Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Номинация «Методическая копилка педагога дополнительного образования»
Наше здоровье и здоровье наших детей – это самое драгоценное, что только может быть. Наша жизнь и наше здоровье – это состояние, которого можно добиваться различными путями и чем больше действий в этом направление сделано, тем более эффективен результат.
Ухудшающееся состояние окружающей среды, неблагополучная экология города и пригорода не благоприятно влияют на здоровье детей и взрослых. Город Нижний Тагил только недавно был вычеркнут из списка экологически неблагополучных городов нашей страны и состояние окружающей среды, соблюдение ПДН, количества и качества нашей воды и воздуха, почвы – оставляет желать лучшего.
В городе каждый год рождается все большее числи детей, но уровень смертности продолжает повышаться и перекрывает число родившихся. И умирают не только пожилые люди. В г. Нижнем Тагиле каждый 2-й ребенок болен заболеваниями дыхательных путей, такой диагноз как – астма – привычен для всех. Именно поэтому городская администрация и общественность города проводят различные мероприятия и разрабатывают программы по улучшению состояния экологической среды.
Комплексная программа «Радуга чудес» предназначена для расширения образовательных услуг, оказываемых учащимся образовательных учреждений города Нижнего Тагила, в сфере пограничных с биологией и экологией театральных, организаторских, художественно - эстетических аспектов деятельности, а также для привлечения дополнительного контингента учащихся младшего и среднего школьного возраста, их дополнительного эколого-биологического образования и воспитания.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 лет до 16.
Программа «Радуга чудес» позволяет развивать в детях необходимые для личности качества и свойства характера: устойчивость мнения, способность к самоанализу, ответственности, способность к самоподаче и самопредставлению, коллективизм, умение работать в группе, лидерские качества. Кроме того, в данную программу включены знания этики и этикета, культурологи, театрального и ораторского искусства, психологию восприятия. Дети, учатся не только актерскому мастерству передачи текста и игре на сцене, но и самостоятельно организовывать пространство, группу для работы, пишут стихи, песни, рассказы, составляют сценарии. И все это происходит по средствам разлития в детях любви к окружающей природной среде. Так как все темы программы раскрываются через экологию и основы биологии.
Прохождение полного цикла программы рассчитано на 2 года. Формирование групп проводится из состава всех желающих детей, учащихся 1-6 классов образовательных учреждений города и подготовительных группы детских садов. На изучение всего курса в год отведено 102 учебных часа, (соответственно, всего – 204 часа, из которых теоретическая часть будет составлять – 64 часа, практическая часть – 140 часов).
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Учитывая большую подвижность дошкольников и младших школьников, неустойчивость внимания, на занятиях используются различные виды деятельности; групповые игры и индивидуальные игры; изготовление из твердых бытовых отходов и другого материала одежды и поделок, декораций, написание стихов, рассказов и сказок, сценариев и т.д.
Основное содержание программы позволяет организовать учебно-воспитательную деятельность на системной основе, обеспечивающую усвоение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для формирования представления об биологической и экологической работе, и их значении в жизни каждого конкретного человека и всего нашего общества; для практического использования в течение жизни и умения передавать полученные знания другим. Так, воспитанники детского объединения «Радуга чудес» реализуют полученные ими знания и навыки в конкурсах, акциях и программах по экологии и юннатскому направлению на уровне ГорСЮН, городских эколого-биологических мероприятий и областном уровне.
Художественное творчество, применение учебно-исследовательских педагогических технологий, а именно: разработка творческих, экологических и культурно-досуговых проектов, обработка итогов работы, разработка методических сопровождений и разработок, разработка наглядных материалов и др.
Когда ребенок проигрывает множество ролей различного плана, так или иначе связанных с экологией, природой, он начинает сопереживать персонажам, понимать разыгрываемые сюжеты, что способствует формированию чувства сопричастности ко всему происходящему на Земле, что помогает ребенку понять окружающую его жизнь, и оценить проблемы и возможность, помогает не быть равнодушным к происходящему.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что объединяя в себе идеи высказанные в образовательных разработках различных педагогов, данная образовательная программа становится наиболее адаптированной к настоящим условиям воспитания детей МОУ ДОД «Городской станции юных натуралистов».
Таким образом, данная образовательная программа вобрала в себя лучшие достижения в области современного экологического и творческого воспитания детей, что, несомненно, послужит улучшению эффективности обучения детей и деятельности направленной на их развитие.
Программа «Радуга чудес» является составительской. Составлена на основании: «Кружек юных натуралистов» программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы. – М.: Просвещение, 1983. Программа по театральному искусству «Радуга чудес», автором которой является Токмакова Л.А., педагог школы «Искусство жизни» г. Красноярск. 1995 г.
Содержание данной образовательной программы направлено на:
Цель программы – обеспечение педагогического сопровождения детей в процессе получения знаний эколого-биологической направленности, формирование экологической культуры и навыков здорового образа жизни средствами программы «Радуга чудес».
Задачи программы:
1. Формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам природопользования.
2. Формирование основ экологической культуры и навыков здорового образа жизни.
3. Обучение театральному и организаторскому мастерству на уровне, соответствующему возрасту учащихся.
4. Развитие навыков и способностей детей: общения; конструктивного и образного мышления; коммуникативных качеств.
5. Развитие творческого потенциала учащихся как в собственно сценической деятельности, так и в осваивании смежных специальностей: художника, актёра, режиссёра, и т.д.
6. Создание условий для раскрытия личностного потенциала ребенка, его успешной социализации и становления «Я - Концепции».
Формы и режим занятий:
Режим занятий следующий:
Во время занятий идет постоянная смена деятельности. Обязательно проводиться «физкультминутка».
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты подготовки по программе соответствуют основным составляющим образованности учащегося:
1. Предметно-функциональные составляющие:
a) основные понятия и термины по изученным темам;
b) содержание основных форм и методов проведения массовых, эколого-биологических мероприятий;
c) не только знать, но и уметь использовать средства восприятия на зрителя (личностные, технологические, эмоциональные и др.);
d) понимать и принимать основные особенности работы Станции Юных Натуралистов в области экологии, пропагандировать полученные знания и информацию.
2. Деятельностно-коммуникативные составляющие:
a) умение выделить смысл и содержание работы, игры, литературного произведения, того или иного мероприятия, участником которого они являются т.п.;
b) оценивать свою деятельность и деятельность других людей по отношению тем или иным вещам, человеческим ценностям, к природе и окружающей нас среде;
c) умение работать в коллективе (общие работы на сцене), понимать и дополнять друг друга.
3. Ценностно-ориентированные составляющие:
a) Выражение своего отношения к природе творческими средствами: поэзия и актерское (сценическое) мастерство, ораторское искусство, культура речи.
b) Отображение ценностной ориентации на экологическое благополучие города и страны, на эстетическую и коммуникативную ценность культуры и искусства по средствам массовых мероприятий (через организацию, проведение и непосредственное участие) эколого-биологической направленности в условиях СЮН.
c) Создание коллективных работ: инсценировки, спектакли, участие в массовых мероприятиях эколого-биологической направленности.
d) Ответственное, активное, бережное отношение к природе, пропаганда экологической культуры и здорового образа жизни.
Автор: Казакова Любовь Сергеевна, педагог МАУ ДО Городская станция юных натуралистов, г. Нижний Тагил, Свердловская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.