Регистрация

«Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в ДШИ, ДМШ»

  • 24 ноября 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Цель: способствовать формированию слушателей культуры школьников на основе приобщения к музыке.

Задачи:

1. Эмоционально, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания.

2. Развить творческие способности у учащихся.

3. Воспитание культуры слушателя, исполнителя; воспитание любви к музыке.

Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения.

Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся. Быстрое пополнение репертуара новыми произведениями повышает интерес учащихся к занятиям фортепиано, стимулирует их самостоятельную деятельность. Занятия в классе общего фортепиано помогают сформировать навык чтения нот с листа, умение быстро ориентироваться в музыкальном тексте.

Преподаватель должен убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано как условия профессионального роста музыканта. Учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствие дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания. Ученик должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения. В отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса, формальное выполнение требований. Четкая целевая установка обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям.

За свою историю методика преподавания общего фортепиано в детской музыкальной школе накопила обширный арсенал методических   средств, приемов и методов обучения игре на фортепиано. Однако в сегодняшней практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях общего фортепиано оказалась отодвинутой на второй план. Распространенным в настоящее время является мнение, что игра в ансамбле более легкий, по сравнению с сольным, вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле. Другая точка зрения: игра в ансамбле – во многом отличный от сольного вид музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков.

Главная цель игры в ансамбле – дать возможность детям сразу же ощутить свою сопричастность к исполнению музыки, творчеству. Это достигается ансамблевым музицированием совместно с педагогом, который берет на себя основную нагрузку, предоставляя ученику доступный для него минимум. С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия искусства. А если ученики будут играть музыку, которая у них на слуху, то она будет побуждать их как можно лучше выполнить свои первые музыкальные обязанности.

Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру.

Активизации творческого роста учащихся также способствует целенаправленный подбор репертуара. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию творческого воображения. В ансамбле младших классов развитие воображения прямо связано с характером наглядно-образного мышления. Ансамблист должен отчетливо воспринимать, наглядно представлять рисуемую в них ситуацию. Пьесы программного характера, жанровые зарисовки способствуют развитию воображения у маленьких музыкантов.

Важным фактором при подборе ансамбля является индивидуальность, характер юного музыканта, его совместимость с другими учащимися. Без учета этих особенностей невозможно создать полноценный ансамбль. Часто бывает, что, хорошо подготовленный ученик, обладающий большим репертуаром, любящий свой инструмент, на практике не может применить свои знания и навыки. Но благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством.

Участие в ансамбле прививает учащимся чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность.

Ансамблевый метод обучения дает возможность исправлять или корректировать слабые стороны ученика. Играя в ансамбле, дети раньше осваивают технику творческого общения, накапливают больший репертуар, имеют опыт концертной практики. Четкое начало и окончание произведения, выполнение динамического плана, поиски точного интонационного «произношения» нотного текста, владение техническими навыками – все это служит главному – раскрытию художественно-образного содержания музыки.

Совместное музицирование вдвоем, втроем, вчетвером в  школе легко перетекает в прекрасный, полезный и радостный домашний досуг.

Ансамблевые формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития. Ребенок должен ощутить радость приобщения к искусству, почувствовать в уроках музыки возможность удовлетворения своих эстетических потребностей. Только в этом случае музыка станет для него источником радости и творчества.      

Список литературы:

1. Гинзбург Г. Статьи – М: «Советский композитор», 1984.

2. Зеленин В. Работа в классе ансамбля – Минск, 1979.

3. Ключарева Т. Педагогическая практика – М: «Музыка», 1979.

4. Тимакин Е. Воспитание пианиста – М: «Советский композитор», 1989.

5. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано – М: «Просвещение», 1984.

Репетиторы по физике в Тюмени помогут устранить все трудности в усвоении программы обучения, проработают с вашим ребенком все темы, которые он изучал в школе, окажут помощь ученику в подготовке к олимпиаде, экзамену в школе, к вступительным экзаменам в ВУЗ.

Автор: Дрожжина Наталья Александровна, преподаватель общего фортепиано «Школы искусств №2», пед.стаж 6 лет, г. Караганда, Казахстан.

3.9 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 27)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана Александровна 24.11.2014 в 15:37

Наталья Александровна, спасибо за статью, с юности собираю нотную коллекцию ансамблевых переложений, в целях расширения репертуарных границ стоило бы поместить в приложение Ваше переложение для ансамбля или "редкое", но практически выверенное переложение известных авторов, было бы интересно услышать Ваших учеников, еще раз спасибо за опыт, удачи и благодарных воспитанников!

Любовь Владимировна 24.11.2014 в 17:21

Очень не хочется обидеть Вас,Наталья Александровна,но - в чём инновационность этой статьи? Большая её часть - выдержки из других источников,что легко проверяется.Здесь не то что инновации,даже собственного опыта и собственных мыслей (кроме вывода)не представлено.А цель и задачи - для кого?Например,1 и 2 задача - это для детей(1) и для преподавателя (2)? В чём смысл этой статьи,для чего она? Извините...

Наталья Валентиновна 24.11.2014 в 22:33

Согласна с Любовью Владимировной, даже добавить нечего... Извините, Наталья Александровна.

Олеся Викторовна 25.11.2014 в 15:25

Уважаемая Наталья Александровна. Спасибо за работу. Но к сожалению, действительно, ваша статья не дотягивает до уровня конкурса. Просто теория, никаких примеров из практики, общие фразы, нет приложений. Еще раз, спасибо за работу.

Татьяна Николаевна 25.11.2014 в 17:46

Конкурс "Моя педагогическая инициатива" направлен на то, чтобы вы смогли показать свой опыт, свои наработки. Но ваша работа эту главную идею не раскрыла. Очень жаль.

Любовь Николаевна 25.11.2014 в 20:21

Уважаемая Наталья Александровна, спасибо за работу. В Вашем материале одни общие фразы, а хотелось бы узнать, как именно, Ваши воспитанники осваивают ансамблевые формы музицирования,, что было "до" и что получилось "после". К сожалению, этого в Вашей статье нет, но отрицательный результат, тоже, я очень надеюсь, принесет пользу и Вы с новыми силами и своими наработками примите повторное участие в конкурсе! Удачи Вам и творческих находок!

Марьяна Богдановна Муравлева 27.11.2014 в 20:05

Уважаемая, Наталья Александровна! Спасибо Вам за Ваш труд! Иногда бывает педагог от Бога, а расписать свою деятельность не всегда может. Украсить бы сухую статью видеоотчетом совместной игры с учеником (видеозапись рук). Можно было расписать так: сделать таблицу: прием; описание приема; фото.
Я хочу пожелать Вам дальнейших творческих успехов и благодарных учеников!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!