Регистрация

Дополнительная образовательная программа «Модница. Я и моя кукла»

  • 1 июня 2016

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Программы

НАЗВАНИЕ – «Модница. Я и моя кукла».

НАПРАВЛЕНННОСТЬ – художественно-эстетическая

ТИП ПРОГРАММЫ – модифицированная 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – декоративно-прикладное искусство.

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ – общекультурный 

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ – 7 – 12 лет

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ – 2 года.

Пояснительная записка

Познание окружающего мира ребенком начинается с игрушки, игры в куклы. Игра и кукла – это не только забава и развлечение, это и способ приобретения реальных жизненных навыков. Играя со своей любимицей, девочки часто забывают, что она не настоящая, думают, что кукла живая, поэтому ей тоже хочется жить в уютном красивом доме, быть нарядно одетой и причесанной. Особенно любят играть с куклами из мультфильмов, например, их привлекают игры для девочек монстер хай.

Создание одежды, украшений, мебели для куклы – это занятие творческое, способное побуждать и развивать детскую фантазию. Ознакомление учащихся младшего возраста с различными методами и техниками, используемыми в рукоделии, декоративно-прикладном искусстве позволяет им с помощью куклы в дальнейшем переносить подобный полученный опыт в повседневную жизнь, развивает интерес к продолжению занятий в более старшем возрасте.

Ручной труд способствует развитию эстетического вкуса, воспитывает аккуратность, усидчивость, целеустремленность, чувство взаимопонимания. В результате преобразования различных материалов в конкретные декоративные формы и образы у детей формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, т.к. сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности.

На занятиях девочки приобретают умение в подборе ткани и других материалов для изделий, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, особенностях пошива и оформления русского народного костюма. Учатся творчески подходить к работе по готовым лекалам, а также выполнять украшения из бисера, как для куклы, так и для себя. Учатся по настоящему заботиться не только о своей любимой игрушке, но и о себе самой, учатся искусству быть привлекательной и обаятельной, т.е. следить за своей внешностью и разбираться в огромном выборе модных новинок одежды, быть помощницей в доме и заботиться о своем гардеробе.

В освоении программы на помощь девочкам приходят знания по изобразительному искусству (цветоведение, создание эскизов), трудовому обучению (составление коллажей, простейшие навыки шитья).

Новизна программы состоит в том, что помимо создания эскизов и шитья кукольной одежды, девочки на заданную тему создают эскизы моделей для себя, с помощью педагога разрабатывают выкройки и реализуют собственный замысел в материале. Программой предусмотрено проведение интегрированных занятий совместно со школьным музеем по темам: из истории создания куклы, из истории русского народного костюма.

Цель программы «Модница. Я и моя кукла»: Создание условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся посредством приобщения их к рукоделию.

Задачи: обучающие

  • познакомить с историей куклы, историей бисера, историей одежды;
  • познакомить с инструментами и материалами для рукоделия;
  • познакомить с различными видами ручных работ, свойствами ткани;
  • познакомить с одним из вариантов использования ненужных вещей;
  • научить основным приемам и навыкам работыс лекалами, схемами;
  •  научить умению подбирать и раскраивать ткань, бережно и экономно расходуя материал.

 Развивающие:

  • развивать инициативу проявления творческих задатков и фантазии учащихся.
  • развивать практические навыки работы с бумагой и картоном, тканью, бисером, бросовым материалом;
  • способствовать определению своего стиля в одежде;
  • развивать умение носить одежду, определять при этом своё самочувствие;
  • раскрыть зависимость внешней красоты от потребности соблюдения гигиенических норм;
  • расширять представления о цвете, показать значимость цвета в природе и в жизни человека;
  • развивать умение подбирать предметы личной гигиены и использовать их с учётом индивидуальных особенностей.
  • способствовать развитию самостоятельности;
  • способствовать развитию мелкомоторных действий и мышц рук;
  • создавать ситуации успеха для каждого ребенка.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к народным традициям;
  • воспитывать уважительное отношение к женщине (матери, сестре, подруге);
  • способствовать формированию лучших качеств личности, необходимых в жизни: трудолюбия, аккуратности, умения общаться в коллективе;
  • содействовать проявлениям эстетической воспитанности, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Программа объединения рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста, т.е. от 7 до 12 лет, с возможностью продолжения обучения по программе «Рукодельница». Учебные группы могут быть разновозрастные. В первый год занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (136 часов), во второй год – 2 раза в неделю по 2 часа (136 часов). Если обучающийся хочет заниматься по данной программе еще год, то он повторно осваивает курс, но с усложнением содержания программы.

