Регистрация

Программа «Мы вместе»

  • 27 декабря 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Социально-эмоциональное развитие – это процесс усвоения ребенком традиций, культуры общества, в котором ему предстоит жить, а также умение выражать свои эмоции, воспринимать и понимать эмоциональные состояния других людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши воспитанники шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен.

Чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Детский дом для наших детей является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности, что дальнейшем необходимо для успешной интеграции в социум.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Как правило, многие дети с интеллектуальной недостаточностью не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, постоянно нуждаются в их помощи.

Эмоции умственно отсталых детей развиты слабо, недостаточно дифференцированы, часто маловыразительны, однообразны. У них могут наблюдаться немотивированные колебания настроения, присутствовать возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно реагировать. Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать эмоции других детей и взрослых, а в дальнейшем – мог адекватно регулировать свое поведение.

В связи с этим становится очевидной необходимость изучения особенностей социально-эмоционального развития детей с интеллектуальной недостаточностью, в качестве начального и необходимого звена в коррекционно-педагогической работе с ребенком.

От развития эмоциональной сферы и социальной компетентности во многом зависит успешность вхождения ребенка с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии в окружающий его мир.

Символично осваивать огромный мир маленькими шагами, но все время двигаясь вперед, встрече с этой реальной жизнью.

Большую помощь в организации работы по социально-эмоциональному воспитанию и обучению наших воспитанников оказывает разработанная мною авторская программа «Мы вместе».

Цель программыФормирование эмоционально-ценностного отношения к миру, развитие психомоторной сферы, коммуникативных навыков, гармонизация взаимодействия с самим собой, социумом.

Задачи программы:

  • воспитание у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру;
  • формирование умений правильно понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные проявления других людей, проявлять адекватные эмоции в процессе социальной коммуникации, различных ситуациях, уметь управлять своим эмоциональным состоянием и регулировать свое поведение;
  • обучение детей умению использовать речевые навыки как средство коммуникации;
  • освоение ребенком многообразия социальных отношений, формирование умений отражать эти отношения в различных видах деятельности и в повседневной жизни;
  • расширение представлений детей о нравственных качествах людей, показать их значимость в процессе взаимодействия между людьми;
  • формирование представлений о семье, желание заботиться о близких людях;
  • воспитание у детей эмпатийных чувств (умение относиться к окружающим людям с любовью, сопереживанием, с радостью оказывать помощь, проявлять поддержку и терпимость в совместной деятельности со сверстниками);
  • обучение детей этикетным формам общения (здороваться, прощаться, благодарить за помощь, культурно разговаривать);
  • профилактика психологического неблагополучия детей.

Программа социально-эмоционального развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Мы вместе» является программой не столько обучения, сколько воспитания, которая подробно раскрывает смысл и значение социально-эмоционального развития ребенка для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей; показана связь социального и эмоционального развития; роль социальных навыков для умения ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации.

Программа состоит из трёх основных разделов.

1. «Воспитание уверенности в себе»

Темы данного раздела предполагают оказание каждому ребёнку необходимой помощи для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки. Всё это поможет ребёнку лучше понять других людей и самого себя.

2. «Развитие чувств, желаний, взглядов»

Данный раздел поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

3. «Формирование социальных навыков»

Содержание раздела предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

Каждый раздел завершается проведением праздника или досуга, педагогический замысел которых заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный отклик на их содержание, т.к. эмоции рождают отношения, воздействуют на личность в целом.

Содержание программы «Мы вместе» дополняет программу педагогической и реабилитационной работы с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии.

Реализация данной программы способствует овладению детьми навыками коммуникации и социального поведения. Содержание программы имеет большой ресурс коррекционно-развивающей и воспитывающей направленности. В процессе реализации воспитанники овладевают навыками межличностного общения и эмоциональной регуляции.

Программой предусмотрено, что дети не только овладевают навыками социально-эмоционального регулирования, но и в процессе работы по программе осуществляется коррекционно-развивающее воздействие на психическое развитие детей.

Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей – сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни.

Фото 1. «Волосы густые, как травы луговые»

Фото 1. «Волосы густые, как травы луговые»

Фото 2. «Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей. Влияет без сомнения на всех нас настроение»

Фото 2. «Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей. Влияет без сомнения на всех нас настроение»

Фото 3. «Давай никогда не ссориться»

Фото 3. «Давай никогда не ссориться»

Приложенеие 1. Программа «Мы вместе»

Автор: Холодова Надежда Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей, г. Иркутск. Педагогический стаж работы 18 лет. Лауреат 2 степени в номинации «Педагогические будни» конкурса фотографий «Педагогический альбом 2013». На фото воспитанники группы частичного обучения №2.

3.9 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 27)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Олеся Викторовна 29.12.2013 в 11:50

Уважаемая Надежда Сергеевна! То , что Вам хватает сил, терпения работать с такими детьми, уже достойно уважения. Какие бы они не были, они дети, и я думаю, что Вы любите и их , и свою профессию. Ваша программа интересная, направлена на социализацию детей, их развитие. Хотелось бы в качестве приложения увидеть разработку занятия. А в целом очень хорошая работа. Удачи!

Татьяна Борисовна 29.12.2013 в 12:04

Пять, спасибо за опыт!

Цырен-Жаб Доржиевна 31.12.2013 в 04:44

Уважаемая Надежда Сергеевна! Обучать таких детей - сложная работа и не каждому по плечу, потому достойна уважения. Программа ваша интересная, актуальная. Удачи вам!

Ануфриева Ирина Викторовна 06.01.2014 в 11:50

Я всегда настороженно отношусь к фразе «Я разработала авторскую программу»… Разработать и, главное, правильно оформить авторскую программу очень сложно. В программе должен быть чёткий учебно-тематический план с количеством часов по каждой теме и разбивкой на теоретические и практические виды занятий и многое другое. Хотя многие со мной не согласны из-за обилия низкокачественных «авторских программ», заполняющих интернет.
Ваша авторская методическая разработка «Мы вместе» заслуживает внимания коллег и с моей стороны оценки 5. Но если судить вашу публикацию, как конкурсную, то не хватает приложений, которые бы расширили практическую значимость вашего материала. Успехов Вам!

Ольга Ивановна 06.01.2014 в 18:55

Низкий Вам поклон, уважаемая Надежда Сергеевна, за ваш труд! Хорошие у вас конкурсные работы, авторские, а это самое главное. 5.

Ольга Александровна 08.01.2014 в 10:42

Хорошая работа!!! 5!

Шахова Ольга Вячеславовна 09.01.2014 в 19:03

Уважаемая Надежда Сергеевна, позвольте пополнить Вашу копилку еще одной 5. Вы - талантливый и очень любящий своих воспитанников педагог, Вы - творческая личность, активно участвующая во многих конкурсах.Удачи Вам во всех ваших начинаниях!

Светлана 18.01.2014 в 05:02

Надежда Сергеевна, соглашусь с мнением моих коллег, мне тоже не хватило приложения или разработки хотя бы одного занятия для более полной оценки Вашей программы. В целом, хорошая программа, формирующая эмоционально-ценностное отношение к миру. Спасибо за участие в конкурсе!

Наталья 22.02.2014 в 16:35

Спасибо за опыт работы!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!