Регистрация

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода и её роль в природе. Свойства и превращения воды»

  • 3 февраля 2021

Сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в природе.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • Формировать представления о свойствах и состояниях воды, о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды в природе.
  • Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

2. Развивающие:

  • Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез.
  • Развивать умение получать информацию из различных источников.

3. Воспитывающие:

  • Воспитывать экологическое мышление.
  • Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Задачи:

– расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение;

– создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путём опытов);

– развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;

– развитие самоконтроля учащихся;

– воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование для учителя: Учебник О.Т.Поглазовой, В.Д.Шипина (1ч.), 2007, программа «Гармония», компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Вода и её роль в природе».

Оборудование для учащихся: Стакан с водой, ложка, сахар, измельчённый мел или порошок.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Дети, сегодня на урок пришли мои коллеги, учителя, родители. Поприветствуйте их. Настроение каково?

Дети: Во!!!

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Повторим изученный материал о воздухе. Дома вы готовили рисунки «Берегите воздух». Чем важен воздух всем обитателям Земли?

Дети: Без воздуха не было бы жизни на Земле.

Учитель: Услышали бы мы пение птиц, жужжание насекомых, школьный звонок без воздуха?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Дети: Потому что воздух передаёт звуки.

Учитель: Для чего в аквариумах продувают воздух?

Дети: Для насыщения воды кислородом.

Учитель: Каково значение имеет озеленение городов и сёл?

Дети: Леса называют «лёгкими» нашей планеты. Если есть растения и деревья, то воздух будет наполняться кислородом.

Учитель: Почему борьбу за чистоту воздуха необходимо вести всем землянам сообща?

Дети: Воздушные потоки и ветры могут перемещать загрязнённый в одном месте воздух в другие края Земли. Поэтому очень важно всем землянам беречь чистоту воздуха нашей планеты.

Вывод: Благодаря воздуху мы дышим и слышим, говорим, поём, летаем на самолётах, сушим бельё и т.д. Без воздуха не могут жить все живые существа.

3. Работа по теме

Учитель: А без чего ещё не может жить человек, да и другие живые существа? Ответы детей.

Слайд 1

Учитель: Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать?

Дети: Без воды.

Учитель: Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».
А теперь послушайте, что знают о воде наши дети (стихи о воде)

«Волшебная вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда наша спутница – вода. (Н.Рыжова)

Слайд 2

Учитель: Так какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

Сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в природе.

Слайд 3

Учитель: Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело!

Слайд 4

Учитель: Что изменилось?

Дети: Изменился цвет, нет голубого и зелёного.

Учитель: Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?

Дети: Ничто на свете не может жить без воды!

Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле? Ответы детей.

Слайд 5

Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях. Но в морях и океанах вода солёная, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина?

Дети: Люди загрязняют реки и озёра, стараются не экономить воду.

Учитель: Сейчас немного о нашей местной речке Калья расскажет нам …

Ученик: 40 лет назад речка Калья была широкой, а вода в ней прозрачной. В речке водилось много рыбы, но рядом строились шахты. Человек стал спускать в речку шахтные воды. Дно реки заилилось, водоросли перестали расти, и рыбы не стало. Дно реки никто и никогда не чистил. В верховьях речки человек вырубил леса. Речка обмелела. Это привело к нарушению природного равновесия.

Учитель: Ребята, а ведь может случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни вода просто необходима, потому что мы на 70% состоим из воды, запасы которой нужно постоянно пополнять.

Слайд 6

Без воды человек может прожить только 3 дня. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода? Ответы детей.

Учитель: В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Откуда наш организм может получить необходимую жидкость? Ответы детей.

Слайды 7-8

Учитель: А теперь … прочитай загадку: что умеет застывать, летать и бегать? Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния. Ответы детей.

Слайд 9

Учитель:

  • Если вода застывает, во что она превращается? (Лёд).
  • Какое это будет вещество? (Твёрдое).
  • Когда вода становится летучей? (Когда превращается в пар)
  • Какое это вещество? (Газообразное).
  • А когда вода бежит? Ответы детей.

Учитель: Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

Тетрадь стр.35 №77 Кроссворд «Процессы»

Слайд 10

Учитель:  Вода на Земле постоянно меняет своё состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Как же происходит круговорот воды в природе?

Учебник стр.86 (читает ученик).

Круговорот воды

Слайд 11. Физминутка для глаз и эмоционального настроя.

Слайд 12.

Учитель: А какими же свойствами обладает вода?

Работа в парах

Учитель: Проведём опыты и определим свойства воды. На каждой парте есть стакан с водой и ложки.

1) Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? Можно ли через неё увидеть предмет? Какой вывод?

Дети: Вода бесцветная и прозрачная.

2) Понюхайте воду. Есть ли у воды запах?

Дети: Вода не имеет запаха.

3) Вспомните, какая вода на вкус. Можно ли сказать, что она кислая или солёная, горькая или сладкая? Имеет ли она вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

4) Положите в стакан немного сахара и размешайте. Что произошло? А теперь насыпьте немного порошка. Что вы замечаете?

Дети: Вода может растворять некоторые вещества.

Учитель: А где в быту можно использовать это свойство воды?

Дети: Мытьё посуды, стирка, уборка, рисование.

Учитель: Итак, какими же свойствами обладает вода?

4. Итог урока

Учитель: Давайте проверим, какие знания вы унесёте с урока.

Тест «Проверим себя»

Учитель: Какую пользу человеку приносит вода? Какой момент урока вам больше всего запомнился? Что совершенно новое вы узнали на уроке?
Я думаю, все эти знания, полученные на уроке, нам пригодятся при изучении других тем, да и в жизни.

5. Домашнее задание

Учебник стр. 77-80, 82, 86 (читать)

Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.

Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Подумай, почему это происходит?
Запиши свой вывод.

Учитель: А на следующем уроке мы поговорим о том, как используется людьми вода и как сохранить на земле это удивительное ценное вещество – воду.

Автор: Людмила Александровна Плаксина, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ НОШ № 10 города Североуральска Свердловской области, стаж работы – 33 года. (людмилочка)

Презентация «Вода и её роль в природе»

3.7 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 26)
  • 3 февраля 2021
  • 96673
  • 6

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Юлия Владимировна

Юлия Владимировна 23.09.2010 в 16:50

Замечательный урок! Обязательно воспользуюсь в своей практике.

Татьяна

Татьяна 23.09.2010 в 17:37

классый проект, очень познавательный

Ольга  Васильевна Климентьева

Ольга Васильевна Климентьева 30.09.2010 в 14:59

Урок хороший, но главное действующее лицо - учитель, А дети пассивные слушатели. Дайте им больше инициативы

Наталья Владимировна

Наталья Владимировна 14.04.2015 в 17:55

Очень интересно и познавательно!

Гаврикова Нина

Гаврикова Нина 06.11.2015 в 12:40

Уважаемая Людмила Александровна, мне понравился Ваша разработка урока.
Интересный, познавательный, позитивный.
Желаю Вам новых проектов, новых идей и их воплощения!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 22.09.2021 в 06:32

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!