Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
Актуальность
Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей, но далеко не все родители детей инвалидов могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых и семья неспособна предоставить богатство всех социальных контактов, ролей, возможностей.
В оздоровительной работе детей с ограниченными возможностями летний период занимает особое место и рассматривается как важнейший этап оздоровления детей в течение года. Мы продолжаем совершенствовать опыт организации каникулярного времени детей с ограниченными возможностями здоровья, вводя в практику новые формы работы.
Данная программа носит название «Творческие Дачи». Это – дачный посёлок, жители которой попадают в сказочный мир игры.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, обусловленной нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.
Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей, это не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Программа объединяет несколько сторон воздействия на ребенка: оздоровительную, психологическую и воспитательную. Все три составляющие объединены одной целью: создание доступной среды и условий для отдыха, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты:
Детям с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлена возможность поверить в себя, ощутить свою социальную значимость!
Организационная структура
Идея смены «Творческие Дачи» заключается в том, что дети, находящиеся в лагере, являются жителями дачного посёлка. Смена должна проходить в атмосфере доброты, взаимовыручки и способствовать раскрытию творческих способностей детей.
«Семья» – вместо больших отрядов создаются две группы по 6 человек.
«Глава семьи» – педагог, способный обеспечить жизнедеятельность «семьи».
«Дом» или «Веранда» – семья по возрастному принципу может объединяться в «дом»или «веранду».
«Домовые» (педагоги) – способные к анализу педагогической ситуации, имеющие опыт педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями в здоровье. Домовой – добрый дух дома. Каждый «домовой» обязательно ведет какую-либо Творческую Дачу, исходя из интересов и потребностей детей, уровня их развития.
«Берегиня» – руководитель смены, разжигает в ребятах творческую искру, гасит конфликты. Он знает всех детей Дачного посёлка, работает сам или подсказывает, что делать. Ежедневно с главами семей обсуждает день, помогает проектировать следующий, дает совет, если в нем нуждаются.
«Творческие Дачи» – мастерские, кружки, которые ведут педагоги.
Переплетение познавательных, художественных, спортивных и творческих дел поможет каждому ребенку, по мере возможности, побывать в роли успешного человека и почувствовать свою социальную значимость.
Программа смены реализуется через организацию и проведение ролевой игры. Погружение в игру осуществляется с момента начала смены. По замыслу игры, с первого дня жители «Планеты добрых сердец» (смена 2012 года) приезжают на летний отдых на «Творческие дачи». В соответствии с игрой создается карта «Дачного посёлка», где ребята сами определяют, будет ли это одиночный домик или в нём поселятся несколько человек, в которой будут отмечены Творческие Дачи, где побывают все жители в процессе летней смены.
Программа воспитательной работы смены направлена на то, чтобы в конце смены на карте не осталось одиночных домиков.
Автор: Карелина Лина Галимшановна, методист 1 категории КОУ ДОД «Центр детского творчества» , Россия, Омская область, г. Тара. Стаж работы в этой должности 10 лет, педагогический стаж 34 года, занимаюсь программным обеспечением образовательного процесса, издательской деятельностью, учебно-исследовательской деятельностью.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Лина Галимшановна, с большим интересом прочитала ваш материал! Идея замечательная, для меня новая: нигде ничего подобного раньше не встречала. Представляю, как детям интересно, хоть и кратковременно, в мире сказочной игры. Думаю, что многие успевают раскрыть свои таланты, найти друзей… Удачи Вам в вашем благородном деле.
Спасибо, я впервые выставила свою работу на обсуждение, очень приятно, что кому-то нравится.Материалов по этому направлению очень мало,поэтому приходится сочинять, не спать ночами, продумывая всё, чтобы таким детям было интересно с нами.
Уважаемая Лина Галимшановна, спасибо огромное за предоставленную программу, обязательно воспользуюсь ею у себя в школе. Вам успеха и удачи!!!
Уважаемая Лина Галимшановна! Никогда не устану повторять, что те педагоги, которые работают с особыми детьми,уже заслуживают высокой оценки.В Вашей работе я вижу настоящую педагогическую инициативу! Программа при этом составлена очень грамотно.Спасибо за работу. Успехов!
Спасибо! После общения с такими детьми у меня остается ощущение ни с чем несоизмеримого позитива. Они необычные. Мы поражаемся их взаимовыручке, сочувствию и удивительному умению радоваться. Здоровые люди теряют эту способность. Им все время чего-то не хватает. Меня часто спрашивают, как я могу работать с такими детьми? Могу. И поверьте, они нам дают намного больше, чем мы им. Расставаться с ними очень тяжело.
Уважаемая Лина Галимшановна, спасибо большое за хороший и ценный материал, у вас и названия "авторские", непременно предложу коллегам. Работа имеет практическую значимость, грамотно изложена. Удачи вам!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.