Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Цель: Познакомить детей с отдельными эпизодами России, ее символами.
Оборудование: Аудиозаписи песен и гимна, герб, флаг.
1. Организационный момент
2. Постановка темы
Звучит музыка.
1 ученик:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовем.
Учитель: Какие мысли возникли у вас, когда вы прослушали эти строки?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня мы будем говорить, за что же надо любить и беречь свою Родину.
Звучит песня «С чего начинается Родина?» (автор Матусовский М., музыка Баснер В.)
3. Рассказ о нашей стране
Учитель: Откуда произошло само слово родина?
Чтение значений слов из толкового словаря.
Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объеденных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
Родить – значит произвести на свет потомство.
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня –родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
Народ – нация, народность, жители страны.
Учитель:
Что мы родиной зовем?
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
Звучит песня «Наш край».
Учитель: Как называется страна в которой вы живете?
Дети: Россия.
Учитель: Откуда появилось название Россия? В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь» как полагают ученые произошло от слова «Русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами. Отсюда и слово «россияне», а страна, где они живут, –Россия.
Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в зале?
Дети: Мы все россияне, живем в стране которая называется Россия. Мы живем в стране, у которой имя – Россия.
Учитель: Много чудесных стран на Земле, везде жувут люди, но Россия – единственная, потому что она наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения.
«Родина»
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! З. Алексанрова
«Лучше нет родного края»
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края! П. Воронько
* * *
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети,
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти. М. Исаковский
* * *
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России ни бывал.
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном –
Эта неоглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом. Т. Коти
Танец «Русские лирические».
4. Рассказ о симваолах государства
Учитель: Продолжим разговор о нашей Родине. В каком государстве вы живете?
Дети: Наше государство называется Российская Федерация.
Учитель: А чем отличается одно государство от другого?
Дети: Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.
Учитель: Назовите основные символы государства.
Флаг. Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести; синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета используются в народных костюмах и в декоративно-прикладном искусстве.Бело-синему флагу России уже более 300 лет.
Герб. Это государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства его можно читать. Фон герба –красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – Золотой двуглавый орел. Крылья похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Правой лапой сжимает орел скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом на верху. Над головой орла мы видим короны.
В давние времена корона, скиперт и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государства и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла.Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орел является символом России более 500.
Гимн. Это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях во время подъема государственного флага, время торжественных праздников, во время прведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна люди любой страны слушают его стоя, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Гимн России был принят 30 декабря 2000 г. И впервые исполнен в Новогоднюю ночь 2001 г. Слова гимна написал известный детский поэт С.В. Михалков, а музыку – знаменитый композитор А.В. Александров.
Исполняется 1 куплет гимна.
Беседа о столице России
Учитель: В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий вошел на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москвы реки и повелел на месте том град поставить». Москва впервые упомянута в летописях в 1147 г.
Москва моя, и мамина, и бабушки моей...
Орнаменты люблю я московских площадей.
И если в праздник с бабушкой гуляем мы вдвоем,
По улицам тихонько мы рядышком идем.
Здесь уютный дворик, церкви купола.
Это древний город и моя Москва.
Цветет над тихой речкой яблоня,
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама, как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра.
Какая Родина богатая!
Не сосчитать ее добра.
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз,
Какая Родина счастливая,
И это счастье все для нас!
Танец «Карусель».
Пословицы
Учитель: Какие пословицы вы знаете о Родине?
Дети:
Родная сторона – мать, чужая мачеха.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Учитель: 12 июня наша Родина отмечает праздник – День Независимости. А что мы можем ей подарить?
Дети: Нашу любовь.
* * *
Родина моя, моя Россия!
Как сказать тебе, что я тебя люблю,
Это море синее,
Эту жизнь в родном краю,
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клены, эти тополя…
Родина моя, моя Россия,
Как сказать, что я люблю тебя?
* * *
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Росссию –
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Дети исполняют песню «Россия».
Проводится игра. «Золотые ворота»
Учитель: Это старинная русская игра. 6 играков образуют пары, становятся лицом друг к другу на расстоянии шага, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные участники держатся за руки, составляя цепочку. Игроки-«ворота» говорят считалку, а цепочка быстро старается пройти между ними.
Тра-та-та, тра-та-та,
Отворяем ворота,
Золотые ворота,
Поспешите все сюда.
Пропускаем вас.
Пропускаем раз,
Пропускаем два,
А на третий раз
Не пропустим вас.
Игроки опускают руки вниз, ворота захлопываются. Те участники, которые оказались пойманными, становытся «воротами». Игра продолжается до тех пор, пока не будет пойман последний игрок.
Праздник заканчивается рисунками на асфальте «Моя малая Родина».
Автор: Татьяна Анатольевна Арикайнен, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОБУ «Агалатовская СОШ» Ленинградской области, стаж работы – 31 год.
Об авторе: Интересы: походы на природу, разведение цветов. Победы: победитель конкурса лучших учителей РФ, победитель муниципального конкурса «Классный, самый классный». Отличный хорошист
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Татьяна Анатольевна, замечательный праздник. Спасибо!
Татьяна Анатольевна, мне очень понравился ваш праздник. Дети должны любить и знать свою родину