Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, Положения о рабочей программе.
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:
Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.
Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
В 1 классе достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня обеспечивается формой социальной пробы (работу над понятием инициировал М.И. Рожков): инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми.
В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Цель программы – создать условия для перехода младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художественных ценностей к общению искусством, т.е. изменения внутренней позиции ребёнка от художественно-игровой позиции к художественной-коммуникативной.
Задачи программы:
Программа предоставляет возможность вызвать интерес к литературному чтению; расширить читательский кругозор; формировать читательский вкус, используя детский игровой фольклор, русские народные сказки, авторскую сказку и т.д. открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни; развивать эмоционально – чувственную сферу; обучать чтению – рассматриванию; формировать навык чтения.
Многие родители начинают обучать детей иностранным языкам с ранних лет, однако с первых же классов школы дети перестраиваются на другие принципы обучения, которые не всегда даются им легко. Чтобы английский язык для младших школьников давался легко и с удовольствием, ребенку может понадобиться помощь. Информацию об этом можно найти на сайте https://SmileEnglish.ru/kids/school/. Здесь вы найдете чутких и творческих преподавателей, которые помогут школьникам выполнить на «отлично» домашние задания и чувствовать себя уверенно возле доски!
На занятии дети знакомятся с произведениями детской художественной литературы. Получают развитие навыка слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Учатся выражать собственное отношение к тексту.
В качестве учебного материала – выбрана фольклорная (народная) сказка. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя ребёнка в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей 7-8 лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
1. Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка».
2. Украинская народная сказка «Колосок». Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.
3. Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.
4. Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.
5. Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица.
6. Русская народная сказка «Храбрый баран» Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.
7. Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.
8. Чукотская сказка «Хвост». Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.
9. Удмуртская сказка «Как произошли медведи» Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.
10. Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина.
11. Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» Чтение сказки. Работа над пересказом.
12. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки.
13. Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». Чтение сказки. Иллюстрирование.
14. Русская народная сказка «Хаврошечка» Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту.
15. Сказки про лису. Русская сказка «Думы». Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.
16. Русская народная сказка «Лиса-повитуха». Чтение сказки. Иллюстрирование.
17. Мордовская сказка «Разудалый петушок». Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ.
18. Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей» Чтение. Сравнение с мордовской сказкой.
19. Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» Чтение сказки. Работа по содержанию сказки.
20. Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». Чтение сказки. Анализ прочитанного.
21-23. Сказки Л.Н. Толстого и А.Н. Толстого Чтение сказок. Работа над текстом.
24. Ингушская сказка «Сокол и ворона» Чтение сказки. Работа над текстом.
25. Русская народная сказка «Байка про тетерева» Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц.
26. Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». Чтение и инсценирование сказки.
27. Русская сказка «Лиса и тетерев». Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки.
28. Сказки про птиц. Выставка книг. Чтение. Сравнение.
29. Моя любимая сказка о животных. Чтение и пересказ любимых сказок.
30-32. Рассказы о природе (В. Бианки, М. Пришвин) Беседы. Анализ рассказов.
33. Итоговое занятие. Литературная викторина.
Литература:
1. Вибе О. В. Уроки волшебного слова. – Таганрог. «Айкэн», 2000.
2. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем.- М., 1994.
3. Мельников М.А. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
4. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. – М. Издательский центр «Академия», 2001.
5. Тишина Т.Н., Карпеева И.В. и др. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы. – Омск, «ИРООО», 2010.
Автор: Федярина Анжелика Евгеньевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №2 г. Надым.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень интересный и нужный материал для начальной школы. Мой сын пошел в 1 класс, думаю нашей молодой учительнице данный материал будет полезен. Спасибо.