Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
В системе дополнительного образования предмет «Музыкальная грамота» приобретает нестандартный характер, вбирая в себя элементы сольфеджио, элементарной теории музыки, музыкальной литературы, музыкально-образовательной беседы. Таким образом, этот предмет является комплексной дисциплиной.
Актуальность проблемы состоит в том, что сегодня каждая семья озабочена стихийным, неорганизованным воздействиям на детей средств массовой информации, которые не способствуют, а, скорее, вредят эстетическому воспитанию. Ребенок один не в состоянии разобраться и противостоять воздействию негативной информации. Сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой - вот основные задачи, которые актуальны сегодня. Решить их можно через обращение к нашим истокам, через почитание национальной культуры, искусства, через знакомство с высокими образцами мировой культуры. Знания древних корней питает человека духовной силой, открывает ему новые знания, рождает любовь к Отечеству, воспитывает уважительное отношение к миру искусств и культуры, приобщает к общечеловеческим ценностям.
Цель: передача ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде, и развитии положительных черт и свойств личности каждого ребёнка. Сюда входят: приобщение детей к «золотому фонду» народной классической и современной песни, развитие умения общаться с национальным музыкальным наследием, классическим и с образцами современной музыки, испытывать в этом потребность.
Взгляды учащихся на национальную музыку неотделимы от их взглядов на жизнь вообще. Основная задача-помочь формированию этих взглядов у своих питомцев. Детская душа в одинаково чувствительна и к родному слову, и к красоте родной природы и к национальной мелодии. Чувство красоты национальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – ребёнок осознаёт своё достоинство. В целом это не воспитание музыканта, а воспитание человека.
Цель изучения и обобщения данной темы заключается в том, чтобы сделать учебную программу более модернизированной. В методике проведения комплексных занятий по музграмоте главное- связь с другими предметами, которые ведутся на общеэстетическом отделении: лепка, аппликация, игра на музыкальных инструментах, пение народных песен, исполнение народных танцев, фольклора.
Программа «Музыкальная грамота» рассчитана на один год обучения. Урок проводится два раза в неделю. Возраст детей 7-8 лет. При предлагаемом подходе к обучению один раз в месяц проводятся комплексные уроки.
Через весь курс обучения проходят основные музыкально-образовательные линии: знакомство с музыкальными жанрами, в том числе чувашскими; с выразительными средствами в создании музыкального образа; с певческими голосами и вокальной музыкой; с образцами профессиональной и чувашской народной музыки; с элементами музыкального языка; с ведущими музыкальными солистами и музыкальными коллективами; с музыкально-сценическими произведениями. Творческое начало на таких уроках проявляется у всех детей.
Комплексный подход к обучению музграмоте включает в себя такие уроки, как:
Урок-экскурсия в этнографический музей. Дети знакомятся с национальными особенностями культуры родного края, со старинными музыкальными инструментами, одеждой, утварью, познают национальные традиции. Так же проводятся уроки- экскурсии на природу: осенью, зимой и весной – один раз в четверть.
Урок-импровизация включает в себя игру простейших музыкальных примеров на музыкальных инструментах- ксилофон, металлофон, фортепиано, бубен, свистульки, трещотки, ложки и др.
Комплексные уроки включают: рисование, пение, танцы, игру на музыкальных инструментах, изготовление из глины национальных игрушек- свистулек, аппликацию – элементы чувашских национальных орнаментов.
Урок-концерт. Проводится один раз в полугодие. Это контрольные уроки. Использование оценки только «4» и «5». Обязательно включаются произведения чувашских композиторов, народные игры. Художественно-творческая способность особенно хорошо развивается в процессе музыкальных игр с включением национальных игр, хороводов, частушек, потешек чувашских авторов.
Все виды комплексных уроков национально ориентированы. Опираются на традиции музыкальной культуры чувашского народа: песни, хороводы, игры – лишь в этом случае мы можем говорить о естественности вхождения ребенка через родное, близкое в мир общечеловеческой музыкальной культуры. Народные музыкальные инструменты, народный костюм, предметы народно-прикладного искусства, элементы декорации к сценическим действиям – все это активизирует и обогащает восприятие детьми чувашских национальных традиций, в общем, помогает понимать чувашские народные песни в их жанровом, значит, в функциональном разнообразии.
Принципами подбора музыкального репертуара стало следующее:
Такой подход способствует формированию новых обобщенных знаний, умений, багажа музыкально-художественного опыта детей, что позволяет им самостоятельно ориентироваться в музыкальной культуре чувашского народа и культуре вообще, создает эмоциональную атмосферу, активизирующую художественно- образное восприятие детьми музыки во взаимосвязи с другими предметами обучения на общеэстетическом отделении.
Автор: Московкина Светлана Леонидовна, преподаватель музыкального отделения высшей квалификационной категории с педагогическим стажем 39 лет, МБОУ ДОД «Ибресинская ДШИ» по классу баян и общеэстетического отделения музыкальной грамоты и хор, п. Ибреси, Чувашская Республика.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Светлана Леонидовна, вы участвуете в конкурсе впервые и, наверное, не поняли, что можно к конкурсной работе приложить различные приложения... К вашей статье не хватает приложения "Программа «Музыкальная грамота»", которая раскрывала бы заголовок вашей статьи и ваше вступление. Также можно приложить презентацию с большим количеством фотографий, дидактическим материалом и т.п. Данная ваша статья не выполняет все требования конкурса. Удачи вам, ждём ваших новых публикаций!
Уважаемая Светлана Леонидовна, ваша конкурсная работа требует методической доработки. Успехов вам и удачи!
Уважаемая Светлана Леонидовна!Интересная идея, неплохое начало. Все впереди, все получится. К сожалению приходится согласиться с коллегами. Удачи!
Уважаемая Светлана Леонидовна, формирование базовых знаний и умений - это основа нашего воспитания. Спасибо за участие! Удачи.