Регистрация

Дополнительная образовательная программа «Модница. Я и моя кукла»

  • 1 июня 2016

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Программы

НАЗВАНИЕ – «Модница. Я и моя кукла».

НАПРАВЛЕНННОСТЬ – художественно-эстетическая

ТИП ПРОГРАММЫ – модифицированная 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – декоративно-прикладное искусство.

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ – общекультурный 

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ – 7 – 12 лет

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ – 2 года.

Пояснительная записка

Познание окружающего мира ребенком начинается с игрушки, игры в куклы. Игра и кукла – это не только забава и развлечение, это и способ приобретения реальных жизненных навыков. Играя со своей любимицей, девочки часто забывают, что она не настоящая, думают, что кукла живая, поэтому ей тоже хочется жить в уютном красивом доме, быть нарядно одетой и причесанной. Особенно любят играть с куклами из мультфильмов, например, их привлекают игры для девочек монстер хай.

Создание одежды, украшений, мебели для куклы – это занятие творческое, способное побуждать и развивать детскую фантазию. Ознакомление учащихся младшего возраста с различными методами и техниками, используемыми в рукоделии, декоративно-прикладном искусстве позволяет им с помощью куклы в дальнейшем переносить подобный полученный опыт в повседневную жизнь, развивает интерес к продолжению занятий в более старшем возрасте.

Ручной труд способствует развитию эстетического вкуса, воспитывает аккуратность, усидчивость, целеустремленность, чувство взаимопонимания. В результате преобразования различных материалов в конкретные декоративные формы и образы у детей формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, т.к. сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности.

На занятиях девочки приобретают умение в подборе ткани и других материалов для изделий, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, особенностях пошива и оформления русского народного костюма. Учатся творчески подходить к работе по готовым лекалам, а также выполнять украшения из бисера, как для куклы, так и для себя. Учатся по настоящему заботиться не только о своей любимой игрушке, но и о себе самой, учатся искусству быть привлекательной и обаятельной, т.е. следить за своей внешностью и разбираться в огромном выборе модных новинок одежды, быть помощницей в доме и заботиться о своем гардеробе.

В освоении программы на помощь девочкам приходят знания по изобразительному искусству (цветоведение, создание эскизов), трудовому обучению (составление коллажей, простейшие навыки шитья).

Новизна программы состоит в том, что помимо создания эскизов и шитья кукольной одежды, девочки на заданную тему создают эскизы моделей для себя, с помощью педагога разрабатывают выкройки и реализуют собственный замысел в материале. Программой предусмотрено проведение интегрированных занятий совместно со школьным музеем по темам: из истории создания куклы, из истории русского народного костюма.

Цель программы «Модница. Я и моя кукла»: Создание условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся посредством приобщения их к рукоделию.

Задачи: обучающие

  • познакомить с историей куклы, историей бисера, историей одежды;
  • познакомить с инструментами и материалами для рукоделия;
  • познакомить с различными видами ручных работ, свойствами ткани;
  • познакомить с одним из вариантов использования ненужных вещей;
  • научить основным приемам и навыкам работыс лекалами, схемами;
  •  научить умению подбирать и раскраивать ткань, бережно и экономно расходуя материал.

 Развивающие:

  • развивать инициативу проявления творческих задатков и фантазии учащихся.
  • развивать практические навыки работы с бумагой и картоном, тканью, бисером, бросовым материалом;
  • способствовать определению своего стиля в одежде;
  • развивать умение носить одежду, определять при этом своё самочувствие;
  • раскрыть зависимость внешней красоты от потребности соблюдения гигиенических норм;
  • расширять представления о цвете, показать значимость цвета в природе и в жизни человека;
  • развивать умение подбирать предметы личной гигиены и использовать их с учётом индивидуальных особенностей.
  • способствовать развитию самостоятельности;
  • способствовать развитию мелкомоторных действий и мышц рук;
  • создавать ситуации успеха для каждого ребенка.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к народным традициям;
  • воспитывать уважительное отношение к женщине (матери, сестре, подруге);
  • способствовать формированию лучших качеств личности, необходимых в жизни: трудолюбия, аккуратности, умения общаться в коллективе;
  • содействовать проявлениям эстетической воспитанности, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Программа объединения рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста, т.е. от 7 до 12 лет, с возможностью продолжения обучения по программе «Рукодельница». Учебные группы могут быть разновозрастные. В первый год занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (136 часов), во второй год – 2 раза в неделю по 2 часа (136 часов). Если обучающийся хочет заниматься по данной программе еще год, то он повторно осваивает курс, но с усложнением содержания программы.

