Регистрация

«Сказочное путешествие в Волшебную Страну» с элементами тренинга и сказкотерапии

  • 15 декабря 2016

Данное занятие было выбрано с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. На основе педагогических наблюдений, бесед и диагностик этим детям необходима коррекция. И я решила внести в свои занятия инновационный подход в форме сказок. Это реальное проживание и проигрывание различных ситуаций, где каждый ребёнок может реализовать себя в той или иной сложившейся ситуации, как автор прочувствовать себя в необычной роли.

Детям очень нравятся такие занятия. Это и коммуникабельность и ориентация в окружающей среде и многое другое, которое пригодится в их дальнейшей жизни. Для каждого занятия мы с детьми изготавливаем необходимые атрибуты. Например, для этого занятия мы изготовили «Волшебный цветок» и «Волшебную палочку» для перевоплощения в сказочного героя. И цветы для «Волшебной поляны сказок».

Была поставлена цель: Создание дружеской атмосферы между участниками, установление положительных эмоциональных связей между детьми, реальное проигрывание всевозможных ситуаций (эта цель прослеживалась в течение всего занятия, начиная с упражнения «Ладошки»).

На данном занятии решались следующие задачи:

  • воспитательные: развитие у детей чувства прекрасного, любовь к животным, умение общаться, взаимосвязь, ориентация в окружающей среде, сплочённость группы.
  • образовательные: знание животных и их особенности, как выжить в лесу, что растёт в лесу грибы, ягоды, травы и т.д.). Знание цветов – это упражнение «цветные карандаши», умение слушать другого, коммуникативность.
  • развивающие: развитие памяти и внимания, развитие творческого мышления и воображения, повышение самооценки.

Применялись методы и приёмы тренинга и сказкотерапии, игровой метод и иллюстрационный, а также использование ИКТ. Решались проблемные ситуации и пути их решения (сказочная задача). Все поставленные цели и задачи были реализованы полностью.

Оборудование: магнитофон, диск с музыкой, волшебный цветок большой, маленькие цветочки для поляны, волшебная палочка, цветные полоски разного цвета, диск с презентацией.

Ход занятия

Этап 1 – знакомство. Упражнение «Ладошки».

Каждому ребёнку необходимо представиться. Первый ребёнок кладёт ладошки на стол и называет своё имя. Следующий ребёнок свои ладошки кладёт на ладошки предыдущего ребёнка и также называет своё имя и т.д. В результате образуется башенка из ладошек.

Этап 2 – ритуал вхождения в сказку. Упражнение «Волшебный цветок».

Педагог: В волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая и мудрая Фея. Если к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передаёт часть волшебной силы тому, кто протянет к нему руки.

Если подойти к этому цветку и протянуть над ним руки, можно превратиться в кого угодно. В того, кого пожелаешь. На протяжении всего путешествия, мы с вами будем перевоплощаться в разных сказочных существ. 

Сейчас мы тихонечко подойдём к Волшебному цветку, встанем вокруг него так, чтобы не мешать, друг другу, и сможем превратиться в того, кого вы задумали, например, в какого-нибудь сказочного героя.

(Дети протягивают руки к «Волшебному цветку») - глубоко вдохнули и выдохнули и ещё раз – это даст вам волшебную силу, чтобы превратиться в того, кого вы задумали.

  • В кого вы превратились? Почему?
  • Вы хотите попасть на волшебную поляну сказок?
  • Для того чтобы попасть туда, необходимо решить сказочную задачу.

Этап 3 – сказочная задача.

Педагог: Выехал Иван-Царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти и белый свет посмотреть. Ехал, ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит – навстречу ему идёт старичок-лесовичок, от голода спотыкается.

Вопросы:

  • Что делать Ивану – Царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?» (Основная масса детей способна на сопереживание и готова поделиться последним кусочком. Далее можно расширить вопрос).
  • А что можно делать, чтобы самому не умереть с голоду в лесу? (Искать грибы, ягоды, травы, поймать рыбу, если рядом река или найти реку…).
  • Что может помочь в лесу выжить? (Грибы, ягоды, травы и т.д.).
  • А как бы вы поступили?

Педагог: Сейчас мы отправимся на «Волшебную поляну сказок». Чтобы пройти на неё, нужно быть очень, очень внимательными.

