Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»
Номинация «Педагогический проект в начальной школе»
Актуальность проекта
Формирование у учащихся первичных представлений о правилах дорожного движения всё чаще становится одной из ведущих задач воспитания школьников. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста обосновывают актуальность решения этой воспитательной задачи.
В свою очередь, такие специфические качества психических процессов детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта), как узость восприятия, нарушения внимания, тугоподвижность, вязкость мышления и другие, диктуют необходимость организации дополнительных мероприятий, нацеленных на их знакомство с правилами дорожного движения.
Так, введение некого курса занятий, обращённых на формирование у младших школьников рассматриваемой категории азов дорожной грамотности, должно повлечь за собой повышение внимания на дороге детей, формирование умений и навыков действовать в сложившейся дорожной ситуации и, как следствие, снижение детского дорожного травматизма.
Цель и задачи проекта
Педагогический информационный проект «Я и дорога» нацелен на работу с детьми 1 – 4 классов С(к)ОУ VIIIвида. Такую глобальную цель, как содействовать снижению уровня детского дорожного травматизма через организацию ряда воспитательных мероприятий, можно раскрыть в решение задач проекта:
Этапы и условия реализации проекта
Предложенный курс занятий рассчитан на 4 года обучения (1 – 4 классы) в количестве 1 занятие в 2 недели, т.е. 18 занятий в год.
В 1 классе у детей должно быть сформировано представление об участниках дорожного движения: пешеход, пассажир, водитель. Во 2 классе дети подробно ознакомятся с обязанностями и правами участников дорожного движения. По мере формирования мыслительных операций детей рассматриваемой категории, в 3 классе учащиеся приступят к классификации, анализу и оценке дорожных ситуаций и действий пассажиров, пешеходов и водителей. Курс 4 класса имеет уже теоретическую направленность. Здесь дети ознакомятся с дорожными знаками.
Основным принципом при организации предложенных занятий должен стать принцип концентричности. Исходя из специфики формирования психических процессов учащихся С(к)ОУ VIIIвида, каждый год отдаётся достаточное количество времени на повторение рассматриваемых ранее вопросов, однако расширяя проблему, углубляя её понимание на всё более сложном уровне.
Кроме того, обязательно следует учитывать принцип доступности. При подаче, в большей степени, теоретического материала, ориентированного на осознанное восприятие, следует применять игровые методы и приёмы, использовать ИКТ.
Этапы реализации проекта могут быть представлены в виде тематического планирования с 1 по 4 классы. Пример Тематического планирования с указанием целей и задач каждого занятия представлен для 2 класса (см. Приложение 1).
В качестве контрольно-измерительных средств реализации проекта являются тесты, предлагаемые к выполнению школьникам. Далее приложены примеры тестов, вопросов к темам, кроссвордов для курса 2 класса (см. Приложение 2).
В целях развития творческих способностей учащихся начальных классов С(к)ОУ VIIIвида, повышения мотивации к изучению правил дорожного движения, опять же, обеспечения действия принципа доступности в обучение детей рассматриваемой категории, в рамках действия проекта «Я и дорога» организуются выставки поделок (Фото 1), конкурсы агитбригад, различные открытые внеклассные мероприятия.
Автор: Катаева Елена Викторовна, учитель начальных классов МБС(к)ОУ "С(к)О школа № 54 VIII вида" г.Перми, I квалификационная категория, пед. стаж 7 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Елена Викторовна, актуальность и практическая значимость Вашей работы очевидна, спасибо за представленные насыщенные материалы приложений, фото. Вполне возможно назвать Вашу работу проектом, хотя я больше склоняюсь к мнению о том, Вами представлен фрагмент программы дополнительно образования, от этого важность воспитания грамотного участника дорожного движения (с учетом образовательных особенностей и потребностей Ваши воспитанников) не становится меньше. Удачи Вам и новых интересных проектов!
Елена Викторовна, Вы представили хорошую программу дополнительного образования. Тема Вашей работы актуальна и практична. Фотоматериалы хорошего качества и полностью показывают Вашу работу. Молодцы.
Уважаемая Елена Викторовна! спасибо за участие в конкурсе! Тема Вашего проекта актуальна и жизненно необходима. Вы представили отличную программу дополнительного образования (для 2 класса пример), очень важные и нужные темы Вы рассмотрели. Однако, на мой взгляд, в Вашем проекте нет некоей новизны. Спасибо за замечательные и интересные тесты по правилам безопасного поведения на дороге, думаю, они пополнят методическую копилку педагогов начальной, да и старшей школы. удачи в конкурсе!
Елена Викторовна, спасибо за достойный материал в пед копилку. Тема проекта актуальна и востребована. Тесты обязательно пригодятся в работе с детьми.