе общения; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т.д.
2. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны.
Взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а путем диалога и сотрудничества. Толерантный подход в процессе формирования поликультурной компетентности школьников означает, что те или иные культурные особенности индивида, или группы – это лишь одни из многих особенностей и они не могут подчинить себе все остальные, и выступает как условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть, инаковость.
При таком подходе восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения элементов чужой культуры с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры, которое должно идти через соблюдения определенных правил [3].
Только на такой основе, на наш взгляд, может быть решена одна из наиболее сложных для современного российского общества проблем – сочетание этнической и гражданской (общенациональной) идентичности: признания себя и представителем своего этноса, и одновременно гражданином полиэтничной, многонациональной России, представителем скрепленного исторической судьбой общероссийского национального единства. Образованию, этнопедагогике, как особой содержательной стороне образовательной и воспитательной деятельности, стратегической парадигме направленного процесса этносоциализации личности, здесь принадлежит особая и во многом решающая роль.
Список литературы:
1. Народы России: атлас культур и религий / под ред. А.В. Журавского, О.Е. Казьминой, В.А. Тишкова. 2-е изд. М.: Феория, 2009.
2. Воспитательная среда школы: сб. материалов науч. практ. конференции «Межкультурная коммуникация в образовательной среде школы» (3 ноября 2005 г.) / под общ. ред. Л. Н. Бережновой, Л. Б.Лаптевой. – СПб., 2005. – Вып. 2. – С. 33.
3. Научно-практический журнал «ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ». – М., № 8, 2014г. – С. 62-92.
4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4 – 5 кл.) рабочая программа для общеобразовательных учреждений /авт. – сост. Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 187
5. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы), 2013
Автор: Мухина Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов, БОУ СОШ № 108, г. Омск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.