Этап 4. Упражнение на развитие внимания «Цветные карандаши»

Детям раздаются карточки разных цветов – белого, чёрного, серого, красного, зелёного, жёлтого, синего, голубого, розового. Даётся словесная инструкция: «Посмотрите, ребята, какого цвета вам досталась карточка. А теперь послушайте стишок. Каждый, услышав свой цвет, хлопает в ладоши один раз. Вот так: (хлопок). Будьте внимательны! Итак…»

Как–то раз мне подарили
Коробок карандашей:
Можно всё раскрасить ими,
Всех, от пяток до ушей.
Белый, розовый, зелёный,
Жёлтый, красный, синий, чёрный,
Серый (или же простой)
И небесно-голубой.
Взял я чистую тетрадку,
Нарисую по порядку:
Небо светло-голубое,
Солнце жёлтое – большое
Белым крышу, облака
Синий – для тебя, река!
Красный мак, зелёный луг.
Огляделся я вокруг…
– А почему меня не взяли?!

Педагог: Какой так карандаш сказал?

Дети: Серый, Чёрный, Розовый!

А ну-ка, лист переверну
И всё сначала я начну.
Пожалуй, нарисую дом.
Простым – ну серым – дым столбом,
Зелёным – крышу, красным – дверь.
Так. Что осталось мне теперь?
Раскрашу розовым окошки,
Пусть чёрной с белым будет кошка,
На окнах – жёлтые цветы,
Пускай растут для красоты!
Совсем я выбился из сил…
Какой я карандаш забыл?

Дети: Синий, Голубой!

Тогда решил я сделать вот что:
Пожалуй, нарисую площадь.
На площади – большой парад,
И всех цветов флажки висят!
Жёлтый, серый, чёрный, белый,
Реет синий гордо, смело.
Голубой, зелёный, красный,
Ярко-розовый. Прекрасно!
Все цвета отметил я?

Дети: Да!

Этап 5. «Волшебная поляна сказок».

Педагог: Вот мы с вами и очутились на Волшебной поляне сказок. Здесь живёт много сказочных существ.

  • Это заяц. Какой он? (Маленький, трусливый, белый или серый, пушистый, ласковый, добрый…)
  • Лиса. Какая она? (Злая, коварная, хитрая, рыжая, пушистая…)
  • Волк. Какой он? (Глупый, серый, пушистый, злой, большой, рычащий, голодный…)

(Дети изображают животных и отвечают на вопросы).

Педагог: На волшебной поляне, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница  посадила «Волшебные цветы».

(Разложить на ковёр цветы, сделанные заранее детьми. Дети садятся на корточки на ковёр).

Педагог: Шло время. И вот появились небольшие бутоны...

(Дети складывают руки над головой, изображая бутоны).

Педагог: Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день они распустились. Их красота была удивительна».

(Дети встают на ноги, раскрывают руки).

Педагог: Все обитатели Волшебной поляны приходили посмотреть на них. Ведь Добрая Волшебница наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли дарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время, цветы становились всё краше, а сила их возрастала. Так в Волшебном лесу появились Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог прийти в это заповедное место.

(Дети срывают цветы с Волшебной поляны и дарят их гостям).

Этап 6. Ритуал выхода из сказки.

(Дети садятся вокруг «Волшебного цветка», протягивают руки и закрывают глаза).

Педагог: А сейчас те, до кого я дотронусь Волшебной палочкой из Волшебных цветов, превратятся в наших дорогих, любимых детей. С собой вы можете взять всё самое важное чему вы научились на занятии – красоту, радость и добро, которыми вас наделила Добрая Волшебница. Раз, два, три – из сказки выходи!

Этап 7. Обобщение приобретённого опыта.

  • Ребята, что вам запомнилось сегодня на занятии?
  • Что нового вы узнали?
  • Что вам понравилось?

Всем большое спасибо. До свидания!

Методический комплекс

  1. О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста (учебная программа) , Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2011г.
  2. М.А. Павлова, Психологические упражнения для школьников Издательство «Учитель», Волгоград, 2011г.
  3. С.А. Коробкина, Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы), Издательство «учитель», Волгоград, 2008г.

Автор: Кильчурина Марина Геннадьевна, педагог-психолог, 2 квалификационная категория, МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», педагогический стаж 10 лет; РФ, Челябинская область, г. Усть-Катав.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 10.01.2020 в 10:38

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!