В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения занятий в организациях дополнительного образования детей значительно усилился. И именно дополнительное образование имеет большие возможности для внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения, которые способствуют не только развитию познавательной деятельности обучающихся, но и формированию у ребят интереса к творчеству.
Подобные занятия полезны обучающимся. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к образовательной программе в целом.
Есть некоторые принципы нетрадиционного занятия:
В числе же основных факторов, пробуждающих ребенка к активности, можно назвать: познавательный интерес (ведущий фактор); творческий характер деятельности (мощный стимул к познанию); состязательность (стимулирующий фактор); игровой характер; эмоциональное воздействие.
Однако многие педагоги продолжают придерживаться структуры традиционного занятия при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Это объясняется тем, что практический навык построения традиционного занятия, выработавшийся у педагогов в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером.
Данная методическая разработка призвана помочь педагогам. Это пособие описывает организацию занятия-конкурса. Много информации по таким занятиям можно найти в интернете, например, на сайте https://obrazovanie.guru/. Данное занятие организовано по образцу областного конкурса по начальному техническому моделированию, который получил положительные отзывы в СМИ.
Нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, а также по характеру взаимоотношений педагог – обучающийся.
В данной разработке предлагается организовать занятие в форме конкурса с несколькими заданиями. Подобное занятие можно провести либо с одной группой объединения. Тогда каждый обучающийся будет выполнять все задания конкурса поочередно.
На выполнение одного задания у него будет уходить примерно по 15 минут. Либо можно проводить занятие-конкурс со всеми группами объединения. Тогда каждый обучающийся будет выполнять только одно задание. Естественно, сложность заданий должна подбираться соответственно.
Задания конкурса:
Задания конкурса оцениваются по следующим критериям:
Цель мероприятия – стимулирование интересов детей младшего возраста к углубленному изучению основ технического моделирования.
Задачи:
Оборудование: надписи для разбойников (нерешительность, неаккуратность), проектор, компьютер
Действующие лица: Капитан Врунгель, 2 разбойника (нерешительность, неаккуратность), ведущий.
Врунгель: Здравствуйте, друзья! У меня для вас сюрприз! Вам выпала честь стать участниками кругосветной регаты. В регате участвуют экипажи кораблей, прибывших к нам из разных уголков Волгоградской области. Победит тот экипаж, который достойно пройдет все испытания:
Нерешительность: А мы вам будем мешать!
Неаккуратность: Чтоб вам нескучно было!
Нерешительность: Я нерешительность!
Неаккуратность: А я неаккуратность! Возьмите нас к себе в экипаж.
Нерешительность: О! Я выбираю эту команду. Мне они понравились (присаживается рядом с командой в зале).
Врунгель: Нет уж! Я уверена, что никто из вас не возьмет с собой на испытания нерешительность и неаккуратность. Правда?
Разбойники уходят.
Врунгель: Первое испытание – конкурс визиток! Обратите внимание: продолжительность выступления не должна превышать трех минут! За превышение лимита времени снижаются очки. При судействе конкурса визитных карточек учитываются: динамичность, эмблема, смысловое содержание, художественное и музыкальное оформление.
Друзья, успехов вам и удачи!
Врунгель: На палубу приглашается экипаж…. Подготовиться экипажу…
Выступление детей.
Видео с конкурсными заданиями.
Врунгель: Молодцы, ребята! Желаем вам успехов и в других испытаниях. А сейчас я назову номера кабинетов, где будут проходить испытания. Итак:
Удачи вам! До встречи!
Видео с шапками.
Пояснение: На выполнение заданий у обучающихся уходит разное время. Освободившиеся проходят в зал, где с ними работает ведущий.
Показ мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» (примерно 30 мин).
Ведущий: Ну, ребята, вы хорошо потрудились на конкурсе. Сильно вам мешали нерешительность и неаккуратность? Вы не поддались на их провокации?
Дети: Нет!
Ведущий: Молодцы! Экипажам кораблей теперь надо отдохнуть. Поиграем в игру «Рыбка». Я буду одной рукой изображать волну, а другой – рыбку. Как только «рыбка» показывается из воды, вам необходимо её поймать хлопком. Ну-ка, давайте!
Игра «Рыбка».