Программа написана на основе имеющихся программ и учебно-методической литературы по рукоделию, и является модифицированной, т.к. включает разнообразные темы, различные материалы и виды деятельности, технологические приемы и методики, учитывает интересы детей.

Чередование различных форм организации деятельности (беседы, использование слайд – программ, составление коллажей, разработка эскизов, разработка и изготовление костюмов, экскурсии в школьный музей и др.) позволяет не только поддерживать интерес, но и помогает организовать деятельность обучающихся как удовлетворение их познавательных потребностей, потребностей в самоутверждении и самовыражении.

При реализации программы применяются в основном практические методы работы, предполагающие упражнения, выбор материалов для работы, освоение техник, практические, самостоятельные работы, причем самостоятельность детей в процессе обучения должна возрастать, помощь педагога переходить в консультативную, контролирующую, чтобы не погасить творческую инициативу ребенка.

Словесные методы – рассказ, беседы, объяснения при изучении нового материала, ознакомление с журналами, обсуждение, опрос и др.

Наглядные – демонстрация специальной литературы, образцов, схем, эскизов, показ готовых изделий.

Аналитические – анализ, самоанализ, коллективное обсуждение работ.

Методы воспитательного воздействия – поощрение и похвала, стимулирование к совершенствованию и успеху, убеждение.

Основная форма обучения – учебное занятие, занятие-игра, занятие-экскурсия.

Коллективные, групповые формы обучения.

Освоение учебного материала построено по принципу «от простого – к сложному» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, уровня их подготовки. При этом учитываются конструктивные и технологические особенности конкретных изделий, трудоемкость их выполнения.

 Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

 

 

Кол-во часов

в том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Путешествие в страну «история»

4

 2

2

3.

Из бабушкиного сундука

8

2

6

4.

Поговорим о цвете

6

2

4

5.

В гостях у королевы иголки

6

2

4

6.

Учимся играя

50

15

35

7.

Свет мой, зеркальце…

36

10

26

8.

Этикет

 6

2

4

9.

Подготовка к выставке

6

1

5

10.

Сам себе художник, сам себе портной…

 10

2

8

11.

Итоговое занятие

 2

 2

 

 

Итого

136

41

95

2 год обучения

Тема

 

 

Кол-во часов

в том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Путешествие в страну «история»

2

2

2

3.

Из бабушкиного сундука

8

2

6

4.

В гостях у королевы иголки

6

1

5

5.

Поговорим о цвете

6

1,5

4,5

6.

Учимся играя

38

10

28

7.

Свет мой, зеркальце…

22

6

16

8.

Этикет

6

1,5

4,5

9.

Вязание

16

4

12

10.

Сам себе художник, сам себе портной…

20

5

15

11.

Подготовка к выставке

8

3

5

12.

Итоговое занятие

2

 2

 

 

Итого

136

39

97

Содержание программы

1 год обучения.

1. Вводное занятие. План работы объединения. Знакомство с изделиями, организация рабочего места. Принадлежности, необходимые для работы. Правила поведения на занятиях. Диагностика: определение базовых знаний, умений и навыков.

2. Путешествие в страну «история». Исторические костюмы.

3. Из бабушкиного сундука. Виды и свойства хлопчато-бумажных и льняных тканей, лицевая и изнаночная стороны, нити основы и утка. Русская народная кукла, материалы для работы и последовательность изготовления. Куклы других стран, материалы и инструменты, необходимые для работы, особенности национальной одежды. Последовательность изготовления бумажной куклы в национальной одежде.

