Регистрация

Цикл занятий «Что за капля» из программы «Занимательная физика»

  • 20 января 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства» 

Пояснительная записка

Физика – один из самых сложных предметов школьной программы. Поэтому делать первые шаги по формированию интереса подростков к серьезной науке в 6, 7 классах уже поздно. Начинать надо в начальной школе, а может быть, еще раньше – в детском саду. Именно в младшем школьном возрасте ребенка нужно учить наблюдать, размышлять, удивляться открытиям.

Дополнительное образование дает возможность начать формирование интереса к физике и физическим явлениям с младшего школьного возраста. Этим запросам отвечает дополнительная образовательная программа «Занимательная физика». Реализация данной программы способствует развитию мышления, готовит к углубленному восприятию материала на следующих ступенях обучения. Одним из разделов программы «Занимательная физика», которая составлена мною, является раздел «Внутренний мир веществ». В этом разделе на изучение темы «Физические свойства воды» я отвела 4 занятия под общим названием «Что за капля».

С помощью простых экспериментов и наблюдений, организованных чаще всего в форме игр или соревнований, дети знакомятся с «удивительными» свойствами воды и физическими явлениями, связанными с ними: поверхностным натяжением, смачиванием, капиллярностью, преломлением световых лучей на границе воздух – вода.

На каждом занятии дети выполняют опыты, потом обязательно все вместе обсуждают результаты. Следующее занятие начинается с того, что все вместе обучающиеся вспоминают, с какими интересными свойствами воды они познакомились на прошлом занятии, а также то, с чем еще, относящимся к воде, приходилось сталкиваться в жизни, что еще можно пронаблюдать и изучить на занятии. 

Темы занятий:

  1. Форма водяной капли.
  2. Знакомство с поверхностным натяжением воды.
  3. Оптические свойства воды.
  4. «Олимпийские игры «Свойства воды».

Формы организации занятий:

  • учебное занятие с элементами исследовательской деятельности;
  • учебное занятие-игра;
  • учебное занятие с лабораторной работой.

Типы занятий: комбинированные.

Возраст: 7- 9 лет.

Цель занятий: создание педагогических условий для развития исследовательской позиции обучающихся младших классов.

Задачи:

  • показать какое значение имеет вода в жизни человека и планеты Земля;
  • экспериментальным путем доказать, что капля воды имеет форму шара;
  • доказать факт внутреннего строения воды из мельчайших частиц взаимно притягивающихся между собой;
  • экспериментальным путём показать, что капля воды имеет поверхностное натяжение;
  • экспериментальным путём показать, что капля воды обладает оптическими свойствами;
  • научить, обучающихся установлению указанных фактов из наблюдений и объяснять конкретные опытные данные;
  • формировать: познавательный интерес к окружающему миру, навыки учебного сотрудничества.

Материалы и инструменты:

  • карандаши, листы бумаги;
  • пипетка;
  • промокательная бумага;
  • обычная тетрадная бумага;
  • вощёная бумага;
  • стекло;
  • пластмассовая палочка – зубочистка;
  • тонкая проволочка,
  • стальная игла;
  • монета в один рубль;
  • слегка подкрашенная вода.

Дидактические материалы:

  • презентация на темы занятий;
  • плакат (ТБ при работе со стеклянными приборами);
  • набор картин, стихов, загадок, песен;
  • географические карты.

Методы обучения:

  • рассказ о значении воды в жизни человека, животных и растительного мира; о водных ресурсах России, Кузбасса, города; об истории создания водопровода; о жизни водомерки; об оптических водных явлениях;
  • беседа в диалоговой форме;
  • создание рисунков воды по жизненным наблюдениям;
  • электронная презентация на темы занятий;
  • рассматривание рисунков с изображением молекулярного строения воды;
  • проведение лабораторных работ;
  • анализ результатов лабораторных работ;
  • самостоятельная работа;
  • коллективное обсуждение результатов;
  • игра – конкурс;
  • викторина;
  • конкурс загадок;
  • закрепление материала.

Автор: Вингерженская Татьяна Борисовна, педагог дополнительного образования первой категории, МБОУ ДОД «Станция юных техников» города Берёзовского, Кемеровской области. Педагогический стаж – 22 года.

