Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Гибкий, послушный, звучный голос нужен
каждому человеку.
Ю. Василенко
Задумывались ли вы, почему люди «речевых» профессий: дикторы телевидения, актёры театра и кино, лекторы говорят так легко, чётко и громко? У вас же в самый неподходящий момент то предательски хрипит голос, то начинается першение в горле, то сбивается дыхание.
Ответ прост! Тренировка, тренировка и ещё раз тренировка. Тренировка закрепляет умение пользоваться дыханием, снимает мышечные зажимы. Не раз слышала от самых квалифицированных и знаменитых дикторов, что перед эфиром они делают небольшую речевую гимнастику. Тренинг № 1 «Умение говорить – залог успеха» можно прочитать здесь.
Тренинг «Учимся говорить» предусматривает укрепление речевого аппарата и развитие выразительности голоса. Написание пособий, посвящённых методике и практике постановки речевого голоса, представляет большую трудность: вокальная педагогика пользуется нотными знаками при записи тренировочных упражнений, а речевой голос? Голос каждого человека индивидуален – нет абсолютно одинаковых голосов. Это означает, что полезные для всех виды тренировочных упражнений, дадут разный результат, звучание будет у каждого своё, неповторимое. Ясно одно, что улучшится тембр, расширится диапазон, разовьётся выносливость голоса.
Тренинг по развитию речевого аппарата можно провести целиком на уроке риторики, классном часе или использовать несколько упражнений на уроках литературного чтения, где громкость и чёткость при чтении текстов особенно важна.
1. Открыть рот и поглаживать шею сверху вниз то правой, то левой рукой.
2. Открыть рот и сделать повороты головы влево - вправо.
3. Произнести звуки: К-Г, К-Г, К-Г, которые укрепляют мышцы гортани и глотки.
4. Произнести звуки: П-Б, П-Б, П-Б, они укрепляют мышцы губ.
5. Произнести: Т-Д, Т-Д, Т-Д, укрепляющие мышцы языка.
6. Массаж верхней губы: протяжно тянуть звук В-В-В, одновременно поглаживая верхнюю губу от центра к углам.
7. Массаж нижней губы: тянуть звук З-З-З, одновременно поглаживая нижнюю губу от центра к углам
Цель упражнений – подготовка работа над развитием голоса, активизация мышечных групп, принимающих участие в голосообразовании, профилактика голосовых расстройств.
Азами голосовой тренировки является правильная лёгкая имитация «мычания» (М-М-М) или «нычания» (Н-Н-Н). Если звук образуется правильно, то ребёнок почувствует вибрацию, щекотание на губах, дрожание крыльев носа. В качестве дополнительной стимуляции можно проводить вибрационный и точечный массаж.
1. Произнести протяжно М-М-М, одновременно легко постукивая кончиками пальцев по ноздрям.
2. Произнести протяжно М-М-М, одновременно проделывая небольшой точечный самомассаж около ноздрей.
3. Произнести протяжно: М-М-М, Н-Н-Н, одновременно кончиками пальцев легко постукивая по всему лицу.
4. Произнести: ММММУМ, ММММОМ, ММММАМ, одновременно – наклон вперёд.
5. Произнести: ННННУН, ННННОН, ННННАН, одновременно – поворот головы то вправо и влево, то вверх и вниз.
6. Фиксированный выдох, прерываемый звуком ФФФФФ, с поворотом головы в одну сторону.
7. Вдох через маленькое отверстие между ноздрями, закрыв пальцами нос.
8. Вдох через маленькое отверстие между губами (как будто пьёте через соломинку).
9. Крепко сжать губы и дышать носом .
10. Произнести несколько раз: ЖВ-ЖВ-ЖВ, ЖЗ-ЖЗ-ЖЗ, закрыв пальцами левую ноздрю.
11. Произнести несколько раз: МВ-МВ-МВ, МЗ-МЗ-МЗ, закрыв пальцами правую ноздрю.
12. Произнести несколько раз: ДЗУХ, БРУХ, ФРУХ громко и шёпотом.
13. Поднять и опустить плечи, произнося: АРРН, АРРН, АРРН.
