Регистрация

Развитие творческого потенциала воспитанников через метод проектов

  • 24 января 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении»

Проектная деятельность сегодня активно внедряется во все сферы нашей жизни, дополнительное образование не остается в стороне. В связи с большой популярностью использование метода проектов в специальной литературе можно встретить множество его определений. Однако все они сводятся к утверждению, что учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитанников – партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. (Бухаркина М.Ю.).

Для воспитанника проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим воспитанником. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.

Для педагога учебный проект – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед детьми познавательных проблем, решая которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение  в практической деятельности. Кроме того проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение – активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целеноправленная учебная деятельность. При этом ребёнок, является полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – это неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Считаю, что формирование у воспитанников качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности необходимо для успешной социализации.

Основными задачами своей педагогической деятельности считаю развитие интереса и активизацию познавательной деятельности воспитанников, формирование творческих личностных характеристик по средствам метода проектов, обучение воспитанников организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности, воспитание коммуникативных качеств личности.

Использование метода проектов на занятиях повышает мотивацию к творческой деятельности.

За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ребенок становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу.  Поэтому я использую проектный метод обучения, в основе которого лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности. Предполагается использование графического редактора Paint для организации мини-исследований и редактора презентаций PowerPoint для представления полученных результатов.

На занятиях обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Ребята придумывают и оформляют занимательные задачи, сказки, ребусы, календари, творческие  проекты и др. Результат работы представляют в виде мини-проекта.

Работа обучаемого в графическом редакторе выявляет уровень развития образного мышления и помогает его совершенствованию. Графические редакторы позволяют воспитанникам легко строить сложные геометрические объекты, изучать их преобразования (растяжение, сжатие, сдвиг, поворот, отображение), строить произвольные проекции. Все это способствует развитию у обучаемых пространственного воображения. Универсальность современных графических редакторов делает их вполне уместными для компьютерного проектирования в различных жизненных ситуациях.

Воспитанники создают свои проекты в среде графического редактора Paint и эти работы можно презентовать c помощью Power Point. Для подготовки каждого, на первый взгляд простого рисунка в среде графического редактора Paint, ребенок должен овладеть основными навыками работы в графическом редакторе, разработать алгоритм «вырисовывания» предложенного рисунка. После выполнения задания ведется групповое обсуждение, при котором каждый сможет дополнить свои знания, будут предотвращены ошибки, оказана помощь слабым воспитанникам. Завершительным этапом становится защита проекта (оценивание внешнего вида проектной работы, уровня творчества), выделение лучших работ, подведение итогов выполнения проекта.

Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. При защите дети обосновывают причины и актуальность выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность, описывают проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации, представляют полученный продукт. При оценивании проекта учитываются мнения и рекомендации других воспитанников.

Полученные знания и умения позволяют воспитанникам создавать грамотно оформленные работы и не только успешно участвовать в интеллектуальных конкурсах, но и конкурсах социальной рекламы, конкурсах детских рисунков и плакатов.

Участие во всевозможных интеллектуальных и творческих конкурсах, фестивалях, дистанционных проектах дает возможность ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы.

Из опыта своей работы стоит отметить, что дети с удовольствием выполняют творческие проекты и участвуют в конкурсах (открытый Национальный конкурс социального проектирования «Новое пространство России», Всероссийские конкурсы детского рисунка и прикладного творчества «Африка», «Корней Чуковский», II Всероссийский конкурс социальных проектов «Создай свой мир», Международные и всероссийские дистанционные конкурсы», «Осенние мотивы», «Мастер календарей» и мн. др.), а результатом и поощрением их деятельности является получение дипломов.

1. Рисунок Керимова Олега           Рисунок Керимова Олега    

Керимов Олег, 10 лет, победитель регионального и окружного этапа открытого национального конкурса социального проектирования «Новое пространство России».

2. Рисунок Киселева Николая

Рисунок Киселева Николая

Киселёв Николай, 11 лет, победитель II Всероссийского конкурса социальных проектов «Создай мир».

Проекты дают возможность детям строить свою образовательную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Воспитанники активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения. Темы проектов связаны с жизнью детей и окружающим их миром. Это означает, что обучаемые исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ. Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого воспитанника в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с педагогом и сверстниками, и т.д.

У каждого педагога свои методы и формы работы с детьми. Почти каждый ребенок обладает теми или иными способностями. Задача педагога  - раскрыть и развить их, создать благоприятные условия для развития и укрепления интеллекта, познавательных и творческих способностей  и личностного роста детей.

Список литературы:

  1. Мещерякова Л. В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. Челябинск, 1998.
  2. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования. Минск, 1995.
  3. М. Ю. Бухаркина, Е. С. Полат. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.

Автор: Аржаникова Инна Владимировна, педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория, МБОУ ДОД «ДДТ», п. Ханымей, Пуровский район, ЯНАО. Стаж 7 лет.

3.6 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 18)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Николаевна 27.01.2013 в 20:32

Уважаемая Инна Владимировна! Желаю Вам успехов в развитии познавательных и творческих способностей каждого ребёнка, используя данный метод. Думаю, у Вас всё получится.

Ирина Владимировна 31.01.2013 в 23:35

Уважаемая Инна Владимировна! Вы пишете,что воспитанники создают свои проекты в среде графического редактора Paint,демонстрируют их, участвуют в конкурсах, получают грамоты. Очень бы хотелось,чтобы вы раскрыли свои методы,формы работы, свою изюминку по раскрытию способностей каждого ребенка.Желаю Вам творческих успехов!

Шахова Ольга Вячеславовна 02.02.2013 в 19:40

Инна Владимировна, наши воспитанники тоже участвуют в различных конкурсах, поэтому отлично знаю какая это кропотливая ежедневная работа. А уж одержать победу - это высший класс. Моя пятерка для Вас.

Любовь Владимировна 03.02.2013 в 07:02

Здравствуйте,Инна Владимировна.Предложенная Вами работа имела бы смысл,если бы были предложены действительно Ваши наработки или реализованные проекты ваших воспитанников.Теоретический материал о проектах уже всем известен.Предложенные рисунки лишь свидетельствуют о детских способностях. В чём здесь вы видете Вашу заслугу?

Любовь Владимировна 03.02.2013 в 13:21

Извините за ошибку - видИте

Светлана Евгеньевна Первенецкая 20.02.2013 в 12:17

Уважаемая Инна Владимировна! К сожалению, вы действительно не раскрыли сути своей работы. Иллюстрации к вашей работе не дают представления о том, что дети занимаются ПРОЕКТИРОВАНИЕМ. Ведь проект - это не только создание картинок в графическом редакторе, а намного-намного более широкое поле деятельности.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!