4.4 из 5 звезд
(голосов: 10, сумма баллов: 44)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (20)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 21.01.2014 в 23:09

Уважаемая Татьяна Борисовна, мне понравился ваш конкурсный материал. Абсолютно с вами согласна, что первые шаги по формированию интереса подростков к серьезной науке нужно начинать в начальной школе и может быть даже в детском саду. Ведь сейчас мы в детском саду делаем акцент на то, чтобы «учить наблюдать, размышлять, экспериментировать, удивляться открытиям». По вашей работе отвечу коротко – «5»! Актуально, интересно, грамотно с авторским подходом. Удачи в конкурсе!

Татьяна Борисовна

Татьяна Борисовна 05.03.2014 в 05:28

Спасибо Вам за комментарий и оценку моей работы.

Наталья Дмитриевна

Наталья Дмитриевна 25.01.2014 в 11:16

Уважаемая Татьяна Борисовна, мне понравился ваш конкурсный материал. Физика сейчас играет большую роль в обучении, это очень сложный предмет. Я согласна с Вами, что основы необходимо закладывать в младшем школьном возрасте.

Александр

Александр 25.01.2014 в 19:09

Уважаемая Татьяна Борисовна. мне очень понравилась ваша статья.

Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 25.01.2014 в 21:28

Уважаемая Татьяна Борисовна. Большое спасибо за работу. В итоге может получиться отличный проект. Работа на отлично! Взяла для себя. Удачи!

Татьяна Борисовна

Татьяна Борисовна 05.03.2014 в 05:27

Я благодарна Вам за комментарий! Спасибо.

Елена Геннадьевна

Елена Геннадьевна 26.01.2014 в 10:06

Уважаемая Татьяна Борисовна! Я педагог и мама ученицы. Ваша работа сделана очень интересно и актуально. Я эту работу взяла для своей работы и для повышения знаний для своей дочери. Спасибо. Работа сделана на "отлично". Удачи Вам в конкурсе!

Анна Антоновна

Анна Антоновна 27.01.2014 в 06:23

Очень умная работа. Мне пригодится в работе

Цырен-Жаб Доржиевна

Цырен-Жаб Доржиевна 11.02.2014 в 17:39

Уважаемая Татьяна Борисовна, несомненно ваша работа заслуживает высокой оценки: она увлекает детей, связана с социализацией, очень насыщенная, практикоориентирована, разработана методически грамотно. Однако я не вижу инновации, авторского подхода. Извините, удачи вам!

Татьяна Борисовна

Татьяна Борисовна 05.03.2014 в 05:29

Спасибо Вам за комментарий. Замечания Ваши приму во внимание.

Геннадий

Геннадий 22.02.2014 в 16:44

Отличная конкурсная работа, 5! Удачи в конкурсе!

Светлана

Светлана 24.02.2014 в 17:52

Замечательное занятие, Татьяна Борисовна. Удачи вам и победы в конкурсе!

Татьяна Борисовна

Татьяна Борисовна 05.03.2014 в 05:27

Спасибо за Ваш комментарий!

Наталья Дмитриевна

Наталья Дмитриевна 25.02.2014 в 06:37

В статье как раз и виден авторский подход, так как лабораторные задания, практические задания разработаны самим автором.

Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 03.03.2014 в 23:19

Уважаемая Татьяна Борисовна, поздравляю с выходом в финал, душевно рада за Вас!

Татьяна Борисовна

Татьяна Борисовна 05.03.2014 в 05:30

Спасибо Вам за поздравление!

Наталья Дмитриевна

Наталья Дмитриевна 05.03.2014 в 05:23

Уважаемая Татьяна Борисовна! Поздравляю Вас с выходом в финал! У Вас очень достойная работа. Я думаю, что Вы бывший учитель физики с большим опытом работы. Желаю Вам победы!

Ольга Николаевна

Ольга Николаевна 06.03.2014 в 19:13

Уважаемая Татьяна Борисовна, мне понравился ваш конкурсный материал. Очень насыщенный, практико-ориентированый, оформлен методически грамотно. Удачи в конкурсе!

Татьяна Николаевна

Татьяна Николаевна 08.03.2014 в 11:45

Очень интересный материал, хотя и для младших школьников. В дошкольном возрасте дети тоже знакомятся с физическими явлениями и проявляют интерес к познанию нового. Спасибо, есть моменты, которые я взяла себе на заметку. Успехов в конкурсе!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 15.01.2020 в 19:26

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!