Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
На протяжении многих лет школьные музеи являются визитной карточкой МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» и являются центром гражданско-патриотического воспитания обучающихся в школе. Музейная педагогика располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, рекреационная, коммуникативная, профориентационная и т.д.
В своей деятельности по развитию патриотизма у ребят выделяем следующие направления воспитательной работы:
Определив и приняв содержание понятия «патриотизма», как нравственной категории, психологические аспекты его формирования, отражающие этапы формирования патриотизма у ребят, мы тем самым подошли к вопросу о механизме реализации поставленной цели: создании условий для становления высоконравственного человека-патриота. Базовым ориентиром в работе школы по музейной педагогике на протяжении нескольких лет являлась локальная программа гражданско-патриотического воспитания «Память». Ведущая идея программы – воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций на основепопуляризация подвига нашего земляка А. М. Зверева и подвига города Ленинграда в период блокады и на их примере получение современными детьми представлений о большой войне против немецко-фашистских захватчиков в борьбе за независимости Родины, о значении той победы для дальнейшего развития человечества
Идейные ресурсы современного образования, заложенные в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании, заставляют искать новые методы и формы работы. В связи с этим программа «Память» трансформировалась в три локальные программы дополнительные образования. Краеведческое направление работы в школе с этого учебного года осуществляется через реализацию дополнительных культурологических образовательных программ «Патриоты Родины», «Факел», «Веков связующая нить».
Дополнительное образование, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к ребёнку, не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, педагог-организатор, сотрудники городского музея, архива, местные краеведы.
В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.
Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея – преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий.
Деятельность школьных музеев значительна не только для ученического и педагогического коллектива школы, но и в целом для города. На протяжении нескольких лет музей является социокультурным центром г. Надыма и Надымского района. На базе музея проходят районные и окружные семинары, круглые столы, конференции. Опыт работы музея транслируется в Ямало-Ненецком автономном округе.
Библиографический список:
Автор: Буркова Александра Серафимовна, заведующая школьным Музеем Боевой (Пионерской) Славы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма», г. Надым, ЯНАО. Первая квалификационная категория.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Александра Серафимовна! У Вас актуальная и педагогически значимая работа! Постоянно действующие музеи воспитывают подрастающее поколение! Вам спасибо за работу! Ставлю первые 5 звёзд! Приглашаю на свою страничку.
Уважаемая Александра Серафимовна!В последнее время музейная педагогика получила широкое распространение.Очень хорошо, что в вашей школе создан музей и учебный процесс подкрепляется его материалами. Успехов Вам!
Уважаемая Александра Серафимовна! Работа в музее требует большой отдачи сил и старания, умения и инициативы. Замечательно, что Вы обладаете всеми этими качествами, иначе музей не был бы столь востребован, не было бы того опыта, которым Вы щедро делитесь. Желаю Вам дальнейших успехов в работе и новых посетителей!