Практические занятия: Определение вида ткани и свойств образца, лицевой и изнаночной сторон, нитей основы и утка. Изготовление русских народных кукол: куклы – закрутки и куклы колокольчика. Изготовление бумажных кукол других стран в национальной одежде.

4. Поговорим о цвете. Цветовой круг, хроматические и ахроматические, основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Цветовые ассоциации, цветовые сочетания.

Практическая работа: выполнение рисунка в теплых и холодных тонах, выполнение ассоциативной карты к цвету, подбор цветовых сочетаний, выполнение цветового решения комплекта одежды.

5. В гостях у королевы иголки. Приемы выполнения ручных швов: «вперед иголка», «назад иголка», через край, петельный, образование сборки, способы пришивания пуговиц. Правила безопасности с инструментами.

Практические занятия: выполнение изделий с использованием ручных швов (салфетка, коврик, панно и т. п.).

6. Учимся играя. Что такое одежда? Что такое гардероб, что надеть на школьный утренник, к подруге на день рождения? Классификация одежды. Одежда домашняя, деловая, нарядная, спортивная. Что такое аксессуар? Почему детская одежда отличается от взрослой? Приемы работы с бумагой и картоном, клеем и ножницами, тканью и нитками. Техника безопасности при работе с ножницами. Гардероб для куклы своими руками: рекомендуемые ткани для изделий, выкройки и их применение, раскладка выкроек на ткани. Последовательность обработки изделия.

Практические занятия: Вырезание гардероба для бумажной куклы, составление коллажа «Модницы на пляже», выполнение эскизов деловой одежды для куклы. Раскрой и пошив домашней, деловой, нарядной, спортивной одежды: выбор модели, выбор ткани, раскладка выкроек, обмеловка, раскрой, соединение деталей.

7. Свет мой, зеркальце… Общие рекомендации по уходу за кожей и волосами. Как сделать прическу? Как сохранить улыбку красивой? Что помогает человеку быть здоровым и красивым? Что такое красивая осанка и что сделать, чтобы сохранить ее такой? Как научиться ходить красиво? Как правильно подобрать украшения? Украшения для куклы и для себя: рекомендуемые цвета и материалы для того или иного изделия, инструменты и принадлежности, последовательность изготовления и приемы соединения.

Практическая работа: разминка «тренировка улыбки», упражнения «передай улыбку», «улыбнись соседу». Упражнения для формирования осанки – ходьба с мешочком песка на голове по прямой линии, перешагивая кегли. Упражнение «На вешалку – с вешалки» (тренировка мышц плечевого пояса), стойка у стены с 5 прижатыми точками, упражнение на равновесие и улучшение походки. Составление ассоциативной карты к словам красота и здоровье, выбор повседневной прически для куклы и для себя и воплощение ее в реальность, выбор украшения и его изготовление.

8. Этикет. Что такое этикет. Как правильно встретить гостей, как вести себя за столом? Сервировка стола, угощение.

Практическая работа: Разыгрывание ситуаций «гости на пороге». Сервируем стол к чаепитию, угощаем гостей.

9. Подготовка к выставке. Изготовление работ для выставки. Экскурсия на районную выставку ДПИ – просмотр и обсуждение работ.

10. Сам себе художник, сам себе портной… Разработка и изготовление костюмов для коллекции «Карнавал цветов» - рекомендации по выбору модели, материала и разработке эскиза, раскрою, соединению деталей, оформлению костюма. Упражнения для улучшения походки.

Практическая работа: выбор модели, разработка эскиза, подбор материала, раскрой, соединение деталей, оформление костюма, показ готовых изделий.

11. Итоговое занятие. Итоговый контроль знаний за год. Подведение итогов. Поощрения.

2 год обучения.

1. Вводное занятие. План работы объединения. Организация рабочего места. Принадлежности, необходимые для работы. Диагностика: определение уровня сохранности знаний, умений и навыков. Повторение техники безопасности.