Встаньте в 10 шагах от стены, воображая, что стена – это огромный холст (до 20 шагов в ширину), на котором вы собираетесь нарисовать морской пейзаж. Ваше дыхание «фффф» – это Ваша краска. Каждый новый образ рождает новый импульс дыхания. В этой картине есть образы, требующие большого дыхания – изображение горизонта и корабля. Образы, со средним дыханием – парус, солнце, облака. И, наконец, с коротким дыханием – чайки, лучи солнца.
Что мы рисуем?
Через весь «холст» горизонтальной линией ярко-синие волны.
Примитивный большой корабль красного цвета.
Мачта и два больших белых паруса на корабле.
Круглое жёлтое солнце.
Лучи, исходящие от него.
Белые пушистые облака.
Летающие вокруг корабля маленькие чайки.
Последние инструкции перед началом: соедините вдохновение с необходимостью «нарисовать» картину и помните, что каждое изменение мысли влечёт за собой изменение дыхания. Если изменение мысли и дыхания происходит одновременно, то голос неизбежно звучит на новой высоте.
Каждая группа тренировочных упражнений проверяется словом, фразой. Например, коротенькие фразы – пословицы, поговорки или фрагменты из стихов, в которых преобладают взрывные согласные Б-П, Д-Т.
У боярина – бобра
Нет богатства, нет добра,
Два бобрёнка у бобра –
Лучше всякого добра! (Т. Белозёров)
В чистом поле, в белом поле
Было всё белым – бело… (Б. Заходер)
Очень важно заканчивать занятия чтением вслух литературных текстов, подобранных специально, где содержание требует смены высоты, темпа, силы голоса и лёгкости звучания.
Что тебе милей всего?
– Что тебе милей всего, сосна?
– Высота – вот страсть моя и гордость!
– Что тебе милей всего, скала?
–Твёрдость!
– Море, что тебе всего милей?
– Широта земли, моя безбрежность!
– Что тебе, весна, всего милей?
– Нежность!
– Что тебе, зима, милей всего?
– Белизна на белоснежном поле!
– Птица, что тебе милей всего?
– Воля!
(К. Кулиева)
Это что там…
– Это что там до самых небес?
– Лес, да поле…да поле, да лес…
– Это что там: иль зыбь, или дрожь?
– Это поле…волнуется рожь.
– Это что там за синь – огоньки?
– То во ржи по краям – васильки.
– Это кто там, разряженный в шёлк?
– Это из лесу тополь пришёл…
– Что за птицы летят, не таи.
– То не птицы, то думы мои…
(С. Молева)
Очень нравятся ученикам стихотворения по ролям хором с плавными, несложными поворотами головы, движениями рук, наклонами туловища.
По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.
– Ау! Ау! Ау!
Спит медведица, и чудится ей:
Колет охотник острогой детей.
– Ау! Ау! Ау!
Плачет она и трясёт головой:
– Детушки-дети, идите домой.
– Ау! Ау! Ау!
Звонкое эхо кричит в синеву:
– Эй ты, откликнись, кого я зову!
– Ау! Ау! Ау!
(С. Есенин)
Как при любой тренировке, все « помехи» и затруднения уходят со временем, и появляется ощущение лёгкости, податливости голоса. Но нужно помнить, что проблема голоса останется нерешённой, если не будет уделено внимание его систематической тренировке.
Фото автора
Автор: Халтурина Галина Павловна, учитель высшей категории МОУ Гимназия № 2 г. Екатеринбург.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
В статье Галины Павловны - инновационный подход к своему педагогическому труду. И на фотографиях видим, что у учителя со учениками хорошие психогигиенические взаимоотношения. Спасибо за тренинг,ценные рекомендации.
Познакомилась с 2 тренингами, согласна с пользователями портала Курочкой, Артистом и Натальей, что это хорошя помощь для молодых учителей. Скажите, пожалуйста, какой литературой вы пользовались при составлении тренинга?
Литературу я брала в Екатеринбургском театральном институте. Больше всего этот вопрос освещён в работах Э.М. Чарели и Н.И. Жинкина. А ещё я несколько последних лет ходила в театральный институт на открытые занятия по речи. Затем упрощала некоторые упражнения, переделывала или придумывала по аналогии, опираясь на литературу, чтобы научить, а не навредить.Спасибо!