Программа написана на основе имеющихся программ и учебно-методической литературы по рукоделию, и является модифицированной, т.к. включает разнообразные темы, различные материалы и виды деятельности, технологические приемы и методики, учитывает интересы детей.

Чередование различных форм организации деятельности (беседы, использование слайд – программ, составление коллажей, разработка эскизов, разработка и изготовление костюмов, экскурсии в школьный музей и др.) позволяет не только поддерживать интерес, но и помогает организовать деятельность обучающихся как удовлетворение их познавательных потребностей, потребностей в самоутверждении и самовыражении.

При реализации программы применяются в основном практические методы работы, предполагающие упражнения, выбор материалов для работы, освоение техник, практические, самостоятельные работы, причем самостоятельность детей в процессе обучения должна возрастать, помощь педагога переходить в консультативную, контролирующую, чтобы не погасить творческую инициативу ребенка.

Словесные методы – рассказ, беседы, объяснения при изучении нового материала, ознакомление с журналами, обсуждение, опрос и др.

Наглядные – демонстрация специальной литературы, образцов, схем, эскизов, показ готовых изделий.

Аналитические – анализ, самоанализ, коллективное обсуждение работ.

Методы воспитательного воздействия – поощрение и похвала, стимулирование к совершенствованию и успеху, убеждение.

Основная форма обучения – учебное занятие, занятие-игра, занятие-экскурсия.

Коллективные, групповые формы обучения.

Освоение учебного материала построено по принципу «от простого – к сложному» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, уровня их подготовки. При этом учитываются конструктивные и технологические особенности конкретных изделий, трудоемкость их выполнения.

 Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

 

 

Кол-во часов

в том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Путешествие в страну «история»

4

 2

2

3.

Из бабушкиного сундука

8

2

6

4.

Поговорим о цвете

6

2

4

5.

В гостях у королевы иголки

6

2

4

6.

Учимся играя

50

15

35

7.

Свет мой, зеркальце…

36

10

26

8.

Этикет

 6

2

4

9.

Подготовка к выставке

6

1

5

10.

Сам себе художник, сам себе портной…

 10

2

8

11.

Итоговое занятие

 2

 2

 

 

Итого

136

41

95

2 год обучения

Тема

 

 

Кол-во часов

в том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Путешествие в страну «история»

2

2

2

3.

Из бабушкиного сундука

8

2

6

4.

В гостях у королевы иголки

6

1

5

5.

Поговорим о цвете

6

1,5

4,5

6.

Учимся играя

38

10

28

7.

Свет мой, зеркальце…

22

6

16

8.

Этикет

6

1,5

4,5

9.

Вязание

16

4

12

10.

Сам себе художник, сам себе портной…

20

5

15

11.

Подготовка к выставке

8

3

5

12.

Итоговое занятие

2

 2

 

 

Итого

136

39

97

Содержание программы

1 год обучения.

1. Вводное занятие. План работы объединения. Знакомство с изделиями, организация рабочего места. Принадлежности, необходимые для работы. Правила поведения на занятиях. Диагностика: определение базовых знаний, умений и навыков.

2. Путешествие в страну «история». Исторические костюмы.

3. Из бабушкиного сундука. Виды и свойства хлопчато-бумажных и льняных тканей, лицевая и изнаночная стороны, нити основы и утка. Русская народная кукла, материалы для работы и последовательность изготовления. Куклы других стран, материалы и инструменты, необходимые для работы, особенности национальной одежды. Последовательность изготовления бумажной куклы в национальной одежде.