2. Путешествие в страну «история». Беседы с опорой на имеющиеся знания по темам: из истории русского народного костюма, из истории моды.

3. Из бабушкиного сундука. Русский народный костюм, составные части, особенности и цветовое решение костюма, материалы для работы и последовательность изготовления. Виды и свойства шерстяных и искусственных тканей.

Практическая работа: выбор материалов, раскладка лекал на ткани, раскрой, соединение деталей и оформление. Определение вида ткани, свойств образца, нитей основы и утка.

4. В гостях у королевы иголки. Приемы выполнения отделочных швов, способы пришивания фурнитуры.

Практическая работа: выполнение изделий с использованием отделочных швов (салфетки, панно и т. д.), пришивание крючков, кнопок, изготовление прорезной и воздушной петель и жатой пуговицы.

5. Поговорим о цвете. Воздействие цвета на человека, цвет и характер. Цвет в одежде, оптические иллюзии. Десять «цветных» советов.

Практическая работа: Выполнение упражнений «Полоска» (продольная и поперечная), «Орнамент» и наблюдение за получающимся эффектом. Подбор одежды по цветотипу, выполнение в цвете эскизов одежды для куклы, защита работ. Составление карты десять «цветных» советов.

6. Учимся играя. Классификация одежды - легкая, верхняя, летняя, зимняя. Что такое мода? Что такое стиль? Что надеть в кафе, а что в театр? Аксессуар – важная деталь или мелочь? Мой гардероб, какой он? Одежда для куклы: рекомендуемые ткани для изделий, раскладка выкроек на ткани, последовательность обработки изделия.

Практические занятия: Решение ситуаций: правильно ли одеты герои? Составление коллажа «Юные модницы». Выполнение ассоциативной карты к слову мода. Выполнение эскиза вечернего (или бального) платья. Определение своего стиля, подбор моделей одежды по стилю. Учимся украшать одежду с помощью шарфа. Основные способы завязывания шарфа. Шьем для куклы: выбор модели, ткани, раскладка выкроек, обмеловка, раскрой, соединение деталей.

7. Свет мой, зеркальце… Сон и здоровье, с чего начинать утро? Тайна холодной и горячей воды. Как сохранить красоту волос и сделать прическу? Глаза – зеркало души и тела. Макияж вокруг глаз. Уже пора? Моя и мамина косметика. Крема – для чего они нужны? Чем можно заменить крем? Духи и туалетная вода: когда и как использовать ароматы, какие запахи стимулируют, а какие угнетают? Украшения своими руками: рекомендуемые цвета и материалы для того или иного изделия, инструменты и принадлежности, последовательность и приемы соединения.

Практическая работа: упражнения для формирования осанки, для улучшения походки, выбор прически для праздника и воплощение ее в реальность, нанесение макияжа на куклу, выбор украшения и его изготовление.

8. Этикет. Искусство гостеприимства. Сервировка стола и угощение к празднику. Что и как едят. Дарим подарки.

Практическая работа: Разыгрывание ситуаций «гости, гости дорогие…». Сервируем стол к празднику и угощаем гостей.

9. Вязание. Вязание крючком. Инструменты и принадлежности, нитки для работы. Приемы вязания (воздушные петли, столбики без накидов, столбики с накидами, рогатки из столбиков). Техника безопасности.

Практические занятия: подбор ниток (по толщине и цвету) и № крючков для изделия. Выполнение образцов и изделия с использованием изученных приемов вязания.

10. Сам себе художник, сам себе портной… Разработка и изготовление костюмов для коллекции, рекомендации по выбору модели, материала и разработке эскиза, раскрою, соединению деталей, оформлению костюма. Упражнения для улучшения походки.

Практическая работа: выбор модели, разработка эскиза, подбор материала, раскрой, соединение деталей, оформление костюма, показ готовых изделий.

11. Подготовка к выставке. Изготовление работ для выставки. Экскурсия на районную выставку ДПИ – просмотр и обсуждение работ.

12. Итоговое занятие. Итоговый контроль знаний за год. Достижения учащихся. Поощрения.

