НАЗВАНИЕ – «Модница. Я и моя кукла».
НАПРАВЛЕНННОСТЬ – художественно-эстетическая
ТИП ПРОГРАММЫ – модифицированная
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – декоративно-прикладное искусство.
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ – общекультурный
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ – 7 – 12 лет
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ – 2 года.
Пояснительная записка
Познание окружающего мира ребенком начинается с игрушки, игры в куклы. Игра и кукла – это не только забава и развлечение, это и способ приобретения реальных жизненных навыков. Играя со своей любимицей, девочки часто забывают, что она не настоящая, думают, что кукла живая, поэтому ей тоже хочется жить в уютном красивом доме, быть нарядно одетой и причесанной. Особенно любят играть с куклами из мультфильмов, например, их привлекают игры для девочек монстер хай.
Создание одежды, украшений, мебели для куклы – это занятие творческое, способное побуждать и развивать детскую фантазию. Ознакомление учащихся младшего возраста с различными методами и техниками, используемыми в рукоделии, декоративно-прикладном искусстве позволяет им с помощью куклы в дальнейшем переносить подобный полученный опыт в повседневную жизнь, развивает интерес к продолжению занятий в более старшем возрасте.
Ручной труд способствует развитию эстетического вкуса, воспитывает аккуратность, усидчивость, целеустремленность, чувство взаимопонимания. В результате преобразования различных материалов в конкретные декоративные формы и образы у детей формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, т.к. сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности.
На занятиях девочки приобретают умение в подборе ткани и других материалов для изделий, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, особенностях пошива и оформления русского народного костюма. Учатся творчески подходить к работе по готовым лекалам, а также выполнять украшения из бисера, как для куклы, так и для себя. Учатся по настоящему заботиться не только о своей любимой игрушке, но и о себе самой, учатся искусству быть привлекательной и обаятельной, т.е. следить за своей внешностью и разбираться в огромном выборе модных новинок одежды, быть помощницей в доме и заботиться о своем гардеробе.
В освоении программы на помощь девочкам приходят знания по изобразительному искусству (цветоведение, создание эскизов), трудовому обучению (составление коллажей, простейшие навыки шитья).
Новизна программы состоит в том, что помимо создания эскизов и шитья кукольной одежды, девочки на заданную тему создают эскизы моделей для себя, с помощью педагога разрабатывают выкройки и реализуют собственный замысел в материале. Программой предусмотрено проведение интегрированных занятий совместно со школьным музеем по темам: из истории создания куклы, из истории русского народного костюма.
Цель программы «Модница. Я и моя кукла»: Создание условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся посредством приобщения их к рукоделию.
Задачи: обучающие
Развивающие:
Воспитательные:
Программа объединения рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста, т.е. от 7 до 12 лет, с возможностью продолжения обучения по программе «Рукодельница». Учебные группы могут быть разновозрастные. В первый год занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (136 часов), во второй год – 2 раза в неделю по 2 часа (136 часов). Если обучающийся хочет заниматься по данной программе еще год, то он повторно осваивает курс, но с усложнением содержания программы.
Программа написана на основе имеющихся программ и учебно-методической литературы по рукоделию, и является модифицированной, т.к. включает разнообразные темы, различные материалы и виды деятельности, технологические приемы и методики, учитывает интересы детей.
Чередование различных форм организации деятельности (беседы, использование слайд – программ, составление коллажей, разработка эскизов, разработка и изготовление костюмов, экскурсии в школьный музей и др.) позволяет не только поддерживать интерес, но и помогает организовать деятельность обучающихся как удовлетворение их познавательных потребностей, потребностей в самоутверждении и самовыражении.
При реализации программы применяются в основном практические методы работы, предполагающие упражнения, выбор материалов для работы, освоение техник, практические, самостоятельные работы, причем самостоятельность детей в процессе обучения должна возрастать, помощь педагога переходить в консультативную, контролирующую, чтобы не погасить творческую инициативу ребенка.
Словесные методы – рассказ, беседы, объяснения при изучении нового материала, ознакомление с журналами, обсуждение, опрос и др.
Наглядные – демонстрация специальной литературы, образцов, схем, эскизов, показ готовых изделий.
Аналитические – анализ, самоанализ, коллективное обсуждение работ.
Методы воспитательного воздействия – поощрение и похвала, стимулирование к совершенствованию и успеху, убеждение.
