Культурологическое образование детей – важная задача формирования личностной культуры. Оно выполняет важнейшую функцию подготовки эстетически воспитанного, интеллектуально богатого, художественно развитого, творчески одаренного, сердечно одухотворенного ребенка.
Освоение детьми составляющих культуры происходит в контексте культурологического образования в детском объединении «Шелковый путь».
Цель культурологического образования детей состоит в том, чтобы увлечь ребенка изучаемой предметной областью, сформировать устойчивый интерес и потребность в познании себя в пространстве и времени культуры, человека как творца и творения культуры, ценности многообразных форм культуры. И здесь необходима педагогическая поддержка.
Педагогическая поддержка как инновационная проблема и как альтернативная категория педагогики требует иного способа проектирования действий педагога.Предмет педагогической поддержки – культивирование самоценности, интересов, собственных целей, осознание личного достоинства, препятствий на пути к целям, поиск путей их преодоление.
В результате изученного материала я определила для себя следующее видение образовательного процесса. Ключевой компетенцией стала педагогическая поддержка. Принято считать, что инновационным должно быть что-то новое, но в моем понимании «инноватика» – это то, что должно способствовать освоению этого нового, а именно, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах.
Цель педагогической поддержки – повысить качественный уровень образовательно-воспитательного процесса. Есть хорошая поговорка «новое – это хорошо забытое старое», и для меня, она стала толчком для творчества.
Как для многих творческих, «неспокойных» педагогов, для меня основной задачей стало переработать, усовершенствовать или изменить и адаптировать устаревшие или позабытые виды деятельности. Преподнести ребятам эту информацию так, чтобы было интересно и им и мне, чтобы любая предложенная работа дала толчок для маленького исследования и открытий.
В наше время возникает острая необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Дети, которые занимаются в детском объединении, имеют разный уровень знаний и умений, разную самооценку, разное мироощущение. Но это не важно. Важно то, что дети приходят с горящими глазами, и, найдя дело по душе, верят в свои возможности.
Первые шаги в новый рукотворный мир, мир народного творчества проходят через текстильное творчество. И это конечно кукла. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Моей инновацией в этом виде деятельности стала кукла Тильда. Они не оставляют никого равнодушными – смешные и чем-то даже нелепые, домашние и необычные, – они покоряют с первого взгляда.
Осваивая технику изготовления кукол, мы с ребятами придумали новый русский колорит для этой куклы, воспитанники наделяют румяных тильдиков щедрой русской душой и особой притягательностью. Эти очаровательные фигурки становятся элементами интерьера, часто выступают в роли подарков родственникам и друзьям, а иногда становятся настоящими хранителями домашнего очага.
Милые, душевные, каждая со своей историей – это уже член семьи, который, после «рождения» уже навсегда становится любимцем всех домочадцев. А признание в семье это самое главное к чему стремится ребенок.
Вещь, прошедшая через руки ребенка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Ведь вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Следующий этап работы с текстилем – это цветоделие. Через знакомство и приобщение детей к искусству изготовления искусственных цветов из текстиля оказывается влияние на формирование художественного вкуса и открывается простор для последующего совершенствования творческих способностей обучающихся.
Инновация состоит в том, что изготовление цветов не существует само по себе. Цветоделие – это составная часть огромной работы, например, над творческим проектом «Ожившие картины».
Суть этого проекта состоит в том, что дети подбирают репродукцию знаменитых художников с изображением цветов (натюрморты, пейзажи и т.п.). Проанализировав репродукцию составляют карту используемых инструментов и материалов, цветовую раскладку.
Такая работа предусматривает большую аналитическую работу на протяжении всего творческого процесса, но результат того стоит. Восхищенные взгляды, одобрительные слова и, конечно же, грамоты победителей в конкурсах!
Общее увлечение сплачивает детей разного возраста. Ребята становятся более самостоятельные, деятельные, осознающие свою самоценность. А в этом и есть главная ценность воспитания – реализовавший себя человек!
Кому-то эти инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для меня это очень прогрессивный шаг. Меня очень радует, что работа с текстилем завоевывает симпатии всё большего числа детей.
По мере получения определенных знаний и навыков работы становятся все лучше и интереснее, тогда мы помещаем их на постоянно действующую выставку. Таким образом, все желающие могут полюбоваться замечательными работами, а юные мастера могут гордиться своими достижениями.
За время существования объединения его обучающиеся не раз участвовали в различных выставках и конкурсах, становясь дипломантами и лауреатами, занимая призовые места.
Автор: Лыскина Наталья Александровна, педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории, руководитель детского объединения «Шелковый путь» культурологической направленности, Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Центр внешкольной работы, ст. Егорлыкская, Ростовская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.