Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
«К школьнику
относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит
наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский
Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу проектной деятельности, который позволяет:
Проектную деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.
На мой взгляд, метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих целей:
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.
Я выработала следующий алгоритм проектной деятельности:
1 этап. Предоставление темы проекта
Темы детских проектов я выбираю исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
Например, интеллектуальный проект «Я знаю много интересного о …» предполагал самостоятельный выбор учащимися слов, которые, на их взгляд, ближе, интереснее, благозвучнее… (Например, дети выбирали слова: солнце, небо, земля, весна, мама, зима и пр.)
2 этап. Выбор проблемы
На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?» При обсуждении проблемы за круглым столом дети предлагают свои пути решения: «Мы бы хотели узнать, сколько лексических значений имеет выбранное слово. Есть ли у данного слова антонимы, синонимы. Существуют ли фразеологические обороты с данным словом. Какие имеются пословицы, поговорки, загадки. В каких названиях картин известных художников упоминается это слово. А так же в сказках, рассказах, стихах и песнях. Ребята выражали желание самим придумать стихотворение или рассказ.
3 этап. Формулировка подтем
На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации.
4 этап. Планирование работы
Определяются пути поиска необходимой информации.
5 этап. Осуществление проекта
На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться» Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям.
Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать проект интереснее возрастает.
6 этап. Представление проекта
Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.
Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:
– соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;
– как оценили вашу работу посторонние люди;
По сложившейся традиции дети приглашают на защиту проектов директора школы, завуча, психолога, учащихся параллельных классов. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовке учащихся и их уверенности в своих силах.
7 этап. Оценка проекта
Весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов. Задача педагога на этом этапе – не допустить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я стараюсь выделить несколько номинаций и делаю так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации.
Исследовательская, проектная деятельность подготавливает учащихся к участию в научно-практических конференциях. Ежегодно ученики моего класса не только принимают участие в таких мероприятиях, но и занимают призовые места.
Дни защиты проектов учащиеся воспринимают как праздник, и последний этап конкурса по сложившимся традициям проходит за круглым столом.
Я считаю, что применение метода проектов в моей работе приносит свои плоды: в классе сочиняют стихи 5 человек, у многих получаются интересные рассказы и сказки. И как результат этой работы нужно отметить высокую заинтересованность учащихся в учебной деятельности.
Автор: Марина Павловна Казанцева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1 ГО Богданович Свердловской области. Стаж работы по специальности 18 лет.
Об авторе: За педагогическое мастерство, высокий уровень профессионализма, преданность профессии, за активное участие в организации районных конкурсов, за разработки образовательных программ «Летнего оздоровительного лагеря», за участие и победу в смотрах-конкурсах на лучшую модель лагерей награждена почётными грамотами РУО. Имею признание за участие в конкурсе «Учитель года – 2008» в номинации «Инновации в образовании». В конкурсе компьютерного мастерства «Зов времени» – 2010 в номинации «Лучший урок с использованием ИКТ» награждена дипломом. Имею школьные грамоты за высокие результаты в обучении подрастающего поколения, за значительные успехи в организации, совершенствовании образовательного процесса и др.
Я являюсь постоянным автором публикаций в газетах: «Народное слово», «Наш Богданович», «Школьная планета», «Переменка». Участвую в международном проекте «Источник знаний», публикую свои рабаты на педагогических сайтах «Завуч-инфо», «Про школу», «Сеть творческих учителей». Приняла участие в областном конкурсе методических разработок «Растим патриотов России».
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень интересный материал представила Марина Павловна Казанцева. Вот где видна наяву полная самоотдача в работе с учениками, а ведь это в начальной школе друзья. Знаете друзья, я внимательно следил как преподают в начальной школе у нас в Калининграде на примере класса, где училась моя внучка. Её учительница мне очень нравилась как педагог, и я дед своей внучки Лизы, постоянно посещал школу и следил за учебным процессом. Мы часто ходили и ездили на экскурсии с классом, даже в аквапарк, где все вместе купались. и отдыхали.
Да, эта методика и сам подход Марины Павловны к раскрытию творчества в детях для меня откровение. Знаете друзья, что я заметил и по прошкольному сайту и здесь, что не столичные учителя много больше дают знаний и навыков нашим (своим) детям, чем столичные. Может я выражаюсь косноязычно, но честно. Дети с чистой, светлой душой тянутся к такому целеустремлённому обучению. Мне думается, что такой интересный опыт работы с учениками Марины Павловны нужно внедрять во всероссийском масштабе. Естественно и родители не оставлены в стороне, уверен, что они много помогают своим детям, т.к. такой метод требует от ученика огромной самоотдачи и напряжения. Уверен, что дети и родители очень любят своего педагога и друга. Представлены прекрасные фото. И какие глаза заинтересованные у детей на фото. Это дорогого стоит. Успеха вам дорогая Марина Павловна.
Марина Павловна, у Вас столько достижений!!! Почему бы Вам не подать на высшую категорию? Или на 200 тысяч?
