Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Самой важной актуальной проблемой является организация досуга в системе школьного продленного дня как активного, деятельностного наполнения свободного времени школьников.
Цель работы: изучение особенностей организации досуговой деятельности во внеучебное время.
Задачи работы:
1) Рассмотреть понятие «досуг».
2) Рассмотреть особенности организации досуговой деятельности.
3) Основные признаки досуга дошкольников и школьников.
Организация детского досуга и его формы, существующие в современной школе, не отражают интересов и потребностей детей. В настоящее время педагоги относятся к досугу как чему-то второстепенному, несерьезному, развлекательному. До сих пор понятия «учение», «урок», «знания» находятся в профессиональном сознании среднестатистического педагога в положении крайнего противопоставления понятиям «досуг», «праздник», «отношения».
Потребность в отдыхе – это биолого-физиологическая особенность детского организма. Досуг, проводящийся в определённой культурной форме, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в свободное время и протекает как индивидуально, так и коллективно. Он отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общением, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и различных групп. Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность.
Пока еще не все взрослые согласны с тем, что досуг выступает одной из основ детского творчества, обладая мощным развивающим потенциалом.
Досуг происходит от понятий: «свободное время», «отдых».«Свободное время» – часть внерабочего времени, остающаяся у человека.
Если «досуг» по определению – это активное наполнение «одного личного времени» то основными его признаками нельзя не признать:
1. Свободу выбора. По приказу и педагогическому принуждению досугом не занимаются, только добровольно.
2. Избирательность досуговых предпочтений, Каждый выбирает для себя то занятие, которое соответствует его интересам и возможностям.
У нас в Доме творчества работают 30 кружков, куда ребята ходят по желанию.
3. Активный и деятельностный характер, предполагающий мобилизацию и духовных, и физических ресурсов. Кроме занятийв кружках дети любят играть в различные игры, смотреть телевизор, слушать книги, выходить на прогулки.
4. Получение удовольствия и, как следствие, снятие того напряжения, в котором ребенок пребывает в реальной жизни. По этой причине досуг укрепляет психологическую устойчивость, снимая избыточный уровень тревожности.
Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня (чаще всего между обедом и самоподготовкой) и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке. Так как в 1 классе самоподготовки нет, то в день бывает по два занятия.
5. Не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.
6. Создавать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых. После прогулки дети играют в спокойные игры.
7. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения,
8. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности.
9. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников. Дети дежурят по столовой, в классе по очереди.
10. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.
11. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.
12. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.
13. Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.
14. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержании и формы личностному ожиданию каждого участника.
15. Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.
Для того чтобы досуг детей в дошкольном учреждении был разнообразным, интересным, развивающим нужна программа, которая даст систему занятий. Программа должна соответствовать мотивации, интересам и возрасту детей.
Важным моментом досуга является прогулка. Во время прогулок должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу. Каждая прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности.
Таким образом, организация внеучебного времени учащихся и дошкольников должна не только способствовать сохранению благоприятного уровня функций детского организма на протяжении дня, но и создавать дошкольникам, учащимся возможность заниматься самими различными видами внеучебной деятельности. В связи с этим, при условии пребывания детей на воздухе в первом периоде внеучебного времени, во второй внеучебный период учащиеся и дошкольники могут заниматься в кружках, участвовать в различных мероприятиях, играть в тихие игры, читать, и т.д.
Но при этом обязательным условием, сопутствующим этой деятельности, является заинтересованность в ней учащихся, занятия по желанию, а не по принуждению, интересная игровая форма той или иной деятельности. При таком условии указанная деятельность оказывает положительное эмоциональное влияние на учащихся и благодаря этому улучшает функциональное состояние их организма.
Список литературы:
Автор: Набиева Турадж Акрамовна, педагог-организатор, МБОУ ДОД ДДТ Дом детского творчества, г. Новый Уренгой, Тюменская область. Стаж работы: 5 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Турадж Акрамовна, я абсолютно не поняла смысл вашей конкурсной работы... Вы начинаете писать об организации досуга в системе школьного продленного дня, далее упоминаете о дошкольниках, потом вы пишите о кружках в ДДТ... Фото вы приложили детей в детском саду... Как всё это объединить?
Здравстауйте! Уважаемая Ирина Викторовна. Я просто много работала с дошкольниками и хотела показать вид досуга и у дошкольников.
Уважаемая Турадж Акрамовна, досуг у дошкольников - это развлечения, спортивные мероприятия и т.п. Вот вам и нужно было выбрать работу с дошкольниками и раскрыть тему... А так получился винегрет, извините!
Да, Турадж Акрамовна, цель вашей представленной работы "изучение особенностей организации досуговой деятельности во внеучебное время" - никак не соответствует наполняемости вашей статьи. Даже потому, что в д/с нет учебного времени.
Девочка молодая на фотографии, опыта нет, Я тоже года два назад не знала, что прогулка это не досуг, как пишет Турадж, а режимный момент. Профессиональных успехов тебе, Турадж!
Уважаемая Турадж Акрамовна, благодарю за участие ! Материал разработан недостаточно методически грамотно.
Удачи вам!
Уважаемая Турадж Акрамовна. Спасибо за работу. Но она получилась довольно сумбурной, я так и не поняла, о каком же досуге вы хотели рассказать. Но поверьте , досуг школьника и детсадовца разнятся очень сильно. И внеурочная деятельность у школьников совсем другая. Стоит подумать о доработке материала. Удачи!
Спасибо за участие в конкурсе, жаль, что "первый блин оказался комом". Удачи вам.
Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!