Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Социально-эмоциональное развитие – это процесс усвоения ребенком традиций, культуры общества, в котором ему предстоит жить, а также умение выражать свои эмоции, воспринимать и понимать эмоциональные состояния других людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши воспитанники шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен.
Чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Детский дом для наших детей является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности, что дальнейшем необходимо для успешной интеграции в социум.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Как правило, многие дети с интеллектуальной недостаточностью не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, постоянно нуждаются в их помощи.
Эмоции умственно отсталых детей развиты слабо, недостаточно дифференцированы, часто маловыразительны, однообразны. У них могут наблюдаться немотивированные колебания настроения, присутствовать возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно реагировать. Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать эмоции других детей и взрослых, а в дальнейшем – мог адекватно регулировать свое поведение.
В связи с этим становится очевидной необходимость изучения особенностей социально-эмоционального развития детей с интеллектуальной недостаточностью, в качестве начального и необходимого звена в коррекционно-педагогической работе с ребенком.
От развития эмоциональной сферы и социальной компетентности во многом зависит успешность вхождения ребенка с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии в окружающий его мир.
Символично осваивать огромный мир маленькими шагами, но все время двигаясь вперед, встрече с этой реальной жизнью.
Большую помощь в организации работы по социально-эмоциональному воспитанию и обучению наших воспитанников оказывает разработанная мною авторская программа «Мы вместе».
Цель программы: Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, развитие психомоторной сферы, коммуникативных навыков, гармонизация взаимодействия с самим собой, социумом.
Задачи программы:
Программа социально-эмоционального развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Мы вместе» является программой не столько обучения, сколько воспитания, которая подробно раскрывает смысл и значение социально-эмоционального развития ребенка для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей; показана связь социального и эмоционального развития; роль социальных навыков для умения ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации.
Программа состоит из трёх основных разделов.
1. «Воспитание уверенности в себе»
Темы данного раздела предполагают оказание каждому ребёнку необходимой помощи для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки. Всё это поможет ребёнку лучше понять других людей и самого себя.
2. «Развитие чувств, желаний, взглядов»
Данный раздел поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
3. «Формирование социальных навыков»
Содержание раздела предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.
Каждый раздел завершается проведением праздника или досуга, педагогический замысел которых заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный отклик на их содержание, т.к. эмоции рождают отношения, воздействуют на личность в целом.
Содержание программы «Мы вместе» дополняет программу педагогической и реабилитационной работы с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии.
Реализация данной программы способствует овладению детьми навыками коммуникации и социального поведения. Содержание программы имеет большой ресурс коррекционно-развивающей и воспитывающей направленности. В процессе реализации воспитанники овладевают навыками межличностного общения и эмоциональной регуляции.
Программой предусмотрено, что дети не только овладевают навыками социально-эмоционального регулирования, но и в процессе работы по программе осуществляется коррекционно-развивающее воздействие на психическое развитие детей.
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей – сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни.
Автор: Холодова Надежда Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей, г. Иркутск. Педагогический стаж работы 18 лет. Лауреат 2 степени в номинации «Педагогические будни» конкурса фотографий «Педагогический альбом 2013». На фото воспитанники группы частичного обучения №2.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Надежда Сергеевна! То , что Вам хватает сил, терпения работать с такими детьми, уже достойно уважения. Какие бы они не были, они дети, и я думаю, что Вы любите и их , и свою профессию. Ваша программа интересная, направлена на социализацию детей, их развитие. Хотелось бы в качестве приложения увидеть разработку занятия. А в целом очень хорошая работа. Удачи!
Уважаемая Надежда Сергеевна! Обучать таких детей - сложная работа и не каждому по плечу, потому достойна уважения. Программа ваша интересная, актуальная. Удачи вам!
Я всегда настороженно отношусь к фразе «Я разработала авторскую программу»… Разработать и, главное, правильно оформить авторскую программу очень сложно. В программе должен быть чёткий учебно-тематический план с количеством часов по каждой теме и разбивкой на теоретические и практические виды занятий и многое другое. Хотя многие со мной не согласны из-за обилия низкокачественных «авторских программ», заполняющих интернет.
Ваша авторская методическая разработка «Мы вместе» заслуживает внимания коллег и с моей стороны оценки 5. Но если судить вашу публикацию, как конкурсную, то не хватает приложений, которые бы расширили практическую значимость вашего материала. Успехов Вам!
Низкий Вам поклон, уважаемая Надежда Сергеевна, за ваш труд! Хорошие у вас конкурсные работы, авторские, а это самое главное. 5.
Уважаемая Надежда Сергеевна, позвольте пополнить Вашу копилку еще одной 5. Вы - талантливый и очень любящий своих воспитанников педагог, Вы - творческая личность, активно участвующая во многих конкурсах.Удачи Вам во всех ваших начинаниях!
Надежда Сергеевна, соглашусь с мнением моих коллег, мне тоже не хватило приложения или разработки хотя бы одного занятия для более полной оценки Вашей программы. В целом, хорошая программа, формирующая эмоционально-ценностное отношение к миру. Спасибо за участие в конкурсе!