Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать
создание детского театра с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого
ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей
звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение
у нас, профессиональных артистов».
К. С. Станиславский
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о важности театрального искусства в развитии личности ребенка дошкольника, оно позволяет решать задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного воспитания.
Работая с определённым контингентом детей и учитывая низкий уровень мотивации к процессу обучения и восприятия детей данной категории и проанализировав длительные наблюдения и собственный опыт работы, позволяют мне сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке «особых» детей к жизни и труду.
Опыт моей работы показал, что любая задача любого занятия, режимного момента, прогулки, досуга, музыкального и спортивного праздника решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в учебно-воспитательном процессе.
В основе организации моей работы лежит комплексный подход, в соответствии с которым в качестве основного условия повышения эффективности процесса выступает целенаправленная организация различных видов деятельности, широкое использование игры, сочетание игровых, невербальных и вербальных средств. Центральное место занимают различные виды театрализованных игр: игры в кукольный театр, игры-драматизации.
Исходя из возрастных и психологических особенностей детей с выраженной умственной отсталостью театрализованные игры построены мною на материале сказок, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребёнка.
«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, – она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту.
Эмоциональный фон, который я стараюсь создать при чтении сказки, смене голосов персонажей, отражении на моём лице эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.
Приобщение детей к театрализованной деятельности я начала с настольного театра, пожалуй, самого доступного вида театра для детей с выраженной умственной отсталостью. У детей отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра картинок, игрушек.
Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок»); игры-импровизации («Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Бабочки на полянке» и др.).
Здесь ребёнок действует за игрушечного героя, изображая его разными средствами вербальной выразительности (выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса).
Детям, в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта, сложно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст, потому что действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Совершенствованию отдельных элементов движений, движений и текста помогают «особым» детям специальные упражнения, игры, этюды («Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идёт»; игры-пантомимы «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнечные зайчики» и т.п.)
Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр. Дети получают массу приятных эмоций, с удовольствием включаются в предложенную игру. Особенно детям нравится показывать сценки с несколькими персонажами одновременно («Репка», «Гуси-лебеди» и др.)
Используем с детьми групповую форму показа режиссёрских игр, где каждый ребёнок ведёт игрушки в общем сюжете. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи.
В своей работе я активно использую пальчиковый театр. Здесь можно обыгрывать персонаж, как находясь за ширмой, так и изображать действия, передвигаясь свободно по группе.
Детям с выраженной умственной отсталостью сложно произносить текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при драматизации сказки «Репка» дети «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. В процессе таких игр-драматизаций, действуя вместе со взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.
Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Сложнее детям играть куклами бибабо, так как они требуют техники вождения, персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости.
Но прежде, чем дети начинают работать на новой сцене, я даю им поиграть с игрушками, а потом переходим к кукловождению. Вначале самостоятельно показываю игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста.
Читая стихотворные тексты, сказки я подключаю по возможности детей к игре: подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры.
Можно провести небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как водились персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить ребёнку поиграть так же. Для упражнений я использую высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключить всех детей, устроить соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка.
Затем я предлагаю ребенку игры-имитации хорошо знакомых сказочных персонажей: «Покажи, как прыгает зайчик»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок» и пр.
Для развития творческих способностей детей через театрализованные игры мною была организована предметно-развивающая среда: оборудован уголок театрализованной деятельности, где располагаются различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок, атрибуты для различных игровых позиций.
Дети часто проводят много времени в уголке театра, листают страницы книг, рассматривают иллюстрации сказок и пр. Я стараюсь, чтобы весь подобранный материал соответствовал сюжетам произведений уже известных детям, был легким для запоминания. Провожу серию занятий, делаю упор на обучение творческому рассказыванию с интонационной выразительностью речи.
Идея сказок, которые показывают дети, борьба со злом, помогает им выработать определенное нравственное отношение к жизни.
Таким образом, применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие не только психических функций личности ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии, художественных способностей, творческого потенциала, но и общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогающей адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Литература:
1. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: КАРО, 2006.
2. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. – М. 1992.
3. Кошелева А.Д. Игры – драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / – М., 2003.
4. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
5. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры для дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 2010.
Фото 1. «В гости снова к нам пришёл кукольный театр! Чтоб всем было хорошо и никто не плакал»
Фото 2. «Сказка, сказка, сказка, к детям приходи и сказочных героев с собою приводи»
Фото 3. «Друга своего врагам больше обижать не дам!»
Автор: Холодова Надежда Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей, г. Иркутск. Педагогический стаж работы 18 лет. Лауреат 2 степени в номинации «Педагогические будни» конкурса фотографий «Педагогический альбом 2013». На фото воспитанники группы частичного обучения №2.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Надежда Сергеевна, очень сложно, наверное, из детей с интеллектуальной недостаточностью сделать артистов, это большой труд... Вы проводите огромную трудоёмкую работу и результаты налицо. 5!
Уважаемая Надежда Сергеевна, с большим интересом ознакомилась с вашей публикацией, в которой выражен авторский подход… Ваш опыт очень интересен, потому что мы не работаем с такими детьми, но в некоторых группах встречаются единичные случаи. Поэтому ваша статья актуальна и значима для нас, педагогов. Спасибо за публикацию. Для законченности конкурсной работы хорошо было бы приложить какие-то игры, упражнения, тексты… Это повышает балл за вашу конкурсную работу. Удачи Вам, Надежда Сергеевна, в вашем нелёгком труде и во всех профессиональных и творческих начинаниях!
Уважаемая Надежда Сергеевна! Полностью с Вами согласна, что театрализованная деятельность помогает в развитии творческих способностей детей, развивает речь, влияет на эмоциональный настрой ребенка. Недаром даже простое чтение по ролям воспринимается многими учениками " на ура". Представляю, как трудно организовать Вам такую работу, но Вы судя по всему справляетесь. Спасибо за очередную интересную работу. Удачи!
Надежда Сергеевна, прочитала ваш материал. На мой взгляд, данная работа, к сожалению, не соответствует многим критериям конкурса. Удачи вам!
Радость на лицах ваших воспитанников, Надежда Сергеевна,очень красноречиво говорит о том, какую радость испытывают они от прикосновения к Творчеству. И это прекрасно! Поздравляю Вас с еще одним значимым и важным материалом, которым Вы щедро делитесь с коллегами.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!