Очень хорошо, что вы занимаетесь со своими учениками проектной деятельностью. Это сейчас актуально, значимо и очень важно! Творческих вам успехов!
Проектная деятельность с младшими школьниками является хорошим фундаментом вхождения в научно-исследовательскую работу в среднем и старшем звене.
Марина Павловна,спасибо за интересный материал.Проделана большая работа с детьми.Это подвиг для учителя.Очень творческий подход.
Исследовательская работа в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.Вам все это удалось,Марина Павловна.
очень важно учить с самого раннего школьного взраста верной логике исследования. у вас это хорошо получается!
Отличная цель - помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Успехов Вам в ее достижении!
Марина Павловна, здорово, что Вы приучаете детей к проектной деятельности: им будет и интересней, и легче учиться дальше (ведь учеба - это нелегкий труд!) Да и то, что Ваши ребятишки учатся публично презентовать свои труды - тоже очень полезно! Молодцы! Так держать!
Молодец, Марина Павловна, двигайтесь и дальше в этом направлении.
С началом нового учебного года. Новых Вам творческих успехов.
Всегда с большим уважением относилась к учителям начальных классов.
Работа очень интересная надеюсь, что молодым педагогам она поможет.
Спасибо. Успехов. В среднем звене Вашим детям будет намного проще адаптироваться.
Вы работаете в правильном направлении. Прививать умения создавать проекты нужно с начальной школы, чтобы в основной и старшей школе детям было легче. Они придут туда уже со своим багажом знаний. Учителя в глубинке великие труженики. Творите, дерзайте.
Ваша работа, Марина Павловна, мне понравилась. Действительно вашим деткам будет легче в среднем звене. Успехов вам! С новым учебным годом!
Работа мне очень понравилась. Весь материал изложен последовательно и доходчиво. Так держать!
Спасибо за представленный материал. В канун нового учебного года желаю новых творческих успехов.
Четко, последовательно, с любовью. Спасибо Вам дорогая Марина Павловна, больших Вам творческих успехов!
Прекрасная работа. Как учитель изобразительного искусства обратила внимание на яркость и красочность представленных на фотографиях проектов. Думаю, что в старшей школе Ваши дети будут уверенно представлять свои проекты на конкурсах и конференциях различного уровня. Спасибо за работу.
Нечестно играете, Марина Павловна! "5" можно поставить только за содержательные комментарии, которые Вы сами себе насочиняли:-)
Рад,что есть такие целеустремленные педагоги заботящиеся о новом поколении.Работа очень нужная,актуальная.Успехов! С уважением Владимир Н.
Уважаемая Марина Павловна! Спасибо за интересный доклад. Я тоже много занимаюсь проектной работой ( особенно телекоммуникационными проектами). И тоже убедилась, что это хорошая мотивация для обучения.
Спасибо.Материал понравился.Рада, что Вы занимаетесь с ребятами проектной деятельностью.Работа эта актуальна и полезна для учащихся.Поздравляю!
Чтобы воспитать конкурентно способную личность. умеющую развиваться в условиях изменяющегося мира, просто необходим в работе каждого учителя метод проектов.Ваш опыт это доказывает.Спасибо!Дальнейших вам успехов!
Спасибо, Марина Павловна! Успехов Вам в дальнейшей работе.
Марина Павловна! Согласна с Вами, что метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Верю, что детям на Ваших уроках интересно. Желаю дальнейших успехов!
Марина Павловна! Я тоже использую этот метод в работе. Очень по времени затратный, но всегда радует результат. Успехов Вам!
Марина Павловна! Очень хорошо, что вы этим занимаетесь. Очень хочется думать, что проекты составляют дети, а не родители. За погоней за "бумажкой" чаще всего все сводится к выполнению работы родителями. Я это пишу из своего опыта и наблюдений. А вы молодец, что этим занимаетесь. так держать.
Спасибо за представленный ресурс. Видно, что была проделана огромная работа. Творческих Вам успехов.
Уважаемая Марина Павловна! Проектная деятельность развивает детей во всех напрвлениях и помогает им легче адаптироваться в средней школе! Я курирую проектную деятельность в своей школе и обязательно посоветую учителям начальной школы обратиться к Вашему ресурсу! Творческих Вам успехов!
Уважаемые коллеги! Могу Вам сообщить со 100% гарантией, что все проектные работы составляются детьми, а Марина Павловна грамотно направляет интересы детей в поисковую и исследовательскую сферу. Мне удалось посетить ряд таких мероприятий у данного педагога и я могу сказать, что весь изучаемый материал дети помнят и умело им пользуются на протяжении многих лет. Этот человек - настоящий труженик, а ведь у неё ещё и совсем маленькая дочь подрастает. Успевает ВСЁ. Марина Павловна, Вам - Полёта, Удачи, Энергии. О.Г
Представленное направление "метод проектов" сейчас пользуется большой популярностью. Верю, что Вы, Марина Павловна, - творческий учитель и получаете хорошие результаты. Но почему представлена статья с чистыми теоретическими выкладками, не подтверждённая примерами Вашей методической работы, детского творчества. А вот на фотографиях видна большая работа родителей!