Практические занятия: Определение вида ткани и свойств образца, лицевой и изнаночной сторон, нитей основы и утка. Изготовление русских народных кукол: куклы – закрутки и куклы колокольчика. Изготовление бумажных кукол других стран в национальной одежде.

4. Поговорим о цвете. Цветовой круг, хроматические и ахроматические, основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Цветовые ассоциации, цветовые сочетания.

Практическая работа: выполнение рисунка в теплых и холодных тонах, выполнение ассоциативной карты к цвету, подбор цветовых сочетаний, выполнение цветового решения комплекта одежды.

5. В гостях у королевы иголки. Приемы выполнения ручных швов: «вперед иголка», «назад иголка», через край, петельный, образование сборки, способы пришивания пуговиц. Правила безопасности с инструментами.

Практические занятия: выполнение изделий с использованием ручных швов (салфетка, коврик, панно и т. п.).

6. Учимся играя. Что такое одежда? Что такое гардероб, что надеть на школьный утренник, к подруге на день рождения? Классификация одежды. Одежда домашняя, деловая, нарядная, спортивная. Что такое аксессуар? Почему детская одежда отличается от взрослой? Приемы работы с бумагой и картоном, клеем и ножницами, тканью и нитками. Техника безопасности при работе с ножницами. Гардероб для куклы своими руками: рекомендуемые ткани для изделий, выкройки и их применение, раскладка выкроек на ткани. Последовательность обработки изделия.

Практические занятия: Вырезание гардероба для бумажной куклы, составление коллажа «Модницы на пляже», выполнение эскизов деловой одежды для куклы. Раскрой и пошив домашней, деловой, нарядной, спортивной одежды: выбор модели, выбор ткани, раскладка выкроек, обмеловка, раскрой, соединение деталей.

7. Свет мой, зеркальце… Общие рекомендации по уходу за кожей и волосами. Как сделать прическу? Как сохранить улыбку красивой? Что помогает человеку быть здоровым и красивым? Что такое красивая осанка и что сделать, чтобы сохранить ее такой? Как научиться ходить красиво? Как правильно подобрать украшения? Украшения для куклы и для себя: рекомендуемые цвета и материалы для того или иного изделия, инструменты и принадлежности, последовательность изготовления и приемы соединения.

Практическая работа: разминка «тренировка улыбки», упражнения «передай улыбку», «улыбнись соседу». Упражнения для формирования осанки – ходьба с мешочком песка на голове по прямой линии, перешагивая кегли. Упражнение «На вешалку – с вешалки» (тренировка мышц плечевого пояса), стойка у стены с 5 прижатыми точками, упражнение на равновесие и улучшение походки. Составление ассоциативной карты к словам красота и здоровье, выбор повседневной прически для куклы и для себя и воплощение ее в реальность, выбор украшения и его изготовление.

8. Этикет. Что такое этикет. Как правильно встретить гостей, как вести себя за столом? Сервировка стола, угощение.

Практическая работа: Разыгрывание ситуаций «гости на пороге». Сервируем стол к чаепитию, угощаем гостей.

9. Подготовка к выставке. Изготовление работ для выставки. Экскурсия на районную выставку ДПИ – просмотр и обсуждение работ.

10. Сам себе художник, сам себе портной… Разработка и изготовление костюмов для коллекции «Карнавал цветов» - рекомендации по выбору модели, материала и разработке эскиза, раскрою, соединению деталей, оформлению костюма. Упражнения для улучшения походки.

Практическая работа: выбор модели, разработка эскиза, подбор материала, раскрой, соединение деталей, оформление костюма, показ готовых изделий.

11. Итоговое занятие. Итоговый контроль знаний за год. Подведение итогов. Поощрения.

2 год обучения.

1. Вводное занятие. План работы объединения. Организация рабочего места. Принадлежности, необходимые для работы. Диагностика: определение уровня сохранности знаний, умений и навыков. Повторение техники безопасности.

