Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Многое в ребёнке можно рассмотреть через игру. Начальная школа открывает перед детьми огромные возможности, а главное учит учиться. На уроке как правило играть времени нет, а вот на внеурочке - это вполне возможно. Главное заинтересовать детей, вовлечь в какую-то деятельность, которая работала бы на результат. В результате дидактических игр рождаются совместные творческие проекты. Некоторые занятия проводятся вместе с родителями. Они также становятся участниками образовательного процесса. Если ребёнок вовлёк в игру родителей, то гармония в семье обеспечена. На занятиях по внеурочной деятельности дети много узнают полезного и интересного. Эти знания помогают им в жизни.
Программа по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.
Цель программы: Развивать творческие способности, мышление, память детей, расширять знания детей по всем предметам начальной школы, обогащать словарный запас, мотивировать на учение.
Особенность занятий – игровая форма проведения. Главный герой медвежонок Миша, с ним дети учатся, играя, и путешествуют на протяжении всего курса обучения.
Тематика занятий разработана с учётом предметных тем ко всем урокам начальной школы. Представлена программа с тематическим планированием. К каждой теме подбираются задания в соответствии с возрастом детей. Я реализую эту программу уже четвёртый год. Детям очень нравится, а я получаю настоящее удовольствие от работы. На занятиях развивается память, мышление, внимание. Обогащается словарный запас, раскрываются индивидуальные способности детей. Программу можно использовать и для детей с ОВЗ. Только задания и игры для них подбирать исходя из их возможностей.
Программа данного курса «Учимся, играя!» состоит из нескольких блоков:
Особенность занятий – игровая форма проведения. Главный герой медвежонок Миша, с ним дети учатся, играя, и путешествуют на протяжении всего курса обучения. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Что даёт игра школьнику:
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:
учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель и учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Дидактическая игра выступает средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Она включает в себя:
Система логоритмических занятий, помогает исправлять речевые нарушения школьников. Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствует возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторение изучаемого способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
Ритмические игры с музыкальными инструментами постепенно усложняются; в первых задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются также этические, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
Структура занятия может не всегда включать все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы над звуками можно варьировать в соответствии с характером нарушений речи у детей.
Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, использованы стихи современных поэтов и народный детский фольклор разных стран.
Рекомендуется проводить занятия 1 раз в неделю. На занятии должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Педагог должен создать детям условия для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам.
Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. С детьми, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, целесообразно позаниматься индивидуально. Овладение двигательными навыками, заучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Следует обязательно включать в занятия коммуникативные игры или танцы.
Поскольку большинство последних построены в основном на жестах и движениях, в житейском обиходе выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они дают положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в школе. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ОУ.
Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам-представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Программа курса рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Задания подбираются с учётом возрастных особенностей детей.
№ |
Кол-во часов |
Тема занятий |
сроки |
|
По плану |
По факту |
|||
1 |
1 |
Счёт предметов. Игра-путешествие «Найди отличия». Развитие зрительной памяти. |
|
|
2 |
1 |
Составление рассказа по серии картин. Развитие слуховой памяти |
|
|
3 |
1 |
Русское народное творчество. Чистоговорки, скороговорки. Обучение приёмам запоминания материала |
|
|
4 |
1 |
Развиваем творческие способности. Игра «Учись рисовать». |
|
|
5 |
1 |
Страна, в которой я живу. Исследование процессов запоминания. |
|
|
6 |
1 |
Математический турнир. Развитие логического мышления. |
|
|
7 |
1 |
Говорю красиво – интонирование. |
|
|
8 |
1 |
Приключение звуковичка. Развитие фонематического слуха. |
|
|
9 |
1 |
Игра «Лепка на картоне». Развитие мелкой моторики. |
|
|
10 |
1 |
Да здравствует вода! Оглянись вокруг. |
|
|
11 |
1 |
Решаем занимательные задачи. Развитие логического мышления. |
|
|
12 |
1 |
Строим правильно предложения. Работа над грамматическим строем. |
|
|
13 |
1 |
Развиваем творческие способности. Игра «Учись рисовать». Рисуем картину. |
|
|
14 |
1 |
Что мы знаем о профессиях? Игра «Кто нас окружает». |
|
|
15 |
1 |
Путешествие в страну Математику. |
|
|
16 |
1 |
Стихосложение. Игра «Найди рифму». |
|
|
17 |
1 |
Мы умеем танцевать. Игры-движения. Развитие чувства ритма. |
|
|
18 |
1 |
Оригами. Развитие мелкой моторики. |
|
|
19 |
1 |
Времена года. Игра «Что меня окружает». |
|
|
20 |
1 |
Геометрические фигуры. Развитие зрительной памяти, логического мышления. |
|
|
21 |
1 |
Читать не вредно, вредно не читать! Работа над техникой чтения. |
|
|
22 |
1 |
Подвижные игры. Развитие двигательных функций. |
|
|
23 |
1 |
Бумажная мозаика. Развитие мелкой моторики и творческого мышления. |
|
|
24 |
1 |
Домашние и дикие животные. |
|
|
25 |
1 |
Развиваем логику, память, мышление. Загадки, ребусы. Мнемотехника. |
|
|
26 |
1 |
Сказка о весёлом язычке. Артикуляционная гимнастика. |
|
|
27 |
1 |
Думаем, двигаемся, говорим. Игра «Летит по небу шар», «У дяди Абрама» |
|
|
28 |
1 |
Поздравительные открытки. Развитие эстетических чувств. |
|
|
29 |
1 |
Правила дорожного движения. Путешествие в страну «Светофорию». |
|
|
30 |
1 |
Как устроен человек. Игра «Познай себя». |
|
|
31 |
1 |
Математическое лото. Развитие логического мышления. |
|
|
32 |
1 |
Развиваем речь, мышление и память. Игра-конкурс. |
|
|
33 |
1 |
Правила этикета. |
|
|
34 |
1 |
Итоговое отчётное занятие «Мы учились, играя!» |
|
|
Всего 34 часа.
