Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
В моем школьном детском театральном коллективе большинство детей, чьи родители приехали в Петербург из разных регионов и бывших республик, но их бабушки и дедушки жили в стране, которая называлась Советский Союз. Это мои ученики. Это мои воспитанники... Давайте поговорим о проблеме терпимости, толерантности.
Цель статьи: обозначить проблему адаптации и становления личности ребенка в многонациональном детском коллективе, роль педагога в воспитании гражданина России, петербуржца, человека мира, творческой индивидуальности.
Задачи:
1. Расширение кругозора и формирование общей культуры.
2. Формирование активной гражданской позиции.
3. Формирование гуманистических жизненных позиций.
Международный день толерантности ежегодно отмечается 16-го ноября. Он был торжественно провозглашен в «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО.
Безусловно, идея толерантности в России – это, в первую очередь, идея осознания себя как исконно многонационального, единого государства. Тюркские народы (татары, башкиры, и др.), фино-угрские народы (мордва, чуваши, удмурты, карелы и др.), огромная россыпь народов Кавказа – не являются в нашей стране пришельцами. Они многие века, а может и тысячелетия, проживали на своей земле. Россия – это их страна, их родина.
Государство же Европы изначально формировались как моноэтнические образования одного народа. Напротив, США возникли как общество эмигрантов, пребывавших со всех уголков мира. Огромна доля афроамериканского населения, чьи предки принудительно завозились в страну в качестве рабов. В связи с этим следует отметить, что вирус оголтелого национализма, ксенофобии и экстремизма, как правило, заносится к нам из-за рубежа. Теория о превосходстве белого человека, фашистские и расистские измышления родились отнюдь не на костромской или тульской, а тем более не на петербуржской земле.
Переходя от общих рассуждений к вопросу воспитания толерантности в школе, напомню следующую историю. Несколько лет назад на встрече студентов Педагогического университета с профессором из Калифорнии гость задал аудитории вопрос: «Как вы полагаете, люди каких профессий создали величие Америки?» Студенты отвечали, что это бизнесмены, политики, ученые, военные, наконец… «Нет, – возразил профессор, – это, в первую очередь, школьный учитель и приходской священник».
В этой статье мы не будем касаться роли церкви, но ответственность учителя за создание нормальной обстановки не только в школе, но и в обществе трудно преувеличить. Чтобы проявлять искренний интерес к другой культуре, человек должен знать свою. И в этом смысле русские дети, к сожалению, очень часто уступают представителям других народов. Что там говорить об истории края, национальных традициях, праздниках, кухне и костюме, если подростки историю собственной семьи представляют весьма туманно.
На мой взгляд, толерантность начинается с глубокого знания иуважения своей культуры и традиции, а затем уже должен возникнуть неподдельный интерес к укладу и обычаям рядом живущего народа. И здесь неоценима роль предметов гуманитарного цикла, дополнительного образования.
Итак, делаем краткий вывод. Чтобы уважать другого – научись уважать себя. Как твоя культура может быть кому-то интересна и понятна, если она не интересна и не понятна тебе самому.
Совместное творчество, совместное обучение должно сблизить сдружить детей. С раннего возраста нужно знакомить детей с русской сказкой, русской песней и танцем, пословицами, поговорками, традицией и манерой поведения, принятыми в Санкт-Петербурге, в России. На следующих этапах должны преобладать произведения проникнутые духом гуманизма, взаимопонимания и терпимости, коими так богата наша классическая литература.
Но в то же время не следует забывать, что основоположник современного языка и литературы А.С.Пушкин вел свое происхождение от арапа Ганнибала и ему поставлен памятник в столице Эфиопии Адис-Абебе. Текст одной из самых пронзительных песен о погибших в Великую Отечественную войну солдатах «Журавли» написал аварец Расул Гамзатов. Лучший толковый словарь русского языка создал датчанин Даль, а русский этимологический словарь – немец Фасмер.
Исходя из своего опыта, я сформулировала пять принципов толерантности в работе с начальной школой.
1. Не акцентировать детям, живущим в многонациональной среде, их национальную принадлежность.
2. Ни в коем случае не касаться вопросов религии в оценочном смысле. Россия – православная, исламская и буддийская страна. Вопрос веры – вопрос семьи.
3. Доброжелательное, ровное, хорошее отношение к детям, не зависимо от их национального характера и темперамента.
4. Мягко и тактично пресекать попытки ссор и утеснений по национальному признаку.
5. Главный критерий в процессе обучения – трудолюбие, ответственность, личные качества, способности, а не национальность.
Завершая тему, отмечу, что есть проблемы, непосредственно связанные с Санкт-Петербургом. Родители, представляющие коренное население, и, особенно родители-мигранты много времени уделяют работе и детские праздники, концерты, спектакли, увы, не посещают. И роль педагога здесь трудно переоценить.
Автор: Данилова Ольга Викторовна, педагог доп. образования, ГБОУ СОШ №372 Московского района г. Санкт-Петербурга.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо! Жаль, что не высказали своего отношения к теме. Было бы интересно.
Уважаемая Ольга Викторовна. Вы затрагиваете очень актуальную тему. Но вы представляете теорию, хотелось бы увидеть обобщение опыта, формы и методы работы, результаты, которых Вы добились. У Вас театральный коллектив, наверное и фотографий вашей деятельности есть больше. И еще. Ну хоть убейте меня, не люблю я слово толерантность. Толерантность - это терпимость. Почему мы должны терпеть друг друга? На мой взгляд , слова дружба, взаимопонимание нам ближе и роднее. Не терпеть мы должны, а уважать! Спасибо за работу. Удачи !
Уважаемая, Олеся Викторовна, мне кажется, что в становлении человеческих отношений существуют этапы. Дружба и уважение возникают не сразу, на мой взгляд,(так же как и любовь-высшая стадия приятия человека). Толерантность это первая планка в отношениях ниже которой опускаться нельзя. Толерантность - стиль поведения культурного человека, а дальше, взяв планку толерантности можно идти вперед в развитии отношений. Спасибо!!
Уважаемая Ольга Викторовна, прекрасно сказали по поводу толерантности в комментарии. Я с вами согласна. Но вот по поводу оценки вашей работы - соглашусь с Олесей Викторовной. Стоящая авторская статья, поднимающая насущные во все времена проблемы… Но хотелось бы какого-то практического подтверждения вашей работе, как именно вы формируете у детей активную гражданскую и гуманистические жизненные позиции. Теорию с практикой должна содержать конкурсная работа. Ждём ваших новых публикаций!
Уважаемая Ольга Викторовна, чувствуется что вы педагог с устойчивой жизненной позицией. Интересная статья, мне понравились ваши выводы. Сразите нас теперь каким-нибудь практическим мероприятием, через которое дети бы поняли: "чтобы уважать другого – научись уважать себя!" Творческих профессиональных успехов вам!
Ольга Викторовна, очень не хватает визуального сопровождения к Вашей работе, одна теория, жаль...
Уважаемая Ольга Викторовна, спасибо за присланную работу! Тема действительно актуальная и хорошо, что у вас есть желание "поговорить о проблеме адаптации и становления личности ребенка в многонациональном детском коллективе". К сожалению, я не вижу новизны в вашей работе, материал нуждается в методической доработке. Удачи вам!
Моя статья о том, что у педагога должна быть четкая выверенная позиция по этому вопросу.