2. Путешествие в страну «история». Беседы с опорой на имеющиеся знания по темам: из истории русского народного костюма, из истории моды.

3. Из бабушкиного сундука. Русский народный костюм, составные части, особенности и цветовое решение костюма, материалы для работы и последовательность изготовления. Виды и свойства шерстяных и искусственных тканей.

Практическая работа: выбор материалов, раскладка лекал на ткани, раскрой, соединение деталей и оформление. Определение вида ткани, свойств образца, нитей основы и утка.

4. В гостях у королевы иголки. Приемы выполнения отделочных швов, способы пришивания фурнитуры.

Практическая работа: выполнение изделий с использованием отделочных швов (салфетки, панно и т. д.), пришивание крючков, кнопок, изготовление прорезной и воздушной петель и жатой пуговицы.

5. Поговорим о цвете. Воздействие цвета на человека, цвет и характер. Цвет в одежде, оптические иллюзии. Десять «цветных» советов.

Практическая работа: Выполнение упражнений «Полоска» (продольная и поперечная), «Орнамент» и наблюдение за получающимся эффектом. Подбор одежды по цветотипу, выполнение в цвете эскизов одежды для куклы, защита работ. Составление карты десять «цветных» советов.

6. Учимся играя. Классификация одежды - легкая, верхняя, летняя, зимняя. Что такое мода? Что такое стиль? Что надеть в кафе, а что в театр? Аксессуар – важная деталь или мелочь? Мой гардероб, какой он? Одежда для куклы: рекомендуемые ткани для изделий, раскладка выкроек на ткани, последовательность обработки изделия.

Практические занятия: Решение ситуаций: правильно ли одеты герои? Составление коллажа «Юные модницы». Выполнение ассоциативной карты к слову мода. Выполнение эскиза вечернего (или бального) платья. Определение своего стиля, подбор моделей одежды по стилю. Учимся украшать одежду с помощью шарфа. Основные способы завязывания шарфа. Шьем для куклы: выбор модели, ткани, раскладка выкроек, обмеловка, раскрой, соединение деталей.

7. Свет мой, зеркальце… Сон и здоровье, с чего начинать утро? Тайна холодной и горячей воды. Как сохранить красоту волос и сделать прическу? Глаза – зеркало души и тела. Макияж вокруг глаз. Уже пора? Моя и мамина косметика. Крема – для чего они нужны? Чем можно заменить крем? Духи и туалетная вода: когда и как использовать ароматы, какие запахи стимулируют, а какие угнетают? Украшения своими руками: рекомендуемые цвета и материалы для того или иного изделия, инструменты и принадлежности, последовательность и приемы соединения.

Практическая работа: упражнения для формирования осанки, для улучшения походки, выбор прически для праздника и воплощение ее в реальность, нанесение макияжа на куклу, выбор украшения и его изготовление.

8. Этикет. Искусство гостеприимства. Сервировка стола и угощение к празднику. Что и как едят. Дарим подарки.

Практическая работа: Разыгрывание ситуаций «гости, гости дорогие…». Сервируем стол к празднику и угощаем гостей.

9. Вязание. Вязание крючком. Инструменты и принадлежности, нитки для работы. Приемы вязания (воздушные петли, столбики без накидов, столбики с накидами, рогатки из столбиков). Техника безопасности.

Практические занятия: подбор ниток (по толщине и цвету) и № крючков для изделия. Выполнение образцов и изделия с использованием изученных приемов вязания.

10. Сам себе художник, сам себе портной… Разработка и изготовление костюмов для коллекции, рекомендации по выбору модели, материала и разработке эскиза, раскрою, соединению деталей, оформлению костюма. Упражнения для улучшения походки.

Практическая работа: выбор модели, разработка эскиза, подбор материала, раскрой, соединение деталей, оформление костюма, показ готовых изделий.

11. Подготовка к выставке. Изготовление работ для выставки. Экскурсия на районную выставку ДПИ – просмотр и обсуждение работ.

12. Итоговое занятие. Итоговый контроль знаний за год. Достижения учащихся. Поощрения.