Замечательный практический материал.Спасибо большое Галине Павловне!
Понравились оба тренинга. Большое спасибо за помощь в работе.
Это действительно интересно. Особенно детям нравятся упражнения не за партами, а на полу в игровой комнате или перед доской. Тогда они готовы делать их даже на перемене.Спасибо за комментарий!
Очень ценная информация, доступный яркий материал, спасибо Учителю за труд и помощь начинающим педагогам! А самое главное - какая замечательная и лёгкая форма обучения для детей. Ещё раз спасибо, Галина Павловна!)))
Чувствуете ли вы положительную динамику в речи детей после тренингов ? Хотелось бы попробовать ваши приемы в новом учебном году.
Конечно динамика есть! Особенно ощутима она была на предыдущем выпуске, где дети как на подбор говорили робко и очень тихо. 3 года регулярных упражнений, тренинги и отличный результат: уверенное владение голосом на уроках и победы при защите своих проектов на уровне области, города, района. Для следующего выпуска достаточно было букварного периода, чтобы добиться громких и чётких рассуждений на уроках. Спасибо за вопрос. Желаю и Вам успехов!
Тренинги по-настоящему педагогическая инициатива: довольно редкая форма занятий, обмен опытом и мастер-классы для детей района. Молодец учительница!
Я уверена, что данный тренинг будет полезен не только детям, но и многим взрослым!
Огромное спасибо УЧИТЕЛЮ за труд, и за неравнодушие к нашим детям.
Хочется чтобы эта методика использовалась во всех классах начальной школы!!
Считаю, что "вашим" детям и их родителям очень повезло, что у них есть такой УЧИТЕЛЬ!
Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников. Приёмы, которые использует Галина Павловна безусловно помогут детям развить речь, сделать её более совершенной и приятной. Главное не лениться и результат будет. Я это так поняла. Пятёрка!
Вы всё правильно поняли, Катя. Большое спасибо за проявленный интерес к моим тренингам.
Оба тренинга понравились. Живая, образная подача материала, умение заинтересовать и держать интерес детей. Можно смело использовать в работе.
Сценариев к праздникам у нас много, а вот тренинги - большая редкость. Хорошо, что в них нет "воды", каждое слово и предложение - руководство к действию. Сразу видна рука МАСТЕРА своего дела. Удачи Вам и успеха!
И когда только всё успевает Галина Павловна? Руководит ассоциацией учителей начальных классов Екатеринбурга, даёт мастер-классы, проводит тренинги, пишет статьи, а ещё жена, мать и бабушка! Браво! Победы Вам в конкурсе!
Мой девиз: "Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня" - вот и весь секрет!
На мой взгляд, тренинг не только способствует укреплению речевого аппарата
и способствует развитию выразительности голоса, но и раскрепощает детей. Создает
благожелательную атмосферу в классе, в которой каждый ребенок свободно
может выступить, высказать свою точку зрения. Учителю начальных классов обязательно
нужно использовать такие методические разработки. Спаибо Галина Павловна.
Большое спасибо, Полина Аликовна, за такой содержательный комментарий. Я рада. что Вам понравились тренинги.
Большое спасибо. У меня первый класс, обязательно возьму на заметку. Детки приходят зажатые, с речевыми проблемами, а логопеда нет.
Это один из путей решения.
И все это не требует какой-либо технической поддержки, только личные ресурсы учителя и детей. Полный тренинг можно провести в классе (игровой комнате), а часть будет легко осуществить и на прогулке. Полезно всем - и ученикам, и их родителям, и учителю!
У учителя прослеживается система в работе - это прекрасно. Тренинг №1, тренинг №2 значит будет и тренинг №3?
Конечно будет и №3 и №4, если это будет нужно пользователям портала. Кстати тренинг №2 я послала на сайт по просьбе молодого преподавателя колледжа из г. Валуйки Федосеевой Натальи (см. комментарии в тренинге №1).
Случайно узнали о Вашей замечательной методике.Искал нечто подобное в родном городе Москва и неожиданно нашел у вас.Спасибо Вам большое и успехов!!!
Статья очень понравилась. Из личного опыта знаю, что дети лучше запоминают текст, если он сопровождается мимикой и жестами.
