Регистрация

Цикл занятий «Что за капля» из программы «Занимательная физика»

  • 20 января 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства» 

Пояснительная записка

Физика – один из самых сложных предметов школьной программы. Поэтому делать первые шаги по формированию интереса подростков к серьезной науке в 6, 7 классах уже поздно. Начинать надо в начальной школе, а может быть, еще раньше – в детском саду. Именно в младшем школьном возрасте ребенка нужно учить наблюдать, размышлять, удивляться открытиям.

Дополнительное образование дает возможность начать формирование интереса к физике и физическим явлениям с младшего школьного возраста. Этим запросам отвечает дополнительная образовательная программа «Занимательная физика». Реализация данной программы способствует развитию мышления, готовит к углубленному восприятию материала на следующих ступенях обучения. Одним из разделов программы «Занимательная физика», которая составлена мною, является раздел «Внутренний мир веществ». В этом разделе на изучение темы «Физические свойства воды» я отвела 4 занятия под общим названием «Что за капля».

С помощью простых экспериментов и наблюдений, организованных чаще всего в форме игр или соревнований, дети знакомятся с «удивительными» свойствами воды и физическими явлениями, связанными с ними: поверхностным натяжением, смачиванием, капиллярностью, преломлением световых лучей на границе воздух – вода.

На каждом занятии дети выполняют опыты, потом обязательно все вместе обсуждают результаты. Следующее занятие начинается с того, что все вместе обучающиеся вспоминают, с какими интересными свойствами воды они познакомились на прошлом занятии, а также то, с чем еще, относящимся к воде, приходилось сталкиваться в жизни, что еще можно пронаблюдать и изучить на занятии. 

Темы занятий:

  1. Форма водяной капли.
  2. Знакомство с поверхностным натяжением воды.
  3. Оптические свойства воды.
  4. «Олимпийские игры «Свойства воды».

Формы организации занятий:

  • учебное занятие с элементами исследовательской деятельности;
  • учебное занятие-игра;
  • учебное занятие с лабораторной работой.

Типы занятий: комбинированные.

Возраст: 7- 9 лет.

Цель занятий: создание педагогических условий для развития исследовательской позиции обучающихся младших классов.

Задачи:

  • показать какое значение имеет вода в жизни человека и планеты Земля;
  • экспериментальным путем доказать, что капля воды имеет форму шара;
  • доказать факт внутреннего строения воды из мельчайших частиц взаимно притягивающихся между собой;
  • экспериментальным путём показать, что капля воды имеет поверхностное натяжение;
  • экспериментальным путём показать, что капля воды обладает оптическими свойствами;
  • научить, обучающихся установлению указанных фактов из наблюдений и объяснять конкретные опытные данные;
  • формировать: познавательный интерес к окружающему миру, навыки учебного сотрудничества.

Материалы и инструменты:

  • карандаши, листы бумаги;
  • пипетка;
  • промокательная бумага;
  • обычная тетрадная бумага;
  • вощёная бумага;
  • стекло;
  • пластмассовая палочка – зубочистка;
  • тонкая проволочка,
  • стальная игла;
  • монета в один рубль;
  • слегка подкрашенная вода.

Дидактические материалы:

  • презентация на темы занятий;
  • плакат (ТБ при работе со стеклянными приборами);
  • набор картин, стихов, загадок, песен;
  • географические карты.

Методы обучения:

  • рассказ о значении воды в жизни человека, животных и растительного мира; о водных ресурсах России, Кузбасса, города; об истории создания водопровода; о жизни водомерки; об оптических водных явлениях;
  • беседа в диалоговой форме;
  • создание рисунков воды по жизненным наблюдениям;
  • электронная презентация на темы занятий;
  • рассматривание рисунков с изображением молекулярного строения воды;
  • проведение лабораторных работ;
  • анализ результатов лабораторных работ;
  • самостоятельная работа;
  • коллективное обсуждение результатов;
  • игра – конкурс;
  • викторина;
  • конкурс загадок;
  • закрепление материала.

Автор: Вингерженская Татьяна Борисовна, педагог дополнительного образования первой категории, МБОУ ДОД «Станция юных техников» города Берёзовского, Кемеровской области. Педагогический стаж – 22 года.