Условия реализации.

Занятия должны проводиться в хорошо освещенном кабинете. Необходимы для работы следующие инструменты и приспособления: лекала, ножницы, иглы, булавки, электрический утюг, гладильная доска. Остальные принадлежности: нитки, иглы, бумага, карандаш или мел, ткань – должен принести на занятия каждый ребенок.

Для занятий необходимы наглядные пособия: образцы тканей, образцы ручных швов, лекала, журналы кукольной одежды, образцы готовых изделий. Перед практической работой необходимо провести инструктаж по технике безопасности, при работе с ножницами и иглой, эл. утюгом.

Ожидаемый результат

К концу первого года обучения девочки должны уметь:

  • определять лицевую и изнаночную стороны ткани, нити основы и утка,
  • выполнять простые виды ручных швов,
  • пользоваться выкройками,
  • плести несложные изделия из бисера,
  • пришивать пуговицы.
  • организовать рабочее место и привести в порядок после занятия

должны знать:

  • краткую историю кукол,
  • понятия одежда, гардероб,
  • названия ручных швов,
  • общие рекомендации по уходу за куклой,
  • детали одежды,
  • основные свойства хлопчато – бумажных и льняных тканей,
  • технику безопасности при работе с инструментами,
  • приемы работы с бумагой и клеем,
  • приемы работы с бисером,
  • правила приема гостей.

К концу второго года обучения девочки должны уметь:

  • владеть инструментами,
  • пользуясь выкройками, сшить изделие,
  • подбирать и раскраивать ткань,
  • определять стиль одежды,
  • подбирать одежду по цвету,
  • подбирать аксессуары и украшения к одежде,
  • подбирать и выполнять несложные прически,
  • владеть простыми приемами декорирования, оформления работ.
  • плести более сложные изделия из бисера,
  • выполнять не сложные изделия способом сухого валяния.

должны знать:

  • основные свойства эластичных и трикотажных тканей,
  • понятия мода, стиль,
  • краткую историю русского народного костюма,
  • цветовые сочетания,
  • классификацию одежды,
  • последовательность соединения деталей в плечевых и поясных изделиях,
  • приемы работы с шерстью для валяния,
  • способы пришивания бисера к ткани.
  • способы ухода за волосами и кожей,
  • способы сервировки стола.

Все работы должны выполняться аккуратно. Подведением итогов являются выставки и конкурсы внутри объединения, а лучшие работы выставляются весной на районной выставке, показ моделей.

Способы контроля

Устные: опрос- беседа, тестирование для более старшего возраста,

Практические: выполнение конкретного задания или работы, выполнение творческой работы или работы с элементами творчества, итоги участия в выставках, конкурсах

Отслеживание результата.

1 год: наблюдение, ведение картотеки на детей (что умели, чему научились); ведение творческих книжек (записывается каждая выполненная работа и оценка); участие в выставках, показах моделей.

Критерии оценки выполненных работ: аккуратность, самостоятельность, быстрота и точность выполнения, качественное выполнение швов.

2 год: наблюдение, ведение картотеки на детей; ведение творческих книжек; участие в выставках, показах моделей.

Критерии оценки: степень сложности работы, аккуратность, самостоятельность в выполнении задания, быстрота и точность выполнения, качественное выполнение изделия, творческий подход к работе.

Список литературы.

1. Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер» Ярославль «Академия развития» 1988.

2. Л. Коломеец «Все для моей любимой куклы» - М.: Рольф, 2000.

3. Журналы «Лола», «Вероника», «Играем с Барби», «Принцесса».

4. М. Левина «365 кукол со всего света» - М.: Рольф, 2000.

5. Э.Н. Литвинец «И дивный видится узор» Москва; Молодая гвардия 1988.

6. Н.Н. Кабанова ГУ «СОШ №2» г. Семей программа «КРАСОТКА».

Автор: Семенова С.Н.,педагог II квалификационной категории МОУ ДОД «Центр детского творчества».

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 13.01.2020 в 13:38

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!