Сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в природе.
Цели урока:
1. Обучающие:
2. Развивающие:
3. Воспитывающие:
Задачи:
– расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение;
– создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путём опытов);
– развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;
– развитие самоконтроля учащихся;
– воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование для учителя: Учебник О.Т.Поглазовой, В.Д.Шипина (1ч.), 2007, программа «Гармония», компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Вода и её роль в природе».
Оборудование для учащихся: Стакан с водой, ложка, сахар, измельчённый мел или порошок.
1. Организационный момент
Учитель: Дети, сегодня на урок пришли мои коллеги, учителя, родители. Поприветствуйте их. Настроение каково?
Дети: Во!!!
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Повторим изученный материал о воздухе. Дома вы готовили рисунки «Берегите воздух». Чем важен воздух всем обитателям Земли?
Дети: Без воздуха не было бы жизни на Земле.
Учитель: Услышали бы мы пение птиц, жужжание насекомых, школьный звонок без воздуха?
Дети: Нет.
Учитель: Почему?
Дети: Потому что воздух передаёт звуки.
Учитель: Для чего в аквариумах продувают воздух?
Дети: Для насыщения воды кислородом.
Учитель: Каково значение имеет озеленение городов и сёл?
Дети: Леса называют «лёгкими» нашей планеты. Если есть растения и деревья, то воздух будет наполняться кислородом.
Учитель: Почему борьбу за чистоту воздуха необходимо вести всем землянам сообща?
Дети: Воздушные потоки и ветры могут перемещать загрязнённый в одном месте воздух в другие края Земли. Поэтому очень важно всем землянам беречь чистоту воздуха нашей планеты.
Вывод: Благодаря воздуху мы дышим и слышим, говорим, поём, летаем на самолётах, сушим бельё и т.д. Без воздуха не могут жить все живые существа.
3. Работа по теме
Учитель: А без чего ещё не может жить человек, да и другие живые существа? Ответы детей.
Слайд 1
Учитель: Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать?
Дети: Без воды.
Учитель: Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».
А теперь послушайте, что знают о воде наши дети (стихи о воде)
«Волшебная вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда наша спутница – вода. (Н.Рыжова)
Слайд 2
Учитель: Так какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
Сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в природе.
Слайд 3
Учитель: Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело!
Слайд 4
Учитель: Что изменилось?
Дети: Изменился цвет, нет голубого и зелёного.
Учитель: Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?
Дети: Ничто на свете не может жить без воды!
Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле? Ответы детей.
Слайд 5
Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях. Но в морях и океанах вода солёная, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина?
Дети: Люди загрязняют реки и озёра, стараются не экономить воду.
Учитель: Сейчас немного о нашей местной речке Калья расскажет нам …
Ученик: 40 лет назад речка Калья была широкой, а вода в ней прозрачной. В речке водилось много рыбы, но рядом строились шахты. Человек стал спускать в речку шахтные воды. Дно реки заилилось, водоросли перестали расти, и рыбы не стало. Дно реки никто и никогда не чистил. В верховьях речки человек вырубил леса. Речка обмелела. Это привело к нарушению природного равновесия.
Учитель: Ребята, а ведь может случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни вода просто необходима, потому что мы на 70% состоим из воды, запасы которой нужно постоянно пополнять.
Слайд 6
Без воды человек может прожить только 3 дня. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода? Ответы детей.
Учитель: В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Откуда наш организм может получить необходимую жидкость? Ответы детей.
Слайды 7-8
Учитель: А теперь … прочитай загадку: что умеет застывать, летать и бегать? Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния. Ответы детей.
Слайд 9
Учитель:
Учитель: Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.
Тетрадь стр.35 №77 Кроссворд «Процессы»
Слайд 10
Учитель: Вода на Земле постоянно меняет своё состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Как же происходит круговорот воды в природе?
Учебник стр.86 (читает ученик).
Слайд 11. Физминутка для глаз и эмоционального настроя.
Слайд 12.
Учитель: А какими же свойствами обладает вода?
Работа в парах
Учитель: Проведём опыты и определим свойства воды. На каждой парте есть стакан с водой и ложки.
1) Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? Можно ли через неё увидеть предмет? Какой вывод?
Дети: Вода бесцветная и прозрачная.
2) Понюхайте воду. Есть ли у воды запах?
Дети: Вода не имеет запаха.
3) Вспомните, какая вода на вкус. Можно ли сказать, что она кислая или солёная, горькая или сладкая? Имеет ли она вкус?
Дети: Вода не имеет вкуса.
4) Положите в стакан немного сахара и размешайте. Что произошло? А теперь насыпьте немного порошка. Что вы замечаете?
Дети: Вода может растворять некоторые вещества.
Учитель: А где в быту можно использовать это свойство воды?
Дети: Мытьё посуды, стирка, уборка, рисование.
Учитель: Итак, какими же свойствами обладает вода?
4. Итог урока
Учитель: Давайте проверим, какие знания вы унесёте с урока.
Тест «Проверим себя»
Учитель: Какую пользу человеку приносит вода? Какой момент урока вам больше всего запомнился? Что совершенно новое вы узнали на уроке?
Я думаю, все эти знания, полученные на уроке, нам пригодятся при изучении других тем, да и в жизни.
5. Домашнее задание
Учебник стр. 77-80, 82, 86 (читать)
Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.
Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Подумай, почему это происходит?
Запиши свой вывод.
Учитель: А на следующем уроке мы поговорим о том, как используется людьми вода и как сохранить на земле это удивительное ценное вещество – воду.
Автор: Людмила Александровна Плаксина, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ НОШ № 10 города Североуральска Свердловской области, стаж работы – 33 года. (людмилочка)
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Урок хороший, но главное действующее лицо - учитель, А дети пассивные слушатели. Дайте им больше инициативы
Уважаемая Людмила Александровна, мне понравился Ваша разработка урока.
Интересный, познавательный, позитивный.
Желаю Вам новых проектов, новых идей и их воплощения!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.