Основная форма обучения – учебное занятие, занятие-игра, занятие-экскурсия.
Коллективные, групповые формы обучения.
Освоение учебного материала построено по принципу «от простого – к сложному» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, уровня их подготовки. При этом учитываются конструктивные и технологические особенности конкретных изделий, трудоемкость их выполнения.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ |
Тема
|
Кол-во часов |
в том числе |
|
теория |
практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2. |
Путешествие в страну «история» |
4 |
2 |
2 |
3. |
Из бабушкиного сундука |
8 |
2 |
6 |
4. |
Поговорим о цвете |
6 |
2 |
4 |
5. |
В гостях у королевы иголки |
6 |
2 |
4 |
6. |
Учимся играя |
50 |
15 |
35 |
7. |
Свет мой, зеркальце… |
36 |
10 |
26 |
8. |
Этикет |
6 |
2 |
4 |
9. |
Подготовка к выставке |
6 |
1 |
5 |
10. |
Сам себе художник, сам себе портной… |
10 |
2 |
8 |
11. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
|
|
Итого |
136 |
41 |
95 |
2 год обучения
№ |
Тема
|
Кол-во часов |
в том числе |
|
теория |
практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2. |
Путешествие в страну «история» |
2 |
2 |
2 |
3. |
Из бабушкиного сундука |
8 |
2 |
6 |
4. |
В гостях у королевы иголки |
6 |
1 |
5 |
5. |
Поговорим о цвете |
6 |
1,5 |
4,5 |
6. |
Учимся играя |
38 |
10 |
28 |
7. |
Свет мой, зеркальце… |
22 |
6 |
16 |
8. |
Этикет |
6 |
1,5 |
4,5 |
9. |
Вязание |
16 |
4 |
12 |
10. |
Сам себе художник, сам себе портной… |
20 |
5 |
15 |
11. |
Подготовка к выставке |
8 |
3 |
5 |
12. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
|
|
Итого |
136 |
39 |
97 |
1 год обучения.
1. Вводное занятие. План работы объединения. Знакомство с изделиями, организация рабочего места. Принадлежности, необходимые для работы. Правила поведения на занятиях. Диагностика: определение базовых знаний, умений и навыков.
2. Путешествие в страну «история». Исторические костюмы.
3. Из бабушкиного сундука. Виды и свойства хлопчато-бумажных и льняных тканей, лицевая и изнаночная стороны, нити основы и утка. Русская народная кукла, материалы для работы и последовательность изготовления. Куклы других стран, материалы и инструменты, необходимые для работы, особенности национальной одежды. Последовательность изготовления бумажной куклы в национальной одежде.
Практические занятия: Определение вида ткани и свойств образца, лицевой и изнаночной сторон, нитей основы и утка. Изготовление русских народных кукол: куклы – закрутки и куклы колокольчика. Изготовление бумажных кукол других стран в национальной одежде.
4. Поговорим о цвете. Цветовой круг, хроматические и ахроматические, основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Цветовые ассоциации, цветовые сочетания.
Практическая работа: выполнение рисунка в теплых и холодных тонах, выполнение ассоциативной карты к цвету, подбор цветовых сочетаний, выполнение цветового решения комплекта одежды.
5. В гостях у королевы иголки. Приемы выполнения ручных швов: «вперед иголка», «назад иголка», через край, петельный, образование сборки, способы пришивания пуговиц. Правила безопасности с инструментами.
Практические занятия: выполнение изделий с использованием ручных швов (салфетка, коврик, панно и т. п.).
6. Учимся играя. Что такое одежда? Что такое гардероб, что надеть на школьный утренник, к подруге на день рождения? Классификация одежды. Одежда домашняя, деловая, нарядная, спортивная. Что такое аксессуар? Почему детская одежда отличается от взрослой? Приемы работы с бумагой и картоном, клеем и ножницами, тканью и нитками. Техника безопасности при работе с ножницами. Гардероб для куклы своими руками: рекомендуемые ткани для изделий, выкройки и их применение, раскладка выкроек на ткани. Последовательность обработки изделия.
Практические занятия: Вырезание гардероба для бумажной куклы, составление коллажа «Модницы на пляже», выполнение эскизов деловой одежды для куклы. Раскрой и пошив домашней, деловой, нарядной, спортивной одежды: выбор модели, выбор ткани, раскладка выкроек, обмеловка, раскрой, соединение деталей.
