Здоровье детского населения Пермской края хуже, чем в среднем по Российской Федерации. По данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков (2002 год), в нашем регионе имеющих нормальное физическое развитие гораздо меньше, чем в целом по России, большой процент детей, нуждается в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий. Одним из факторов, непосредственно влияющих на состояние здоровья учащихся в возрасте 10-18 лет, являются условия образовательного процесса. Большие учебные нагрузки приводят к гиподинамии, требуют от учащихся больше сил и энергии для достижения положительного результата. Поэтому большую значимость приобретает пропаганда и формирование здорового образа жизни.
Программа «Фитнес и здоровье» составлена в соответствии с законами Российской Федерации: «Об образовании» (2003); «О физической культуре и спорте в Российской Федерации (1999); «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002); Типовым положением о дополнительном образовании детей; нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. При разработке настоящей программы использованы методические рекомендации для работы с физкультурно-оздоровительными группами (Кемерово, 1984).
Программа «Фитнес и здоровье» предназначена для детей 10 – 18 лет с различным уровнем физической подготовки. Срок реализации программы 2 года (144 часа в год, при недельной нагрузке 4 часа для детей 10-13 лет; 4,5 часа для подростков 14-18 лет).
Создание программы обусловили – отсутствие во многих образовательных школах необходимого спортивного оборудования и инвентаря, нормальных условий для организации и проведения дополнительных занятий физическими упражнениями детей и подростков, большие учебные нагрузки, гиподинамия, рост заболеваемости, повышенный ритм жизни, негативное влияние окружающей среды. .Для занятий спортом можно купить велосипед в интернет магазине
Детям 10 – 13 лет необходимо двигаться, поэтому на занятиях особое внимание уделяется нагрузкам, рациональному питанию, развитию двигательных способностей. Этот период благоприятен для развития: быстроты, силы, прыгучести, координации движения, осанки.
Подросткам 14-18 лет увеличивается нагрузка и продолжительность занятий, особое внимание уделяется формированию фигуры, мышц, укреплению нервной системы, формированию характера. Подростков ориентируют на результаты их деятельности. Этот период благоприятен для развития: выносливости, статической силы, формирования фигуры и мышц.
Цель программы: пропаганда здорового образа жизни,обучение приемам сохранения и укрепления здоровья физического и морального, воспитание потребности жить в гармонии тела и духа, сохранение хорошего настроения и ощущение радости жизни.; формирование мотивации к подержанию хорошей физической формы.
Задачи:
1. Ориентирование детей и подростков на занятия спортом и на здоровый образ жизни.
2. Ознакомление с приемами закаливания и тренировки организма, способами поддержания здоровья.
3. Развитие выносливости, способности распределять силы в творческом процессе (физическом, умственном), точно определять, когда следует напрячь силы, а когда отдохнуть, сэкономить энергию, укрепить веру в себя.
4. Совершенствование физического развития детей и подростков через занятия фитнесом, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
5. Формирование гармонично развитой личности ребенка (через развитие способностей, формирование характера, воли, через воспитание эмоциональной сферы, формирование положительных мотиваций).
6. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений.
Направленность программы – физкультурно – оздоровительная.
По направлению деятельности программа является:
Новизна и актуальность данной программы:
Программа предусматривает следующие формы организации занятий: групповые (учебно-тренировачное), индивидуальные (подготовка к показательным выступлениям, отработка индивидуальных фитнес-программ).
Формы проведения занятий: мастер-класс, лекция, учебно-тренировочное занятие, творческая мастерская, практическое занятие, тестирование, зачет.
Образовательная программа «Фитнес и здоровье» включает в себя теоретические, практические, а так же смешанные (теория и практика) занятия.
Структура занятий: знакомство с темой, целью и задачами. Изложение содержания основной части занятия. Закрепление изученного материала: выполнение теста, а также устные ответы на вопросы педагога. Определение домашнего задания. Выполнение практических рекомендаций педагога во время занятий, дает возможность улучшить личные показатели и почувствовать удовлетворение от достигнутых результатов.
При приеме в секцию «Фитнес и здоровье» обязательным условием допуска к занятиям, является справка о состоянии здоровья от участкового терапевта. На занятиях должна соблюдается техника безопасности. Для организации мониторинга образовательного процесса используется «Система диагностики, обеспечивающая коррекцию и оценку эффективности образовательной программы». Программа предусматривает осуществление самонаблюдения за физическим состоянием в течение учебного года: использование дневника самоконтроля, индивидуальных карточек.
