Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
Представляю конспект занятия по программе внеурочной деятельности «Познание». Дети знакомятся с понятием «память» на основе знаний о Великой Отечественной войне.
Тема: Память. Виды памяти.
Раздел темы: Интеллектика.
Цель занятия: Введение определения «память» как одного из свойств человеческой психики.
Задачи занятия:
1. Познакомить детей с определением памяти, её видами (на основе органов чувств).
2. Развивать внимание, мыслительные операции.
3. Воспитывать патриотические чувства.
Материалы и инструменты: презентация, листы бумаги формата А 4,карточки с заданиями (СЛАЙД 3,4,5,18 – по одной на группу), атрибуты для исполнения песни, аудиозапись мелодии В.И.Агапкина «Прощание славянки».
I. Орг.момент. Мотивация.
Послушайте отрывок из стихотворения Д.Попова:
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
Чтобы понять, о чём идёт речь, взгляните на следующий слайд – что объединяет эти понятия? Если трудно ,воспользуйтесь подсказками – цифра показывает, какую по счёту букву из данного слова нужно взять, чтобы получить слово – отгадку.
Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне.
II. Актуализация знаний.
Предлагаю объединиться в 3 группы.
1 задание – СЛАЙД 3 Найдите отличия между двумя солдатами. Какое свойство психики помогло вам? Это внимание.
2 задание – СЛАЙД 4 А теперь подумайте, фигуру солдата под каким номером следует поместить на место вопросительного знака. А здесь какое психическое свойство пришло вам на помощь? Мышление.
III. Введение нового материала.
1. Когда вы определяли тему нашего разговора на занятии, на слайде был рисунок конверта. Как это связано с войной?
Во время войны конвертов не хватало, и солдаты делали вот такие треугольники: СЛАЙД 5 Что вам напоминает эта схема? Техника оригами. Вы помните, что изображают линии и стрелки на схеме? Рассмотрите схему этапов работы, сделайте такой конверт – письмо. Дома украсьте его, запишите текст – поздравление для ветеранов.
2. Викторина о войне СЛАЙД 6 – 11 Как вы считаете, а сейчас какое свойство психики помогло вам ответить на вопросы викторины, выполнить работу по схеме? Да, ребята, вам помогла ваша память.Кав вы понимаете - что такое память?
3. СЛАЙД12 Память – это свойство нашей психики, которое позволяет человеку запоминать, сохранять и воспроизводить различные события и информацию.А откуда у вас эти знания? (слушали информацию от взрослых, по телевизору, читали).
То есть, какие органы вашего организма вам помогали? СЛАЙД 13 Органы чувств. Соответственно называются и виды памяти. СЛАЙД 14
IV Первичное закрепление.
СЛАЙД 15 Послушайте отрывок из рассказа Е. Мариинского «В горящем самолёте»: «… Все знают, что такое пожар. Но мало кто представляет, что такое пожар в воздухе, на самолете. Прекрасный горючий материал (авиационный бензин, масло), встречный поток воздуха, раздувающий огонь... Пламя моментально охватывает весь самолет, машина перестает слушаться рулей и факелом несется к земле. Хотя Маша не видела огня, но ощущала его всё сильнее и сильнее…» Каким образом Маша ощутила огонь? Какой это вид памяти? осязательная
Как известно, выделяют 6 основных запахов – фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. Какой запах, по-вашему, характерен для военных действий? Запах гари. Какой вид памяти поможет запомнить этот запах? обонятельная
Закройте глаза. Я вас сейчас чем-то угощу (раздаю по кусочку чёрного хлеба).
Что вы сейчас кушали? Это какой вид памяти помог вам угадать? вкусовая
СЛАЙД 16 Во время блокады Ленинграда хлеб выдавали по карточкам – 125 – 250 граммов в день на человека. Но он был совсем другой на вкус, ведь большей частью он состоял не из муки, а из разных примесей, например – из опилок.
Взгляните на доску.СЛАЙД 17 Через минуту СЛАЙД 18 – обведите в кружок картинки, которые были на предыдущем листе. Какой вид памяти сейчас проверили? зрительная
Осталось вспомнить ещё один вид памяти. Какой? Слуховая. Как вы считаете, каким может быть упражнение для проверки слуховой памяти? СЛАЙД 19.
Я вам прочту 10 слов, вы их послушаете и запишете: ВОЙНА БОМБЁЖКА РАНА ПЛЕН ТАНК ВЗРЫВ СМЕРТЬ ГОРЕ СЛЁЗЫ ПОБЕДА
Какое слово было последним? Почему на слайде оно выделено красным цветом?
IV. Рефлексия
В известной песне «День Победы» есть слова «…Это радость со слезами на глазах…». Отчего у людей в этот праздник слёзы наворачиваются на глаза?
Сегодня мы с вами говорили о памяти. Что такое память? СЛАЙД 20. О каких видах памяти вы узнали?
Кроме этих видов, существует «Память сердца». Это память о героическом прошлом нашей страны, о тех бедах и ужасах, что пришлось пережить нашим прадедам. Как вы думаете, ребята, нужна ли сейчас вам эта память? Для чего? РАССУЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Да, конечно, она должна быть у каждого человека, независимо от того, был ли он на войне или нет. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении Ю.Воронова. Послушайте его!