Условия реализации.

Занятия должны проводиться в хорошо освещенном кабинете. Необходимы для работы следующие инструменты и приспособления: лекала, ножницы, иглы, булавки, электрический утюг, гладильная доска. Остальные принадлежности: нитки, иглы, бумага, карандаш или мел, ткань – должен принести на занятия каждый ребенок.

Для занятий необходимы наглядные пособия: образцы тканей, образцы ручных швов, лекала, журналы кукольной одежды, образцы готовых изделий. Перед практической работой необходимо провести инструктаж по технике безопасности, при работе с ножницами и иглой, эл. утюгом.

Ожидаемый результат

К концу первого года обучения девочки должны уметь:

  • определять лицевую и изнаночную стороны ткани, нити основы и утка,
  • выполнять простые виды ручных швов,
  • пользоваться выкройками,
  • плести несложные изделия из бисера,
  • пришивать пуговицы.
  • организовать рабочее место и привести в порядок после занятия

должны знать:

  • краткую историю кукол,
  • понятия одежда, гардероб,
  • названия ручных швов,
  • общие рекомендации по уходу за куклой,
  • детали одежды,
  • основные свойства хлопчато – бумажных и льняных тканей,
  • технику безопасности при работе с инструментами,
  • приемы работы с бумагой и клеем,
  • приемы работы с бисером,
  • правила приема гостей.

К концу второго года обучения девочки должны уметь:

  • владеть инструментами,
  • пользуясь выкройками, сшить изделие,
  • подбирать и раскраивать ткань,
  • определять стиль одежды,
  • подбирать одежду по цвету,
  • подбирать аксессуары и украшения к одежде,
  • подбирать и выполнять несложные прически,
  • владеть простыми приемами декорирования, оформления работ.
  • плести более сложные изделия из бисера,
  • выполнять не сложные изделия способом сухого валяния.

должны знать:

  • основные свойства эластичных и трикотажных тканей,
  • понятия мода, стиль,
  • краткую историю русского народного костюма,
  • цветовые сочетания,
  • классификацию одежды,
  • последовательность соединения деталей в плечевых и поясных изделиях,
  • приемы работы с шерстью для валяния,
  • способы пришивания бисера к ткани.
  • способы ухода за волосами и кожей,
  • способы сервировки стола.

Все работы должны выполняться аккуратно. Подведением итогов являются выставки и конкурсы внутри объединения, а лучшие работы выставляются весной на районной выставке, показ моделей.

Способы контроля

Устные: опрос- беседа, тестирование для более старшего возраста,

Практические: выполнение конкретного задания или работы, выполнение творческой работы или работы с элементами творчества, итоги участия в выставках, конкурсах

Отслеживание результата.

1 год: наблюдение, ведение картотеки на детей (что умели, чему научились); ведение творческих книжек (записывается каждая выполненная работа и оценка); участие в выставках, показах моделей.

Критерии оценки выполненных работ: аккуратность, самостоятельность, быстрота и точность выполнения, качественное выполнение швов.

2 год: наблюдение, ведение картотеки на детей; ведение творческих книжек; участие в выставках, показах моделей.

Критерии оценки: степень сложности работы, аккуратность, самостоятельность в выполнении задания, быстрота и точность выполнения, качественное выполнение изделия, творческий подход к работе.

Список литературы.

1. Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер» Ярославль «Академия развития» 1988.

2. Л. Коломеец «Все для моей любимой куклы» - М.: Рольф, 2000.

3. Журналы «Лола», «Вероника», «Играем с Барби», «Принцесса».

4. М. Левина «365 кукол со всего света» - М.: Рольф, 2000.

5. Э.Н. Литвинец «И дивный видится узор» Москва; Молодая гвардия 1988.

6. Н.Н. Кабанова ГУ «СОШ №2» г. Семей программа «КРАСОТКА».

Автор: Семенова С.Н.,педагог II квалификационной категории МОУ ДОД «Центр детского творчества».

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 13.01.2020 в 13:38

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!