Конспект профориентационного мероприятия «Город, где рождается металл!» в рамках классного часа для учащихся 4 класса.
Тема: Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!
Форма занятия: классный час.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Цель занятия: формирование познавательной активности учащихся через знакомство с профессиями Компании «Норильский никель».
Задачи занятия:
Используемое оборудование: комплект мультимедийного оборудования.
Необходимая наглядность, дидактический материал: Презентация MicrosoftPowerPoint, кроссворд «Основные профессии Компании».
I. Организационный момент
Звучит песня «Надежда».
Учитель: Ребята, наше занятие началось с замечательной песни «Надежда», написанной А.Пахмутовой. Наверняка вы обратили внимание на иллюстративный ряд, сопровождающий эту песню. Что вы увидели на этих фотографиях? (Ответы учащихся).
(Появляется слово «Норильск»).
Учитель: А теперь обратите внимание на высказывание, написанное на доске.
(Запись на доске: «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!» Пулат Мумин»).
Учитель: Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Ответы учащихся). Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (Учащиеся высказывают свои предположения).
Мечтаете учиться в Китае? На сайте china campus network можно узнать, как подать заявку в университет вашей мечты в Китае. Это можно сделать через бесплатный персонализированный сервис. С его помощью тысячи студентов ежегодно получают образование в Китае по 74 специальностям для бакалавриата и магистратуры.
II. Вводная часть (актуализация знаний)
Волонтер 1: В 2013 году нашему городу исполняется 60 лет. Наш родной Норильск – город уникальный. И уникален он не только своим географическим положением и климатическими условиями, но и людьми, проживающими и работающими за Полярным кругом. Здесь живут люди сильные духом, ответственные и целеустремлённые.
Волонтер 2: Вот уже 78 лет на территории Норильского района функционирует мировой лидер по производству цветных металлов Горно-металлургическая компания «Норильский никель». Сегодня ГМК «Норильский Никель» - крупнейший в мире производитель металлов. На его долю приходится 90% всего производимого в стране никеля, более 50% меди, 95% металлов платиновой группы. В Компании трудятся настоящие профессионалы – мастера своего дела.
Учитель: Ребята, как по-вашему, а кого мы можем назвать «профессионалом», «мастером»? (Ответы учащихся). Верно, профессионал – это человек, хорошо знающий своё дело и достигший высокого уровня в профессиональном труде. Такого человека ещё называют «квалифицированный работник». Судя по вашим творческим работам, многих из ваших родителей также можно назвать профессионалами.
(На доске представлена выставка творческих работ «Профессии моих родителей», проведённая ранее).
Вы уже имеете определённые знания об основных профессиях Компании «Норильский Никель». Назовите, пожалуйста, эти профессии. (Ответы учащихся).
Замечательно. А сегодня на занятии вы познакомитесь с одной не менее важной профессией, специалисты которой обеспечивают не только более благоприятные условия труда на комбинате, но и комфортное проживание горожан. Но для того, чтобы узнать, что это за профессия, вам необходимо разгадать загадки и заполнить кроссворд.
III. Основная часть (постановка проблемы)
(На доске представлен кроссворд «Основные профессии Компании»).
Волонтер 1:
Камешки лежат в коробке,
Каждый мне давно знаком.
Папа шел по горной тропке,
Отбивал их молотком.
И в коллекции хранит
Мрамор, уголь и гранит. (Геолог)
Волонтер 2:
Эта профессия славная.
И может быть, самая-самая главная:
Чтобы расплавить никель и медь,
Нужно терпенье и опыт иметь. (Металлург, плавильщик).
Волонтер 1:
Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. (Водитель).
Волонтер 2:
Он отбойным молотком,
Как огромным долотом,
Уголь крошит под землёй.
Отвечайте, кто такой? (Проходчик).
Волонтер 1:
Иглою огненной портной
Шьёт кораблю
Костюм стальной. (Электросварщик).
Волонтер 2:
Я грузы кранами вожу,
В высокой будке я сижу.
Я не привык ходить пешком,
Меня зовут крановщиком. (Крановщик).
(По вертикали в цветных клетках появляется слово «эколог»).
Учитель: Итак, сегодня мы познакомимся с профессией «эколог». Может, кто-то из вас знает, что это за специалисты и чем они занимаются? (Ответы учащихся).
Волонтер 1: Слово «экология» пришло к нам из древне-греческого языка.. «Эко» – это жилище, дом; «логос» – наука. То есть экология – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.
Волонтер 2: Эколог – это специалист, который наблюдает за окружающей средой. Изучает загрязнение природы, её ресурсов. Находит причины загрязнения и старается их устранить, разрабатывая методы по очистке окружающей среды.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, есть люди такой профессии в нашем городе? (Учащиеся высказывают свои предположения).
На улицах города вы, наверняка, неоднократно видели, проезжающие мимо вас микроавтобусы с эмблемой «Норильского Никеля» и надписями? Как вы думаете, с какой целью такие машины ездят по нашему городу? (Учащиеся высказывают предположения о том, что эти машины что-то исследуют, наблюдают).
Волонтер 1: Такие специализированные микроавтобусы введены в эксплуатацию с 2005 года. Внутри такой машины создана целая передвижная лаборатория, работники которой берут пробы воздуха и везут более подробно изучать степень их загрязнения в Центр экологического контроля. Там специалисты службы определяют влияние производства «Норильского Никеля» на окружающую среду города.