Опять война, опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться: правы
и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда — не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна...
На сегодняшнем занятии вы работали в группе, сообща. Каким образом это можно связать с темой войны? Конечно же, только благодаря сплочённости народа наши прадеды завоевали победу! А в заключении, согласно теме нашего занятия, в честь всех павших и выживших на войне, я предлагаю вспомнить и исполнить песню (готовим к смотру «Песни Победы») – «Прощание славянки». СЛАЙД 21.
Автор: Савельева Любовь Владимировна, учитель начальных классов БОУ Колосовская СШ, Омская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Актуально, педагогически значимо, патриотично, радует эстетичность оформления, лаконичность и доступность изложения, как всегда 5!
Здравствуйте, Любовь Владимировна. Всегда с интересом читаю ваши работы. Всё четко, грамотно и доступно. Спасибо и удачи в конкурсе! +5!
Здравствуйте,Татьяна Николаевна!Спасибо за высокую оценку!Надеюсь,в ближайшие дни загрузим презентацию к занятию - с ней будет понятней!
В этот день я хочу пожелать
Добрых дел и поступков прекрасных,
Каждый день лишь с улыбкой встречать,
Больше праздников солнечно-ясных,
Пусть удача идет впереди,
Дарит мир только яркие краски,
Пусть ничто не стоит на пути
В светлый праздник божественной Пасхи!
Уважаемая Любовь Владимировна!Спасибо Вам за то, что радуете нас своими наработками, идеями, щедро делясь ими. Данный конспект, пример того, как можно в теме по учебной программе, прививать детям чувство патриотизма, гордости за свою страну! Единственно что мне не хватило - презентации, предполагаю, из 21 слайда. Но все равно, работа замечательная! 5!
Спасибо Вам,Любовь Николаевна!О презентации - я надеюсь,она появится в ближайшее время.
Любовь Владимировна, здравствуйте. Идея очень впечатлила, виды памяти - браво. Материал практически значимый во все времена.Только на фото мальчики в современной форме, я бы надела на них форму именно тех незабываемых лет. Спасибо.Вам 5 и победы!
Уважаемая Любовь Владимировна!Очень нестандартно!Очередной раз убеждаюсь, что в своем деле вы ас. С вашего разрешения, возьму идею для классного часа . Спасибо большое! Удачи!
Уважаемая Любовь Владимировна! Презентация чудо, как хороша! Спасибо за Ваш труд!
Мои коллеги,
Вам желаю счастья!
Я не стесняясь Вам об этом говорю!
Пусть минут Вас невзгоды и ненастья,
Вас искренне за все благодарю!
Спасибо,Марьяна Богдановна!
Как это здорово, что мы учителя!
Ведь каждый день нас возвращает снова в детство.
И от судьбы нам никуда с тобой не деться.
Как это здорово, что мы учителя!
Ох, как непросто нам бывает иногда
Нести сквозь будни своё трепетное пламя.
Мы каждый день себя по капельке сжигаем.
Как это здорово, что мы учителя!
Как это здорово, что мы учителя!
Ведь с каждым годом мы становимся мудрее.
Душой своею мы ребячьи души греем.
Как это здорово, что мы учителя!
Главней всего, не тратить время зря,
Вся наша жизнь полна любви и вдохновенья.
И повторяем мы без всякого сомненья:
Как это здорово, что мы учителя!
Любовь Владимировна, поздравляю, желаю дальнейших творческих идей и победы!
Поздравляю, Любовь Владимировна. Спасибо экспертам за то, что помогают знакомиться с лучшими работами из лучших. Особо впечатлила ваша презентация. Вот как бы её ещё себе скачать...
Спасибо большое,Ева Владимировна!С презентацией были трудности по её размещению на сайте,поэтому как её скачать - затрудняюсь ответить. Если хотите - напишите эл.адрес,я её вышлю.
Нажимайте на желтый значок в нижнем левом углу презентации, выходите на сервер Слайдбум и на нем скачивайте.
Примите и мою большую запоздалую 5-ку за данную публикацию, не для баллов, а для души! (Почему не скачивается презентация?) Поздравляю от души, Любовь Владимировна, с четырьмя "Лауреатами" - заслуженно!
Любовь Владимировна! От всего сердца поздравляю Вас со званием лауреата многократно! Большому кораблю - большое плавание! Оказывается забыла поставить Вам оценку, исправила недоразумение: пятерка Ваша!
Любовь Николаевна,мне немного неловко от такой похвалы,но в то же время - ОЧЕНЬ ПРИЯТНО!!!Спасибо большое!
Уважаемая Любовь Владимировна! Что такое пятерка. Это цифра, оценка. Разве можно по пятибальной системе оценить работу ПЕДАГОГА такого "масштаба", как Вы? Нет, думаю. Просто хочется сказать спасибо за то, что Вы есть, за то, что такие люди воспитывают и учат наших детей. Знаю , что многие в штыки воспринимали Ваши комментарии, что само по себе странно-это не конкурс льстецов.Но Ваши работы - вот показатель мастерства. Уважаемая Любовь Владимировна!Победы Вам и здоровья!