Рекомендуется на занятиях использовать рабочую тетрадь с развивающими заданиями Л.М.Козырева «Развитие речи и памяти», ООО «Издательство Астрель».
Список использованной литературы
1. ЮНЕСКО «Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех». Перевод с англ. языка: Светлана Котова. // Москва, РООИ «Перспектива»: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2007.
2. Культура общения – язык и этикет. // М: РООИ «Перспектива», 2000–2012.
3. Серия «Чтение и литература» издаётся с 1994 г автор – составитель О.В. Джежелей;
4. М. А. Шилякин Справочник по русской грамматике 1993 г.;
5. «Занимательная грамматика» М.Омега 2008 г.;
6. Н.А. Плёнкин Система работа связной речи учащихся М-Просвещение 2009 г.;
7. Е.И. Никитина Русская речь М-Просвещение 2003 г.;
8. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С. Соловейчик Развитие речи: теория и практика обучения. 2004 г ;
9. Л.Я.Успенская Слово о словах. 2006 г.;
10. М.С.Соловейчик Воспитания внимания к слову журнал Начальная школа № 10 1994 г.;
11. А.Э Симановский «Развитие творческого мышления детей» Ярославль 2009 г.;
12. Е.Н.Потапова Радость познания М. Просвещение 2010 г. ;
13. М.Г.Львов Школа творческого мышления М. Просвещение 2008 г.;
14. М.С. Жукова Обучение с увлечением 2007 год.
Автор: Почекаева Ирина Александровна, учитель-логопед МКОУ "Залининская СОШ" Октябрьского района Курской области. Стараюсь шагать в ногу со временем и очень люблю свою работу.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте, вы правильно поняли, что тематику можно использовать с 1-го по 4-й класс, но уровень заданий подбирается соответственно возрасту учеников. Героя обыгрываем очень просто - это может быть и ребёнок в роли Миши, а может и печатная картинка, или использую презентации с героем. Конечно же, программа курса, это записано в пояснительной записке. Спасибо за комментарий, буду учиться...
Уважаемая Ирина Александровна, авторские программы создаются по определённой структуре. В пояснительной записке я не увидела правильно изложенной концепции программы, задач, этапов, принципов, условий реализации программы, а также планируемых результатов, быть может, мониторинга эффективности реализации. Согласна с Олесей Викторовной, что при доработке может получится неплохая работа.
Здравствуйте Ирина Александровна! Конечно, подача материала в игровой деятельности всегда выигрышна, особенно, для дошкольников и младших школьников.Однако, соглашусь с вышесказанным, Вы только даете направление программы, а структуры программы на определенный период, по каждому возрасту Вы не прописали. А где же ожидаемые результаты? Хочется надеется, что Вы дополните материал и он получит достойную оценку! Удачи!
Ирина Александровна! Идея хороша, канва есть, для меня этого достаточно-5!
Авторской идеи не увидела, много не состыковок в тексте конспекта, практической значимости опыта не вижу.
Уважаемая, Ирина Александровна! Программа требует технической доработки, но радует Ваша увлеченность и желание развивать детей во внеурочной деятельности. Игра ведущий вид деятельности дошкольника, а младшему школьнику она тоже очень нужна, дети воспринимают Ваши "уроки" как игру, а следовательно и интерес, и мотивация у Ваших деток будет выше.
Желаю Вам сил и творческих успехов!