Данное занятие было выбрано с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. На основе педагогических наблюдений, бесед и диагностик этим детям необходима коррекция. И я решила внести в свои занятия инновационный подход в форме сказок. Это реальное проживание и проигрывание различных ситуаций, где каждый ребёнок может реализовать себя в той или иной сложившейся ситуации, как автор прочувствовать себя в необычной роли.
Детям очень нравятся такие занятия. Это и коммуникабельность и ориентация в окружающей среде и многое другое, которое пригодится в их дальнейшей жизни. Для каждого занятия мы с детьми изготавливаем необходимые атрибуты. Например, для этого занятия мы изготовили «Волшебный цветок» и «Волшебную палочку» для перевоплощения в сказочного героя. И цветы для «Волшебной поляны сказок».
Была поставлена цель: Создание дружеской атмосферы между участниками, установление положительных эмоциональных связей между детьми, реальное проигрывание всевозможных ситуаций (эта цель прослеживалась в течение всего занятия, начиная с упражнения «Ладошки»).
На данном занятии решались следующие задачи:
Применялись методы и приёмы тренинга и сказкотерапии, игровой метод и иллюстрационный, а также использование ИКТ. Решались проблемные ситуации и пути их решения (сказочная задача). Все поставленные цели и задачи были реализованы полностью.
Оборудование: магнитофон, диск с музыкой, волшебный цветок большой, маленькие цветочки для поляны, волшебная палочка, цветные полоски разного цвета, диск с презентацией.
Этап 1 – знакомство. Упражнение «Ладошки».
Каждому ребёнку необходимо представиться. Первый ребёнок кладёт ладошки на стол и называет своё имя. Следующий ребёнок свои ладошки кладёт на ладошки предыдущего ребёнка и также называет своё имя и т.д. В результате образуется башенка из ладошек.
Этап 2 – ритуал вхождения в сказку. Упражнение «Волшебный цветок».
Педагог: В волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая и мудрая Фея. Если к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передаёт часть волшебной силы тому, кто протянет к нему руки.
Если подойти к этому цветку и протянуть над ним руки, можно превратиться в кого угодно. В того, кого пожелаешь. На протяжении всего путешествия, мы с вами будем перевоплощаться в разных сказочных существ.
Сейчас мы тихонечко подойдём к Волшебному цветку, встанем вокруг него так, чтобы не мешать, друг другу, и сможем превратиться в того, кого вы задумали, например, в какого-нибудь сказочного героя.
(Дети протягивают руки к «Волшебному цветку») - глубоко вдохнули и выдохнули и ещё раз – это даст вам волшебную силу, чтобы превратиться в того, кого вы задумали.
Этап 3 – сказочная задача.
Педагог: Выехал Иван-Царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти и белый свет посмотреть. Ехал, ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит – навстречу ему идёт старичок-лесовичок, от голода спотыкается.
Вопросы:
Педагог: Сейчас мы отправимся на «Волшебную поляну сказок». Чтобы пройти на неё, нужно быть очень, очень внимательными.
Этап 4. Упражнение на развитие внимания «Цветные карандаши»
Детям раздаются карточки разных цветов – белого, чёрного, серого, красного, зелёного, жёлтого, синего, голубого, розового. Даётся словесная инструкция: «Посмотрите, ребята, какого цвета вам досталась карточка. А теперь послушайте стишок. Каждый, услышав свой цвет, хлопает в ладоши один раз. Вот так: (хлопок). Будьте внимательны! Итак…»
Как–то раз мне подарили
Коробок карандашей:
Можно всё раскрасить ими,
Всех, от пяток до ушей.
Белый, розовый, зелёный,
Жёлтый, красный, синий, чёрный,
Серый (или же простой)
И небесно-голубой.
Взял я чистую тетрадку,
Нарисую по порядку:
Небо светло-голубое,
Солнце жёлтое – большое
Белым крышу, облака
Синий – для тебя, река!
Красный мак, зелёный луг.
Огляделся я вокруг…
– А почему меня не взяли?!
Педагог: Какой так карандаш сказал?
Дети: Серый, Чёрный, Розовый!
А ну-ка, лист переверну
И всё сначала я начну.
Пожалуй, нарисую дом.
Простым – ну серым – дым столбом,
Зелёным – крышу, красным – дверь.
Так. Что осталось мне теперь?
Раскрашу розовым окошки,
Пусть чёрной с белым будет кошка,
На окнах – жёлтые цветы,
Пускай растут для красоты!
Совсем я выбился из сил…
Какой я карандаш забыл?
Дети: Синий, Голубой!
Тогда решил я сделать вот что:
Пожалуй, нарисую площадь.
На площади – большой парад,
И всех цветов флажки висят!
Жёлтый, серый, чёрный, белый,
Реет синий гордо, смело.
Голубой, зелёный, красный,
Ярко-розовый. Прекрасно!
Все цвета отметил я?
Дети: Да!
Этап 5. «Волшебная поляна сказок».
Педагог: Вот мы с вами и очутились на Волшебной поляне сказок. Здесь живёт много сказочных существ.
(Дети изображают животных и отвечают на вопросы).
Педагог: На волшебной поляне, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила «Волшебные цветы».
(Разложить на ковёр цветы, сделанные заранее детьми. Дети садятся на корточки на ковёр).
Педагог: Шло время. И вот появились небольшие бутоны...
(Дети складывают руки над головой, изображая бутоны).
Педагог: Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день они распустились. Их красота была удивительна».
(Дети встают на ноги, раскрывают руки).
Педагог: Все обитатели Волшебной поляны приходили посмотреть на них. Ведь Добрая Волшебница наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли дарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время, цветы становились всё краше, а сила их возрастала. Так в Волшебном лесу появились Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог прийти в это заповедное место.
(Дети срывают цветы с Волшебной поляны и дарят их гостям).
Этап 6. Ритуал выхода из сказки.
(Дети садятся вокруг «Волшебного цветка», протягивают руки и закрывают глаза).
Педагог: А сейчас те, до кого я дотронусь Волшебной палочкой из Волшебных цветов, превратятся в наших дорогих, любимых детей. С собой вы можете взять всё самое важное чему вы научились на занятии – красоту, радость и добро, которыми вас наделила Добрая Волшебница. Раз, два, три – из сказки выходи!
Этап 7. Обобщение приобретённого опыта.
Всем большое спасибо. До свидания!
Методический комплекс
Автор: Кильчурина Марина Геннадьевна, педагог-психолог, 2 квалификационная категория, МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», педагогический стаж 10 лет; РФ, Челябинская область, г. Усть-Катав.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!