Регистрация

Программа летней смены для детей с ОВЗ «Творческие Дачи»

  • 21 декабря 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства» 

Актуальность

Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей, но далеко не все родители детей инвалидов могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых и семья неспособна предоставить богатство всех социальных контактов, ролей, возможностей. 

В оздоровительной работе детей с ограниченными возможностями летний период занимает особое место и рассматривается как важнейший этап оздоровления детей в течение года. Мы продолжаем совершенствовать опыт организации каникулярного времени детей с ограниченными возможностями здоровья, вводя в практику новые формы работы.

Данная программа носит название «Творческие Дачи». Это – дачный посёлок, жители которой попадают в сказочный мир игры.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, обусловленной нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). 

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей, это не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение социальных потребностей в познании, общении, творчестве. 

Программа объединяет несколько сторон воздействия на ребенка: оздоровительную, психологическую и воспитательную. Все три составляющие объединены одной целью: создание доступной среды и условий для отдыха, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемые результаты:

  • Пробуждение социальной активности ребёнка.
  • Развитие творческих способностей детей. 
  • Воспитание чувства собственного достоинства. 
  • Повышение уровня психического и социального здоровья.
  • Введение оптимального режима творческой деятельности и отдыха детей.
  • Обогащение и развитие духовного мира таких необычных детей.
  • Созидательная творческая деятельность, будет способствовать сплочению временного разновозрастного коллектива.

Детям с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлена возможность поверить в себя, ощутить свою социальную значимость!

Организационная структура

Идея смены «Творческие Дачи» заключается в том, что дети, находящиеся в лагере, являются жителями дачного посёлка. Смена должна проходить в атмосфере доброты, взаимовыручки и способствовать раскрытию творческих способностей детей.

«Семья» – вместо больших отрядов создаются две группы по 6 человек.

«Глава семьи» – педагог, способный обеспечить жизнедеятельность «семьи».

«Дом» или «Веранда» – семья по возрастному принципу может объединяться в «дом»или «веранду».

«Домовые» (педагоги) – способные к анализу педагогической ситуации, имеющие опыт педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями в здоровье. Домовой – добрый дух дома. Каждый «домовой» обязательно ведет какую-либо Творческую Дачу, исходя из интересов и потребностей детей, уровня их развития.

«Берегиня» – руководитель смены, разжигает в ребятах творческую искру, гасит конфликты. Он знает всех детей Дачного посёлка, работает сам или подсказывает, что делать. Ежедневно с главами семей обсуждает день, помогает проектировать следующий, дает совет, если в нем нуждаются.

«Творческие Дачи» – мастерские, кружки, которые ведут педагоги.

Переплетение познавательных, художественных, спортивных и творческих дел поможет каждому ребенку, по мере возможности, побывать в роли успешного человека и почувствовать свою социальную значимость.

Программа смены реализуется через организацию и проведение ролевой игры. Погружение в игру осуществляется с момента начала смены. По замыслу игры, с первого дня жители «Планеты добрых сердец» (смена 2012 года) приезжают на летний отдых на «Творческие дачи». В соответствии с игрой создается карта «Дачного посёлка», где ребята сами определяют, будет ли это одиночный домик или в нём поселятся несколько человек, в которой будут отмечены Творческие Дачи, где побывают все жители в процессе летней смены.

Программа воспитательной работы смены направлена на то, чтобы в конце смены на карте не осталось одиночных домиков.

Приложение: Программа (полный вариант).

Автор: Карелина Лина Галимшановна, методист 1 категории КОУ ДОД «Центр детского творчества» , Россия, Омская область, г. Тара. Стаж работы в этой должности 10 лет, педагогический стаж 34 года, занимаюсь программным обеспечением образовательного процесса, издательской деятельностью, учебно-исследовательской деятельностью.

4.1 из 5 звезд
(голосов: 12, сумма баллов: 49)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (13)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Лина Галимшановна

Лина Галимшановна 28.12.2013 в 21:08

Спасибо!

Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 22.12.2013 в 01:05

Уважаемая Лина Галимшановна, с большим интересом прочитала ваш материал! Идея замечательная, для меня новая: нигде ничего подобного раньше не встречала. Представляю, как детям интересно, хоть и кратковременно, в мире сказочной игры. Думаю, что многие успевают раскрыть свои таланты, найти друзей… Удачи Вам в вашем благородном деле.

Лина Галимшановна

Лина Галимшановна 23.12.2013 в 07:08

Спасибо, я впервые выставила свою работу на обсуждение, очень приятно, что кому-то нравится.Материалов по этому направлению очень мало,поэтому приходится сочинять, не спать ночами, продумывая всё, чтобы таким детям было интересно с нами.

Светлана

Светлана 26.12.2013 в 18:16

Уважаемая Лина Галимшановна, спасибо огромное за предоставленную программу, обязательно воспользуюсь ею у себя в школе. Вам успеха и удачи!!!

Лина Галимшановна

Лина Галимшановна 27.12.2013 в 07:56

Cпасибо за добрые слова!

Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 26.12.2013 в 20:47

Уважаемая Лина Галимшановна! Никогда не устану повторять, что те педагоги, которые работают с особыми детьми,уже заслуживают высокой оценки.В Вашей работе я вижу настоящую педагогическую инициативу! Программа при этом составлена очень грамотно.Спасибо за работу. Успехов!

Лина Галимшановна

Лина Галимшановна 27.12.2013 в 07:59

Спасибо! После общения с такими детьми у меня остается ощущение ни с чем несоизмеримого позитива. Они необычные. Мы поражаемся их взаимовыручке, сочувствию и удивительному умению радоваться. Здоровые люди теряют эту способность. Им все время чего-то не хватает. Меня часто спрашивают, как я могу работать с такими детьми? Могу. И поверьте, они нам дают намного больше, чем мы им. Расставаться с ними очень тяжело.

Татьяна Борисовна

Татьяна Борисовна 29.12.2013 в 12:03

+5! Отличная, практически значимая работа, удачи автору!

Лина Галимшановна

Лина Галимшановна 09.01.2014 в 12:50

спасибо!

Цырен-Жаб Доржиевна

Цырен-Жаб Доржиевна 31.12.2013 в 05:26

Уважаемая Лина Галимшановна, спасибо большое за хороший и ценный материал, у вас и названия "авторские", непременно предложу коллегам. Работа имеет практическую значимость, грамотно изложена. Удачи вам!

Лина Галимшановна

Лина Галимшановна 09.01.2014 в 12:50

Спасибо!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 22.09.2021 в 04:48

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!