Я сама учавствовала В этом тренинге
Очень понравилось))))))
5!!
Галина Павловна, Почему нет упражнения Шархан?))
Спасибо, Яночка! В двух тренингах невозможно поделиться всеми упражнениями, которыми я пользуюсь. А упражнение "Шархан" по-моему одно из самых любимых у моих учеников. Так что вам 7 классникам повезло, вы его выполняли и даже показывали родителям на празднике. Помнишь?
Прочитав статью, еще раз убедилась в многогранности Вашего таланта. Успехов Вам и Вашим ученикам)))
А вот мы, увы, на такой тренинг так и не попали :) Жаль, наверное! Успехов и дальше!
Спасибо, дорогие мои, третьекурсники!!! Жду через несколько лет в школу ваших детей. Для них тренинг обещаю.
Галина Павловна! В моей работе руководителя школьного фольклорного ансамбля материалы тренинга будут очень полезны. Спасибо Вам за увлекательную, красочную и доступную работу. Интересно Ваше мнение о моей работе http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/1872.html с уважением...
Да Галина Павловна, я помню эти замечательние праздники) Это было где-то в 3или2 классе
замечательный тренинг, и уверен, что на практике всё еще лучше
Галина Павловна отличный педагог и специалист. Она была моим учителем в начальных классах, но мы до сих пор её любим и уважаем. Наш класс поддерживает с ней контакт и ежегодно приходим к Галине Павловне на встречи. Для нас она на всегда останется лучшим учителем в нашей жизни. Спасибо Вам, Галина Павловна за счастливые детские годы-)))
Прочитав тренинги и комментарии, понимаешь, что учитель всегда в поиске, готов учиться сам и учить других. И это прекрасно!!!
Очень интересная информация, простая и замечательная форма обучения для детей. Спасибо, Галина Павловна!)))
Я ученик Галины Павловны, участник этого тренинга. Есть на первой и четвёртой фотографии. Тренинги и обучение у Галины Павловны помогли мне развить своё красноречие. Я выступал на конкурсе "Кто хочет стать академиком?", конкурсе чтецов и в других... И всё благодаря Галине Павловне. Спасибо!
Спасибо, Никита, тебе за старание, терпение. Хорошо, что учась уже в 7 классе, ты развиваешься дальше и оттачиваешь своё красноречие. Успехов тебе!
Учитывая, что далеко не все первоклассники правильно подготовлены к школе, Ваш материал, Галина Павловна, будет полезен учителям в часы ГПД. А макстер-классы по городу Вы проводите?
Галина Павловна, провела предложенные Вами тренинговые упражнения у себя в классе. Дети в восторге! Огромное Вам СПАСИБО!
Уважаемая Галина Павловна! Очень рада вновь встрече с Вами! На протяжении всего конкурса мне было ценно каждое слово жюри, в том плане, что приняв решение участвовать в конкурсе, я изучила подробно условия конкурса, требования к публикуемым материалам, но я могла что-то не понять, что-то расценить для себя по-другому.Я работаю старшим воспитателем, и проводя любое мероприятие - занятие, семинар, мастер -класс и т.д, в первую очередь ставлю цели, задачи, определяю технологии, методы, приёмы. Сократив но минимума свои разработки, хотелось, чтобы жюри и конкурсанты увидели главное. И спасибо Вам, что Вы это увидели.Конечно, когда вновь буду участвовать в конкурсе, сделаю приложения, презентации и практический материал. С большим уважением, Екатерина Леонидовна.
Супер! От нас пятерка с бесконечностью плюсов и маленькое пожелание - внедрить Ваш тренинг в первые классы. С учетом современной нагрузки на первоклассников, в т.ч. по иностранному языку, становление речевого аппарата таким детям необходимо уже с первого класса, тем более, что подобные занятия психологически сплачивают всех участников процесса. Желаем победы в конкурсе.
С уважением, Андрей и Юлия Вячеславовна.
Огромное спасибо за материал. Я тоже применяю тренинги на занятиях театрального кружка. Ребяткам очень нравится и развивает речь.Вы молодец!
Супер, я провожу такие же упражнения. Но и многое для себя нашла интересного. Вы молодец, удачи в работе и творческих успехов. Спасибо.