Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
Цель: способствовать формированию слушателей культуры школьников на основе приобщения к музыке.
Задачи:
1. Эмоционально, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания.
2. Развить творческие способности у учащихся.
3. Воспитание культуры слушателя, исполнителя; воспитание любви к музыке.
Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения.
Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся. Быстрое пополнение репертуара новыми произведениями повышает интерес учащихся к занятиям фортепиано, стимулирует их самостоятельную деятельность. Занятия в классе общего фортепиано помогают сформировать навык чтения нот с листа, умение быстро ориентироваться в музыкальном тексте.
Преподаватель должен убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано как условия профессионального роста музыканта. Учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствие дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания. Ученик должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения. В отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса, формальное выполнение требований. Четкая целевая установка обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям.
За свою историю методика преподавания общего фортепиано в детской музыкальной школе накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения игре на фортепиано. Однако в сегодняшней практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях общего фортепиано оказалась отодвинутой на второй план. Распространенным в настоящее время является мнение, что игра в ансамбле более легкий, по сравнению с сольным, вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле. Другая точка зрения: игра в ансамбле – во многом отличный от сольного вид музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков.
Главная цель игры в ансамбле – дать возможность детям сразу же ощутить свою сопричастность к исполнению музыки, творчеству. Это достигается ансамблевым музицированием совместно с педагогом, который берет на себя основную нагрузку, предоставляя ученику доступный для него минимум. С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия искусства. А если ученики будут играть музыку, которая у них на слуху, то она будет побуждать их как можно лучше выполнить свои первые музыкальные обязанности.
Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру.
Активизации творческого роста учащихся также способствует целенаправленный подбор репертуара. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию творческого воображения. В ансамбле младших классов развитие воображения прямо связано с характером наглядно-образного мышления. Ансамблист должен отчетливо воспринимать, наглядно представлять рисуемую в них ситуацию. Пьесы программного характера, жанровые зарисовки способствуют развитию воображения у маленьких музыкантов.
Важным фактором при подборе ансамбля является индивидуальность, характер юного музыканта, его совместимость с другими учащимися. Без учета этих особенностей невозможно создать полноценный ансамбль. Часто бывает, что, хорошо подготовленный ученик, обладающий большим репертуаром, любящий свой инструмент, на практике не может применить свои знания и навыки. Но благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством.
Участие в ансамбле прививает учащимся чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность.
Ансамблевый метод обучения дает возможность исправлять или корректировать слабые стороны ученика. Играя в ансамбле, дети раньше осваивают технику творческого общения, накапливают больший репертуар, имеют опыт концертной практики. Четкое начало и окончание произведения, выполнение динамического плана, поиски точного интонационного «произношения» нотного текста, владение техническими навыками – все это служит главному – раскрытию художественно-образного содержания музыки.
Совместное музицирование вдвоем, втроем, вчетвером в школе легко перетекает в прекрасный, полезный и радостный домашний досуг.
Ансамблевые формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития. Ребенок должен ощутить радость приобщения к искусству, почувствовать в уроках музыки возможность удовлетворения своих эстетических потребностей. Только в этом случае музыка станет для него источником радости и творчества.
Список литературы:
1. Гинзбург Г. Статьи – М: «Советский композитор», 1984.
2. Зеленин В. Работа в классе ансамбля – Минск, 1979.
3. Ключарева Т. Педагогическая практика – М: «Музыка», 1979.
4. Тимакин Е. Воспитание пианиста – М: «Советский композитор», 1989.
5. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано – М: «Просвещение», 1984.
Репетиторы по физике в Тюмени помогут устранить все трудности в усвоении программы обучения, проработают с вашим ребенком все темы, которые он изучал в школе, окажут помощь ученику в подготовке к олимпиаде, экзамену в школе, к вступительным экзаменам в ВУЗ.
Автор: Дрожжина Наталья Александровна, преподаватель общего фортепиано «Школы искусств №2», пед.стаж 6 лет, г. Караганда, Казахстан.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталья Александровна, спасибо за статью, с юности собираю нотную коллекцию ансамблевых переложений, в целях расширения репертуарных границ стоило бы поместить в приложение Ваше переложение для ансамбля или "редкое", но практически выверенное переложение известных авторов, было бы интересно услышать Ваших учеников, еще раз спасибо за опыт, удачи и благодарных воспитанников!
Очень не хочется обидеть Вас,Наталья Александровна,но - в чём инновационность этой статьи? Большая её часть - выдержки из других источников,что легко проверяется.Здесь не то что инновации,даже собственного опыта и собственных мыслей (кроме вывода)не представлено.А цель и задачи - для кого?Например,1 и 2 задача - это для детей(1) и для преподавателя (2)? В чём смысл этой статьи,для чего она? Извините...
Согласна с Любовью Владимировной, даже добавить нечего... Извините, Наталья Александровна.
Уважаемая Наталья Александровна. Спасибо за работу. Но к сожалению, действительно, ваша статья не дотягивает до уровня конкурса. Просто теория, никаких примеров из практики, общие фразы, нет приложений. Еще раз, спасибо за работу.
Конкурс "Моя педагогическая инициатива" направлен на то, чтобы вы смогли показать свой опыт, свои наработки. Но ваша работа эту главную идею не раскрыла. Очень жаль.
Уважаемая Наталья Александровна, спасибо за работу. В Вашем материале одни общие фразы, а хотелось бы узнать, как именно, Ваши воспитанники осваивают ансамблевые формы музицирования,, что было "до" и что получилось "после". К сожалению, этого в Вашей статье нет, но отрицательный результат, тоже, я очень надеюсь, принесет пользу и Вы с новыми силами и своими наработками примите повторное участие в конкурсе! Удачи Вам и творческих находок!
Уважаемая, Наталья Александровна! Спасибо Вам за Ваш труд! Иногда бывает педагог от Бога, а расписать свою деятельность не всегда может. Украсить бы сухую статью видеоотчетом совместной игры с учеником (видеозапись рук). Можно было расписать так: сделать таблицу: прием; описание приема; фото.
Я хочу пожелать Вам дальнейших творческих успехов и благодарных учеников!