4.4 из 5 звезд
(голосов: 10, сумма баллов: 44)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (20)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 21.01.2014 в 23:09

Уважаемая Татьяна Борисовна, мне понравился ваш конкурсный материал. Абсолютно с вами согласна, что первые шаги по формированию интереса подростков к серьезной науке нужно начинать в начальной школе и может быть даже в детском саду. Ведь сейчас мы в детском саду делаем акцент на то, чтобы «учить наблюдать, размышлять, экспериментировать, удивляться открытиям». По вашей работе отвечу коротко – «5»! Актуально, интересно, грамотно с авторским подходом. Удачи в конкурсе!

Татьяна Борисовна 05.03.2014 в 05:28

Спасибо Вам за комментарий и оценку моей работы.

Наталья Дмитриевна 25.01.2014 в 11:16

Уважаемая Татьяна Борисовна, мне понравился ваш конкурсный материал. Физика сейчас играет большую роль в обучении, это очень сложный предмет. Я согласна с Вами, что основы необходимо закладывать в младшем школьном возрасте.

Александр 25.01.2014 в 19:09

Уважаемая Татьяна Борисовна. мне очень понравилась ваша статья.

Олеся Викторовна 25.01.2014 в 21:28

Уважаемая Татьяна Борисовна. Большое спасибо за работу. В итоге может получиться отличный проект. Работа на отлично! Взяла для себя. Удачи!

Татьяна Борисовна 05.03.2014 в 05:27

Я благодарна Вам за комментарий! Спасибо.

Елена Геннадьевна 26.01.2014 в 10:06

Уважаемая Татьяна Борисовна! Я педагог и мама ученицы. Ваша работа сделана очень интересно и актуально. Я эту работу взяла для своей работы и для повышения знаний для своей дочери. Спасибо. Работа сделана на "отлично". Удачи Вам в конкурсе!

Анна Антоновна 27.01.2014 в 06:23

Очень умная работа. Мне пригодится в работе

Цырен-Жаб Доржиевна 11.02.2014 в 17:39

Уважаемая Татьяна Борисовна, несомненно ваша работа заслуживает высокой оценки: она увлекает детей, связана с социализацией, очень насыщенная, практикоориентирована, разработана методически грамотно. Однако я не вижу инновации, авторского подхода. Извините, удачи вам!

Татьяна Борисовна 05.03.2014 в 05:29

Спасибо Вам за комментарий. Замечания Ваши приму во внимание.

Геннадий 22.02.2014 в 16:44

Отличная конкурсная работа, 5! Удачи в конкурсе!

Светлана 24.02.2014 в 17:52

Замечательное занятие, Татьяна Борисовна. Удачи вам и победы в конкурсе!

Татьяна Борисовна 05.03.2014 в 05:27

Спасибо за Ваш комментарий!

Наталья Дмитриевна 25.02.2014 в 06:37

В статье как раз и виден авторский подход, так как лабораторные задания, практические задания разработаны самим автором.

Ануфриева Ирина Викторовна 03.03.2014 в 23:19

Уважаемая Татьяна Борисовна, поздравляю с выходом в финал, душевно рада за Вас!

Татьяна Борисовна 05.03.2014 в 05:30

Спасибо Вам за поздравление!

Наталья Дмитриевна 05.03.2014 в 05:23

Уважаемая Татьяна Борисовна! Поздравляю Вас с выходом в финал! У Вас очень достойная работа. Я думаю, что Вы бывший учитель физики с большим опытом работы. Желаю Вам победы!

Ольга Николаевна 06.03.2014 в 19:13

Уважаемая Татьяна Борисовна, мне понравился ваш конкурсный материал. Очень насыщенный, практико-ориентированый, оформлен методически грамотно. Удачи в конкурсе!

Татьяна Николаевна 08.03.2014 в 11:45

Очень интересный материал, хотя и для младших школьников. В дошкольном возрасте дети тоже знакомятся с физическими явлениями и проявляют интерес к познанию нового. Спасибо, есть моменты, которые я взяла себе на заметку. Успехов в конкурсе!

Елена Елена Елена 15.01.2020 в 19:26

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!