Ведущий: Мы продолжаем кругосветное путешествие. Поиграем в игру «Бегемот». Капитан Врунгель сообщил, что это очень популярная игра в Африке. Давайте поиграем как африканские детишки! А наши нестрашные разбойники помогут нам. Повторяйте за ними.
Толстый, толстый бегемот /разбойники показывают руками живот/.Ведущий повторяет игру 3 раза.
Ведущий: Молодцы! Сейчас мы с вами подплываем к Бразилии. А вот самая популярная игра в Бразилии. Правила этой игры очень простые: нужно взять себя правой рукой за кончик носа, а левой за правое ухо, затем хлопнуть в ладоши и переменить руки так, чтобы теперь левая рука держалась за кончик носа, а правая ука за левое ухо. («Нерешительность» показывает).
Попробуем? Начали!
Ведущий повторяет игру 5 раз.
Ведущий: Сегодня мы с вами совершили кругосветное путешествие, мы много чего увидели. Внимание!
(Задает вопрос).
Ведущий: За решеткой у воротВсе: Видели, видели в зоопарке видели.
Ведущий: Вот слоненок тихий сонВсе: Видели, видели в зоопарке видели.
Ведущий: Черноглазая куница –(ответ не должен прозвучать, но если те, кто ошибается и говорит «Видели...»)
Кто сказал, куница – птица,Ведущий: Пони – маленькие кони
До чего забавны пони.
Видели, видели в зоопарке видели.
Ведущий: за полями за горами.Интересно, а можете ли вы пошуметь как море? Но шуметь нужно не просто так, а с такой силой, с какой дует ветер. Громкость моря должна соответствовать уровню поставленной мною руки — когда рука опущена до конца вниз, должно быть тихо, когда же в самом верху, наоборот, вы должны шуметь изо всех сил. Начали!
Погоняв волну шума вверх, вниз и подергав рукой туда-сюда, можно разделить зал на две части, каждая из которых будет регулироваться одной из рук ведущего. Затем поэкспериментировать с совместной громкостью, а потом «затушить» шум, успокоив зал.
Ведущий: А теперь сидите тихо и слушайте внимательно. Я вам расскажу историю про капитана Врунгеля, которую никто не знает!
Приплыл однажды корабль капитана Врунгеля на неизвестный остров. Кругом красота: золотой песок, пышные пальмы, голубое небо. А люди там ходят грустные и неприветливые. Такие они оказались злые, что хотели съесть капитана Врунгеля и его команду. Удивился капитан и решил разузнать, что у них не так. Разговорился с вождем. И оказалось, что на острове совсем не слышали музыку. Они никогда не видели музыкальных инструментов и не умеют танцевать. Поэтому им было очень грустно. Тогда капитан Врунгель сделал им дудочки и научил танцевать!
Ребята, а знакомы ли вы с музыкальными инструментами? Я сейчас проверю...
У какого инструмента
Есть струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это звонкий наш... (Рояль).
Он по виду брат баяну,
Где веселье там и он...
Я подсказывать не стану,
Всем знаком... (Аккордеон).
Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель,
Инструмент он очень хрупкий.
Называется...(Свирель).
Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен,
Наш веселый... (Барабан).
Движенья слабые смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Поет про вечер лунный.
Так ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь... (Скрипка).
Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка! Кто я отгадай-ка!
Озорная... (Балалайка).
Выходят бандиты.
Нерешительность: Я всеми силами старалась помешать ребятам, но у меня ничего не получилось.
Неаккуратность: Я тоже очень старалась. Но ребята оказались очень хорошими и умными.
Нерешительность: Здесь у нас ничего не получилось.
Неаккуратность: Ну и ладно, мы без работы не останемся. Давай тут просто отдохнем и потусуемся.
Нерешительность: Давай!
Танец с лентами.
Видео с шапками.
Врунгель: Наша регата завершилась. Внимание! Церемония награждения открыта!
Видео с кубком.
Зачитываются грамоты! Награждаются победители.
Врунгель: Церемония награждения закрыта. Мы поздравляем всех с благополучным завершением регаты. Все показали себя настоящими морскими волками. Я знаю, вас ждет великое будущее! Вперед, к дальнейшим победам, ребята. До свидания!
Работу представила Тарасова Ольга Анатольевна, педагог ГКОУ ДОД «Волгоградский центр детского технического творчества».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.