7. Свет мой, зеркальце… Общие рекомендации по уходу за кожей и волосами. Как сделать прическу? Как сохранить улыбку красивой? Что помогает человеку быть здоровым и красивым? Что такое красивая осанка и что сделать, чтобы сохранить ее такой? Как научиться ходить красиво? Как правильно подобрать украшения? Украшения для куклы и для себя: рекомендуемые цвета и материалы для того или иного изделия, инструменты и принадлежности, последовательность изготовления и приемы соединения.
Практическая работа: разминка «тренировка улыбки», упражнения «передай улыбку», «улыбнись соседу». Упражнения для формирования осанки – ходьба с мешочком песка на голове по прямой линии, перешагивая кегли. Упражнение «На вешалку – с вешалки» (тренировка мышц плечевого пояса), стойка у стены с 5 прижатыми точками, упражнение на равновесие и улучшение походки. Составление ассоциативной карты к словам красота и здоровье, выбор повседневной прически для куклы и для себя и воплощение ее в реальность, выбор украшения и его изготовление.
8. Этикет. Что такое этикет. Как правильно встретить гостей, как вести себя за столом? Сервировка стола, угощение.
Практическая работа: Разыгрывание ситуаций «гости на пороге». Сервируем стол к чаепитию, угощаем гостей.
9. Подготовка к выставке. Изготовление работ для выставки. Экскурсия на районную выставку ДПИ – просмотр и обсуждение работ.
10. Сам себе художник, сам себе портной… Разработка и изготовление костюмов для коллекции «Карнавал цветов» - рекомендации по выбору модели, материала и разработке эскиза, раскрою, соединению деталей, оформлению костюма. Упражнения для улучшения походки.
Практическая работа: выбор модели, разработка эскиза, подбор материала, раскрой, соединение деталей, оформление костюма, показ готовых изделий.
11. Итоговое занятие. Итоговый контроль знаний за год. Подведение итогов. Поощрения.
2 год обучения.
1. Вводное занятие. План работы объединения. Организация рабочего места. Принадлежности, необходимые для работы. Диагностика: определение уровня сохранности знаний, умений и навыков. Повторение техники безопасности.
2. Путешествие в страну «история». Беседы с опорой на имеющиеся знания по темам: из истории русского народного костюма, из истории моды.
3. Из бабушкиного сундука. Русский народный костюм, составные части, особенности и цветовое решение костюма, материалы для работы и последовательность изготовления. Виды и свойства шерстяных и искусственных тканей.
Практическая работа: выбор материалов, раскладка лекал на ткани, раскрой, соединение деталей и оформление. Определение вида ткани, свойств образца, нитей основы и утка.
4. В гостях у королевы иголки. Приемы выполнения отделочных швов, способы пришивания фурнитуры.
Практическая работа: выполнение изделий с использованием отделочных швов (салфетки, панно и т. д.), пришивание крючков, кнопок, изготовление прорезной и воздушной петель и жатой пуговицы.
5. Поговорим о цвете. Воздействие цвета на человека, цвет и характер. Цвет в одежде, оптические иллюзии. Десять «цветных» советов.
Практическая работа: Выполнение упражнений «Полоска» (продольная и поперечная), «Орнамент» и наблюдение за получающимся эффектом. Подбор одежды по цветотипу, выполнение в цвете эскизов одежды для куклы, защита работ. Составление карты десять «цветных» советов.
6. Учимся играя. Классификация одежды - легкая, верхняя, летняя, зимняя. Что такое мода? Что такое стиль? Что надеть в кафе, а что в театр? Аксессуар – важная деталь или мелочь? Мой гардероб, какой он? Одежда для куклы: рекомендуемые ткани для изделий, раскладка выкроек на ткани, последовательность обработки изделия.
Практические занятия: Решение ситуаций: правильно ли одеты герои? Составление коллажа «Юные модницы». Выполнение ассоциативной карты к слову мода. Выполнение эскиза вечернего (или бального) платья. Определение своего стиля, подбор моделей одежды по стилю. Учимся украшать одежду с помощью шарфа. Основные способы завязывания шарфа. Шьем для куклы: выбор модели, ткани, раскладка выкроек, обмеловка, раскрой, соединение деталей.