Волонтер 2: Всю полученную информацию работники службы передают в Контрольно-аналитическое управление «Норильского Никеля». Далее о состоянии загрязнения воздуха, либо о возможном его загрязнении Управление информирует всех жителей города. Мы с вами можем узнать данную информацию по телевидению или, набрав на домашнем телефоне номер 007.
Учитель: Ребята, а как вы считаете, кроме изучения уровня загрязнения воздуха, чем ещё занимаются специалисты Контрольно-аналитического управления Компании «Норильский Никель»?
(Учащиеся высказывают свои предположения. Однако, данный вопрос может вызвать у детей некоторые затруднения).
Я вижу, что вам непросто было найти ответ на поставленный вопрос. И для того, чтобы узнать более подробную информацию о работе Контрольно-аналитического управления, к нам в гости сегодня пришла мама нашей ученицы, являющаяся специалистом этой столь важной Службы.
IV. Выступление родителя – специалиста КАУ (поиск решения проблемы)
Здравствуйте, ребята. (Представление родителя). Очень приятно осознавать то, что вы говорите в школе об экологии, интересуетесь состоянием окружающей среды и говорите о профессии, помогающей стать нашему миру чище и комфортнее для проживания всех живых существ.
Сегодня я хочу вам более подробно рассказать о работе специалистов нашего Управления и о том, чем они занимаются.
Как любой коллектив, наша организация имеет свою историю возникновения. Контрольно-аналитическое управление является одним из самых старших подразделений ОАО ГМК «Норильский никель». Создано оно было в 1935 году.
Первоначально КАУ состояло из Центральной химической лаборатории и лабораторий, находящихся на заводах. Основной задачей лабораторий тех лет являлось определение содержания цветных и драгоценных металлов в продуктах комбината, то есть в руде, добываемой на рудниках. Профессия специалистов, определяющих содержание металлов в руде, называется «лаборант химического анализа».
Шли годы, комбинат развивался, оборудование становилось более современным и мощным, а следовательно, усилились и вредные выбросы в атмосферу. Перед руководством тогда ещё Норильского горно-металлургического комбината правительство поставило сложнейшую задачу о создании Службы по контролю за выбросами в атмосферу. Эта задача казалась практически невыполнимой, так как тогда ещё не производилось в нашей стране специальное оборудование и в профессиональных учебных заведениях не подготавливали специалистов по экологическому профилю.
В 1975 году руководство НГМК пришло к решению о создании новых лабораторий для реализации нового комплекса задач. Были созданы новые лаборатории: по контролю за сбросами и состоянием сточных вод и загрязнением почв; по контролю за производственными вредностями; по контролю за состоянием загрязнения воздушного бассейна и атмосферы производственных помещений.
В 90-е годы прошлого столетия на уровне Правительства РФ начинает функционировать Служба экологического надзора и «Норильский никель» начинает выплачивать огромные штрафы за загрязнение окружающей среды. Перед новым руководством Комбината встаёт задача о приобретении современного оборудования для фильтрации выбросов серы и других побочных продуктов, а также о целевой подготовке специалистов-экологов для работы на Комбинате.
С 2005 года активно функционируют передвижные экологические лаборатории, работу которых обеспечивают экологи – специалисты призванные следить за чистотой окружающей среды. Я представила вам основную информацию о работе наших специалистов, о значимости профессии «эколог» в современной жизни, и если у вас есть вопросы ко мне, то я с удовольствием на них отвечу.
(Вопросы учащихся).
V. Заключительная часть
Волонтер 1: Вы наверняка знаете, что очень много лет люди относились к природе небрежно, неуважительно. И теперь наша планета задыхается от вредных выбросов, по её жилам (по рекам) течёт грязная вода, почва пропитана вредными веществами. В конечном итоге всё это приводит к гибели огромных популяций животных и исчезновению большого количества растений. Что, в свою очередь, может привести и к гибели всего человечества.
Волонтер 2: Сегодня кто-то из вас, возможно, впервые узнал о существовании профессии «эколог». Но думаем, что мы смогли показать вам, что люди данной профессии не менее важны в системе работы Компании, чем представители основных специальностей. На сегодняшний день профессия «эколог» является одной из самых перспективных. Её часто называют «профессией будущего». Так как основной задачей людей этой специальности является спасение природы от губительного воздействия человеческой жизнедеятельности.
Волонтер 1: Сегодня, когда мы ещё являемся школьниками, в наших силах проявлять осознанное поведение в природе и понимать, насколько важно относиться к окружающей среде бережно и уважительно.
Волонтер 2: А в будущем, возможно, кто-то из нас сделает свой профессиональный выбор в пользу этой замечательной, гуманной и столь необходимой профессии.
V. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель: Ребята, с какой новой профессией вы сегодня познакомились? Чем занимаются специалисты данной профессии? Как вы считаете, востребованы ли экологи в нашем городе? Почему?
На этом наше занятие завершается. Спасибо всем за работу.
(Занятие заканчивается музыкальным сопровождением – песня «Город за полярным кругом» - на фоне иллюстративного ряда).
Автор: Ткачева Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов Гасько Алёна Петровна, педагог-психолог
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.