Ожидаемые результаты по выполнению программы:
1. Улучшение показателей двигательных способностей (техника движений, пластика, координация) и физических качеств (выносливость, сила, гибкость) воспитанников.
2. Применение полученных знаний и умений на практике, умения организовать занятие, ставить перед собой задачи и искать пути решения.
3. Удовлетворение познавательных потребностей детей в области здоровья и фитнеса.
В содержании программы «Фитнес и здоровье» к каждому разделу подобраны необходимые термины, понятия, определения для изучения материала. А также прописаны знания и умения полученные детьми в ходе изучения раздела.
Формы подведения итогов реализации программы:
Обязательно предусмотрен:
Программа апробирована в учреждениях дополнительного образования в 2004 – 2005, 2005 - 2006 учебных годах. Результаты приведены в таблица №1, таблица №2, таблица №3. Анализ результатов апробации, представлен в программе.
Программа «Фитнес и здоровье» может быть использована в других учреждениях дополнительного образования для организации кружковой работы, работы оздоровительных групп, секций ОФП с оздоровительной направленностью, а также в общеобразовательных школах в виде вариативной части предмета «Физическая культура», во внеклассной работе.
Возрастная группа 14-15 лет (1 год обучения).В ходе работы по программе в 2004-2005 учебном году получены следующие результаты (в %) в группе:
Вывод: За первый год обучения по программе «Фитнес и здоровье» подростки физически окрепли. Увеличилась статическая сила и выносливость. Почти у всех обучающихся фигура стала стройной и подтянутой, появился рельеф мышц. Подростки меньше болели, реже обращались к врачам.
На основе выводов осуществлена следующая корректировка:
1. В учебно-тренировочные занятия вести упражнения кардиоупражнения.
2. Подготовить и вести индивидуальные комплексы с применением отягощения 3-5 кг.
3. Вести элементы хореографии в комплексы упражнений.
4. Чаще использовать расслабляющие упражнения.
Возрастная группа 10-14 лет (1год обучения). В ходе работы по программе 2005-2006 учебный год получены следующие результаты (в %):
Вывод: За первый год обучения по программе «Фитнес и здоровье» дети физически окрепли. Развилась двигательные способности.Увеличилась статическая сила, координация движения, осанка.
Почти у всех обучающихся фигура стала стройной и подтянутой, появился рельеф мышц. Дети меньше болели, реже обращались к врачам.
На основе выводов осуществлена следующая корректировка:
Возрастная группа 14-18 лет (2 год обучения). В ходе работы по программе 2005-2006 учебный год получены следующие результаты (в %):
Вывод: За второй год обучения по программе «Фитнес и здоровье» подростки стали более выносливые и сильные. У всех изменился рельеф мышц, фигура стала стройной и подтянутой, увеличилась мышечная масса. Подростки физически окрепли. Научились владеть своим телом. Программа выполнена, все обучающие полностью освоили программу. Отсев учащихся – 0,5 %.
Литература
1. Бэчли Т., Гроувз Б. «Идем в фитнес-клуб»// Дневник самонаблюдения / Упражнения на тренажерах. - Москва. - 2003. – С. 15-25.
2. Бурбо Л. «Фитбол за 10 минут»// Упражнения на каждый день/ Кардиоупражнения. - Ростов–на-Дону. - 2005. - С. 18-25.
3. Веселов А. «Построй свое тело!»// Белковые диеты – Москва. - 2004. - С. 34 - 38.
4. Киржнер А., Киржнер Д. «Потомки Геракла»// Упражнения для верхнего пояса (плечи, руки, грудь) – Пермь. - 1991. - С. 115 -118.
5. Ким Н.«Фитнес и аэробика» // Система занятий фитнесом - Москва. - 2005. - С. 12 -18.
6. Ким Н. «Фитнес для всех типов фигур» // Классификация типов фигуры / Упражнения с отягощениями – Москва. - 2005. – С. 20 - 28.
7. Ким Н. «Фитнес против целлюлита» // Упражнения против целлюлита –Москва. - 2005. – С. 10 - 20.
8. Хван Ю. «Целительные упражнения системы Норбекова. Практический курс». - С-Петербург. - 2002.
8. Энциклопедический словарь биолога. – Москва. - 1986. – С. 10 - 50
9. Энциклопедия современного бодибилдинга. – Екатеринбург. - 2001. – С. 3 - 300
Автор: Лузина Марина Робертовна, инструктор-методист Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, Центр детского творчества и развития детей и юношества №1, г. Соликамск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.