Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
На сегодняшний день незаслуженно забыты очень интересные, колоритные инструменты, на которых играли наши предки. В наш век компьютерной музыки, у нас в жизни почти не осталось места исконно русским инструментам. Пропаганда фольклора, ансамблевого музицирования на народных инструментах, должно быть неотъемлемой частью в воспитании подрастающего поколения.
Занимаясь в музыкальной школе ансамблевым музицированием на народных инструментах, мы не только учим овладевать определенными приемами и навыками игры, но так же мы прививаем любовь к Родине, воспитываем у детей любовь к истории и уважение своих корней.
В 2010 году в Детской Музыкальной школе г.Тулуна Иркутской области создала ансамбль народных инструментов. В состав ансамбля вошли учащиеся младшего школьного возраста. Самостоятельно разработала программу работы с ансамблем, которая в свою очередь стала победителем всероссийского конкурса программ.
Мною был сформирован инструментальный состав, в который были включены фольклорные русские инструменты. Целью создания ансамбля послужило глубокое желание возродить и привить любовь подрастающего поколения к русской народной музыке.
С 2011 года ансамбль принимает участие в мероприятиях на городском и районном уровнях. Ансамбль неоднократно становился победителем, призером и лауреатом муниципальных, районных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, прославляя родной край и народное творчество. Данный опыт может быть использован в музыкальных и общеобразовательных школах и в других регионах страны.
Цель: возрождение и пропаганда русской народной музыки.
Задачи:
1. Заинтересовать детей занятиями музыкой.
2. Участие и победы в конкурсах различных уровней.
3. Развитие музыкальных способностей.
4. Развитие умения работать в коллективе.
История ансамблевого музицирования на Руси
Игра в ансамбле на музыкальных инструментах, как утверждают историки, возникла уже на ранних ступенях развития человечества, когда люди применяли примитивные устройства, с помощью которых извлекались звуки, не имеющие точно фиксированной высоты. Конечно же, не являются исключением в этом отношении и предки русских – славяне. Доказательством того служат древние рисунки, запечатлевшие игру на инструментах, былины и сказки, в которых часто упоминаются те или иные музыкальные инструменты.
При изучении исполнительской традиции, почти каждого русского народного инструмента, можно заметить, что они использовались именно в ансамблевом музицировании, выполняя разные функции, например: трещотки, свирели, жалейки аккомпанировали пению, гудки – выполняли функции баса, создавая опору другим, солирующим инструментам.
Ансамблевое музицирование в музыкальной школе
В наши дни в музыкальных школах распространены в основном ансамбли однородных инструментов – баян, аккордеон или же ансамбли струнных инструментов – балалайка, домра, гитара. Работа с такими видами ансамблей облегчается единством приемов и навыков исполнения.
Очень интересна, но более трудоемка работа со смешанным ансамблем, где представлены разные группы инструментов – духовые, струнные, ударные. Руководитель такого ансамбля должен владеть не только навыками игры на всех инструментах ансамбля, но также обладать лидерскими качествами и быть психологом, чтобы найти подход к каждому участнику коллектива.
Участие в таком ансамбле позволяет детям развивать ряд способностей – чувство ритма, слух, память, умение играть в ансамбле, понимать жесты дирижера, а также развивать сценическую выдержку. В ансамбле ученик может играть не обязательно на своем специальном инструменте, здесь он вправе самостоятельно выбрать тот инструмент, который ему больше понравится, таким образом это дает ребенку возможность овладеть умением игры на еще одном музыкальном инструментом.
Руководитель при начале своей работы может столкнуться с еще одной трудностью – аранжировки для фольклорных детских инструментальных ансамблей практически невозможно найти, поэтому педагогу придется стать еще и аранжировщиком. Такие ансамбли можно создавать с детьми с первого класса. Репертуар ансамбля может формироваться из разных по характеру народных песен, также очень интересны произведения для ансамбля с солистом.
Выбор ударных и шумовых народных инструментов зависит от характера исполняемой песни: в плясовых лучше использовать трещотки, рубель, ложки, бубен, а при игре протяжных и лирических песен больше подойдут треугольник и колокольчики.
Работу следует начинать со знакомства с инструментом, правильной посадкой, приемами игры, которые необходимы при исполнении пьес, также следует уделить внимание работе над упражнениями на отдельные виды техники, рекомендуется разбирая подробно партии, определяясь со штрихами, объясняя приемы игры.
После нескольких таких занятий можно проводить общую репетицию для всего ансамбля. На этом этапе следует обсудить с учениками характер исполняемого произведения, рассказать слова, если это песня. При первом же проигрывании рассказать о функциях тех или иных инструментов, определить места соло для каждого из инструментов. После того. Также особое внимание следует уделять выстраиванию баланса в ансамбле, чистоте интонирования духовых инструментов.
Автор: Мицкевич Надежда Олеговна, преподаватель народных инструментов, первая квалификационная категория МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа», г.Тулун Иркутской области, Россия. Педагогический стаж 3,5 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Надежда Олеговна, интересная публикация на конкурс, ознакомилась с большим интересом! 5.
Уважаемая Надежда Олеговна. Вы знаете, очень поразили слова в постановке цели : глубокое желание. И знаете, такая искренность почувствовалась в этих словах.Отрадно, что есть еще люди с глубоким желанием. Замечательно, что вы приобщаете детей к культуре и народному искусству.Удачи вам! Спасибо за работу!
Уважаемая Надежда Олеговна, спасибо за участие! Очень интересный материал, нужный. Удачи вам!
Уважаемая Надежда Олеговна, с большим интересом познакомилась с вашей работой, т.к. я большой поклонник народной музыки, музыкального фольклора… В вашей статье ярко выражен авторский подход к актуальной проблеме по поводу незаслуженно забытых и очень интересных, колоритных инструментов, на которых играли наши предки. Спасибо вам, что вы своей деятельностью не только учите наших детей и внуков овладевать определенными приемами и навыками игры на забытых, но прекрасно звучащих инструментах, но ещё вы тем самым прививаете любовь к Родине, воспитываете у детей любовь к музыкальному фольклору, истории, своим корням. Возрождайте и пропагандируйте русскую народную музыку. Удачи вам!
Огромное спасибо за хорошие отзывы! Для молодого преподавателя очень приятно слышать,что он идет в правильном направлении!!!
Уважаемая Надежда Олеговна! Очень интересный материал. Вы возрождаете нашу культуру, прививаете любовь к Родине, воспитываете у детей любовь к музыкальному фольклору, истории, своим корням. Это очень актуально сейчас и нужно подрастающему поколению. Победы в конкурсе!