7. Свет мой, зеркальце… Сон и здоровье, с чего начинать утро? Тайна холодной и горячей воды. Как сохранить красоту волос и сделать прическу? Глаза – зеркало души и тела. Макияж вокруг глаз. Уже пора? Моя и мамина косметика. Крема – для чего они нужны? Чем можно заменить крем? Духи и туалетная вода: когда и как использовать ароматы, какие запахи стимулируют, а какие угнетают? Украшения своими руками: рекомендуемые цвета и материалы для того или иного изделия, инструменты и принадлежности, последовательность и приемы соединения.
Практическая работа: упражнения для формирования осанки, для улучшения походки, выбор прически для праздника и воплощение ее в реальность, нанесение макияжа на куклу, выбор украшения и его изготовление.
8. Этикет. Искусство гостеприимства. Сервировка стола и угощение к празднику. Что и как едят. Дарим подарки.
Практическая работа: Разыгрывание ситуаций «гости, гости дорогие…». Сервируем стол к празднику и угощаем гостей.
9. Вязание. Вязание крючком. Инструменты и принадлежности, нитки для работы. Приемы вязания (воздушные петли, столбики без накидов, столбики с накидами, рогатки из столбиков). Техника безопасности.
Практические занятия: подбор ниток (по толщине и цвету) и № крючков для изделия. Выполнение образцов и изделия с использованием изученных приемов вязания.
10. Сам себе художник, сам себе портной… Разработка и изготовление костюмов для коллекции, рекомендации по выбору модели, материала и разработке эскиза, раскрою, соединению деталей, оформлению костюма. Упражнения для улучшения походки.
Практическая работа: выбор модели, разработка эскиза, подбор материала, раскрой, соединение деталей, оформление костюма, показ готовых изделий.
11. Подготовка к выставке. Изготовление работ для выставки. Экскурсия на районную выставку ДПИ – просмотр и обсуждение работ.
12. Итоговое занятие. Итоговый контроль знаний за год. Достижения учащихся. Поощрения.
Условия реализации.
Занятия должны проводиться в хорошо освещенном кабинете. Необходимы для работы следующие инструменты и приспособления: лекала, ножницы, иглы, булавки, электрический утюг, гладильная доска. Остальные принадлежности: нитки, иглы, бумага, карандаш или мел, ткань – должен принести на занятия каждый ребенок.
Для занятий необходимы наглядные пособия: образцы тканей, образцы ручных швов, лекала, журналы кукольной одежды, образцы готовых изделий. Перед практической работой необходимо провести инструктаж по технике безопасности, при работе с ножницами и иглой, эл. утюгом.
Ожидаемый результат
К концу первого года обучения девочки должны уметь:
должны знать:
К концу второго года обучения девочки должны уметь:
должны знать:
Все работы должны выполняться аккуратно. Подведением итогов являются выставки и конкурсы внутри объединения, а лучшие работы выставляются весной на районной выставке, показ моделей.
Способы контроля
Устные: опрос- беседа, тестирование для более старшего возраста,
Практические: выполнение конкретного задания или работы, выполнение творческой работы или работы с элементами творчества, итоги участия в выставках, конкурсах
Отслеживание результата.
1 год: наблюдение, ведение картотеки на детей (что умели, чему научились); ведение творческих книжек (записывается каждая выполненная работа и оценка); участие в выставках, показах моделей.
Критерии оценки выполненных работ: аккуратность, самостоятельность, быстрота и точность выполнения, качественное выполнение швов.
2 год: наблюдение, ведение картотеки на детей; ведение творческих книжек; участие в выставках, показах моделей.
Критерии оценки: степень сложности работы, аккуратность, самостоятельность в выполнении задания, быстрота и точность выполнения, качественное выполнение изделия, творческий подход к работе.
Список литературы.
1. Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер» Ярославль «Академия развития» 1988.
2. Л. Коломеец «Все для моей любимой куклы» - М.: Рольф, 2000.
3. Журналы «Лола», «Вероника», «Играем с Барби», «Принцесса».
4. М. Левина «365 кукол со всего света» - М.: Рольф, 2000.
5. Э.Н. Литвинец «И дивный видится узор» Москва; Молодая гвардия 1988.
6. Н.Н. Кабанова ГУ «СОШ №2» г. Семей программа «КРАСОТКА».
Автор: Семенова С.Н.,педагог II квалификационной категории МОУ ДОД «Центр детского творчества».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!